издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Строительный вектор

Особенности иркутского градостроения

Метаморфозы рыночных реформ особенно негативно отразились на строительной отрасли, которая в последние годы не развивалась, работала экстенсивными методами. Сказалось отсутствие нормативных актов РФ, а также генпланов и проектов застройки у муниципальных образований, разрушение базы стройиндустрии.

Другими словами, политика невмешательства в строительные проблемы со стороны государственных органов себя не оправдала. Лишь в последнее время наметились кое-какие сдвиги, что не преминул отметить в своих выступлениях и Президент в поездках по регионам. А какова обстановка в стройкомплексе Иркутска, как удаётся преодолевать барьеры в решении обустройства города, возведения жилья, объектов инфраструктуры? С этих вопросов мы и начали беседу с заместителем главы администрации г. Иркутска, председателем комитета по градостроительной политике Евгением Харитоновым.

— Евгений Аркадьевич, в прошлом году в областном центре было введено 165 тыс. кв. м жилой площади, или 211 тыс. кв. м общей. А как складывается ситуация нынче?

— По нашему плану на ввод просчитывали 231 тыс. кв. м жилой площади (330 тыс. кв. м общей). Я не веду речи о коммерческой недвижимости – торговых центрах и прочее. Не хочу так смело заявлять, но мы постараемся эту плановую цифру перескочить. Исхожу из того, что на начало ноября введено 135 тыс. кв. м, или в 1,7 раза больше к аналогичному периоду 2006 года. Основная сдача, как всегда, попадает на декабрь, дома стоят под отделкой практически готовые. Считаю, что для Иркутска это неплохой показатель.

— А каков вклад в его реализацию ваших подрядчиков?

— Как и в прежние годы, больше всех сделано «Востсибстроем». Думаю, 65-70 тыс. кв. м эта компания введёт, хотя и у неё есть проблемы и со сроками, и со сдачей. Вторую ступеньку занимает УКС городской администрации. За сдачу им 50 тыс. кв. м я могу ручаться. Весьма удовлетворён также работой одного из крупнейших красноярских застройщиков — ООО «Монолитстрой». Нынче наши соседи зашли на площадку и уже подняли на уровень 5-6 этажей несколько «коробок» домов. Думаю, на следующий год город получит от них до 30 тыс. кв. м жилья, это будут 9-12-этажные дома, которые, несомненно, украсят микрорайон Топкинский. Большой вклад в выполнении строительной программы вносит компания «Новый город», на солидные объёмы выходит «Гипродорнии». Руководители ООО «Лесстрой» не занимаются отводами пустых площадок, а выкупают ветхое и аварийное жильё, сносят его и строят прекрасные дома в районе ул. Станиславского и базы «Водоканала». Этим они решают две задачи: снос ветхого и аварийного жилого фонда и строительство нового. Таких застройщиков можно только приветствовать.

— Подобного рода застройка именуется точечной. А ведь мы на всех совещаниях постоянно ведём речь о комплексной.

— У города есть программа, рассчитанная до 2010 года, которая предусматривает комплексное размещение жилых массивов в микрорайонах старой застройки с учётом сноса. Не отдельными выборочными «пятнами», как практиковалось раньше, а комплексно, с заранее решённым инженерным обеспечением. Сюда входит Ново-Ленино, часть микрорайона Парковый и район Телецентра, которые с пуском нового моста через Ангару станут весьма и весьма перспективными. Посмотрите на комплекс «Нового города» по ул. Партизанской — Подгорной. Квартал преобразился до неузнаваемости. На месте трухлявых домов появился современный жилой комплекс. Зарождается, как точечный: выкупил застройщик один или два дома и строит, завтра выкупит третий, потом четвёртый… В Свердловском районе «Востсибстрой» приобрёл несколько домов по ул. Гоголя и сейчас строит жилой комплекс. Может, сейчас он не такой большой, как хотелось бы, но завтра он выкупит дома напротив и будет продолжать строить.

— Евгений Аркадьевич, вы упомянули микрорайон Парковый и район Телецентра. Их структура характеризуется множеством ветхого и аварийного жилья, это тормозит строительство правобережных подходов нового мостового перехода. Пришлось «разбивать» его ввод ещё на три года, как минимум. Как город намерен решать эту проблему?

— Все подходы вместе с отселением входят в титул строительства мостового перехода. Самая главная артерия и препятствие – это ул. Пискунова. Мы нынче десять домов муниципального жилого фонда снесли. Но, к сожалению, и у нас, и у дирекции по строительству мостового перехода пока никак не получается найти контакт с частниками. Хозяева частных домов ставят неприемлемые условия.

Наша программа развития дорожной инфраструктуры чётко увязана с графиком ввода очередей мостового перехода. В следующем году мостостроители переходят улицу Коммунистическую, в 2009 г. – Седова, в 2010 г – Байкальскую. Мы к этому должны быть готовы. Наша основная задача – сделать 3 Июля, Седова и Байкальскую. Байкальской уже начали заниматься, к 2010 году должны привести её в нормальное состояние. В следующем году выходим на ул. 3 Июля, проект её реконструкции Гипродорнии обещает выдать до конца года. Сделаем нормальное её расширение с устройством так называемого малого транспортного кольца в районе пересечения ул. Седова, 3 Июля, Ленина.

В будущем появится большое кольцо, которое завяжет на себя и ул. Красных Мадьяр. За наш счёт будет строиться и путепроводная развязка Седова — Красных Мадьяр. Улица Седова станет одной из основных транспортных магистралей, что и предусмотрено всеми проектами планировки. На будущий год её будем проектировать. Стоимость проекта с учётом развязки на Седова – Красных Мадьяр составляет 50 млн. руб.

— А начали со строительства подземных переходов на Байкальской?

— Вот именно. Это позволит избавиться от заторов. Ведь не секрет, что каждый светофор – это пробка. Ликвидировав пешеходную фазу на светофоре, можно существенно ускорить движение по улице. Нынче сдадим два таких перехода по ул. Байкальской, третий, на ул. Лермонтова, будет готов в первом квартале следующего года. Хотелось бы отдать должное фирме «РегионСпецСтрой» Евгения Сичкарука. Несмотря на все сложности, коллектив прекрасно сработал на ул. Байкальской. Это довольно сложные объекты. При кажущейся простоте этого сооружения стоимостью 50 млн. руб. вынос сетей даёт как минимум удвоение стоимости и массу мороки…

На следующий год будем иметь подобные переходы в районе Цимлянской, два перехода в районе Волжской, переход через ул. Ленина в районе филармонии, а также подземный переход на Синюшиной горе в районе рынка «Ручей».

— В канун пуска первой очереди мостового перехода министр транспорта Игорь Левитин на рабочем совещании предложил сделать на правобережной развязке выход с моста тремя – четырьмя направлениями со строительством дороги по набережной Ангары до плотины. Как вы относитесь к подобной идее?

— Думаю, что пускать в рекреационной зоне магистральную улицу не следует. Поэтому мы сейчас занимаемся проектом строительства ул. Дальневосточной, которая пройдёт по Нижней Лисихе параллельно Байкальской (между Байкальской и Набережной). Это будет магистраль городского значения.

— Евгений Аркадьевич, а чем вызвана передача городского дорожного хозяйства в распоряжение УКСа?

— Считаю, что с учётом выделенных средств комитет по жилищно-коммунальному хозяйству сработал по дорогам хорошо. Просто штат его работников физически не успевал справиться с подобными объёмами. Поэтому где-то возникали инженерные недоработки, где-то задержки с выносом сетей. В УКСе создаём дорожно-строительный отдел из 22 специалистов, которые будут курировать строительство, ремонт и реконструкцию от проекта и выдачи технического задания до приёмки объекта в эксплуатацию.

— Вернёмся к жилищному строительству. Нынче город сдаст (будем надеяться) 231 тыс. кв. м, а какие планы на следующий год?

— В 2008-м, думаю, реально выйдем на 300 тыс. кв. м. Заметьте, в советские времена пик строительства пришёлся на 1989 год, когда в городе было введено 330 тыс. кв. м. Считаю, это нормальные темпы. К сожалению, при возрастающих объёмах строительства нас здорово тормозит база стройиндустрии. Уже нынче то и дело возникали перебои по щебню, инертным, цементу… Без развития базы, новых разведанных карьеров никуда не двинемся. Ангарский цементный завод производит 1 млн. тонн продукции, как на него ни дави, больше 1,1 млн. тонн он дать не сможет. А у нас-то темпы растут.

Думаю, что в следующем году мы, как говорится, через пуп вытащим программу, а вот в дальнейшем проблема. Посудите сами: у муниципалитета на застройщика практически никакого влияния нет. Землю выделяет область, экспертиза – за областными структурами, строительный контроль и приёмку в эксплуатацию осуществляют областные службы. В такой ситуации давить на город и обвинять его во всех грехах просто неэтично.

— Хотелось бы услышать ваше резюме о ценах на жильё, которые стали запредельными. Отчего так?

— Первый вице-премьер Дмитрий Медведев в своих выступлениях говорил, что рынок наш превратился из рынка потребительского в рынок финансовый. Отчасти рост цен с этим и связан. Хотя и говорят, что надо строить больше, от этого цены станут меньше. Но посмотрите, кто покупает жильё? Риелторские фирмы. Покупают и перепродают. Такая ситуация везде. За год стоимость 1 кв. м увеличилась на 30%, как минимум, по УКСу – на 15% . В центральной части города уже есть предложения по 100 тыс. руб. за 1 кв. м. Наверное, это нормально. Если человек хочет жить в самом престижном районе, должен за это заплатить. Наша задача – строить жильё по спальным районам, доступное для людей. Главное, чтобы держался общий уровень цен.

— Каким видится генеральное направление в дальнейшем развитии Иркутска?

— Это прежде всего транспортная инфраструктура и всё, что с ней связано. Разгрузить центр города – это достаточно глобальная задача: расширение улиц, устройство переходов. Как предложено проектом планировки, нам надо в центре города создать малое транспортное кольцо, чтобы максимально ограничить въезд транспорта в его пределах. Будет разработана также отдельная программа по строительству многоуровневых парковочных комплексов.

Второе направление – развитие так называемых застроенных территорий. В городе нет свободных площадок, потому огромное внимание уделено микрорайону Парковый и району Телецентра, которые будут развиваться в новой «редакции». Появятся здесь и шикарные коммерческие центры, и жилые дома, и социальные объекты.

Третья проблема – инфраструктура. И очистные сооружения надо реконструировать, и с теплом в Куйбышевском районе надо решать. Совместно с «Иркутск-энерго» какое-то решение принимать, чтобы не оставить будущие строительные площадки без тепла. В городе назрела необходимость строительства ещё одного теплоисточника.

В заключение хотелось бы отметить, что решение столь важных и столь сложных проблем зависит не только от отдельных лиц или учреждений, а от целого комплекса экономических и социальных возможностей. Они, а также потенциал стройиндустрии определяют темпы реализации наших программ.

Беседовал Александр АНТОНЕНКО, «Восточно-Сибирская правда»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры