издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Всегда готов

Пионеры иркутского рынка бизнеса создают предприятия на продажу

Иркутские предприниматели созрели до торговли своими бизнесами. Региональный рынок пестрит предложениями о продаже предприятий общепита, туристических баз и производственных объектов стоимостью в среднем от 1 млн. до 10 млн. рублей. Некоторые игроки уже оценили доходность торговли готовыми предприятиями и теперь специально «выращивают» фирмы на продажу. Какие бизнесы идут нарасхват, в чём заключается инвестиционная привлекательность иркутских салонов красоты и сколько стоит самый дорогой бизнес в регионе, выясняла ЕКАТЕРИНА АРБУЗОВА.

Молодой и перспективный

Региональный рынок готового бизнеса эксперты снисходительно называют очень молодым — ему не более двух-трёх лет — и неразвитым. По оценке руководителя брокерского центра «БайкалБизнесИнвест» Олега Змановских, в прошлом году в стране было выставлено на продажу 17-18 тыс. предприятий, из которых на Иркутскую область пришлось не более ста. При этом большинство средних и малых предприятий продаётся по знакомству, так что до 90% сделок остаётся «в тени», подчеркнул бизнес-брокер инвестиционной компании «Пересвет» Сергей Мокрецов. Как считает директор центра кадровых технологий группы компаний «Дело» Алина Лузгина, предпринимателей отпугивает предпродажная подготовка, которая средней фирме обойдётся примерно в 200 тыс. рублей.

Объём иркутского рынка бизнеса эксперты «Конкурента» определить не берутся даже приблизительно. Специалисты ссылаются на отсутствие статистики по региону, но отмечают, что в целом по России в 2007 году этот показатель равен 3-3,5 млрд. долларов. Один из собеседников подсчитал, что при простом делении на количество субъектов получается, что из этой суммы на рынок готового бизнеса в Иркутской области приходилось бы не более 4 млн. долларов. «Но надо учитывать, что сегменты развиты неравномерно. Если московские бизнес-брокерские агентства на своём развитом рынке продают ежегодно по 30-40 предприятий, то у нас, к примеру, сейчас выставлено 16 бизнесов, не все из которых будут проданы именно в этом году», — прокомментировал Олег Змановских. Впрочем, по оптимистичной оценке Сергея Мокрецова, ежегодно рынок удваивается и у него огромный потенциал.

Дельное предложение

Особой популярностью у иркутян, решивших «пойти на дело», пользуются малые и средние предприятия в сфере обслуживания. По рассказам специалистов, успешные бизнесмены охотно приобретают салоны красоты, парикмахерские и кафе для своих детей, жён и любимых женщин, чтобы те «делом занялись». Стоимость такого оригинального подарка варьируется от 500 тыс. рублей за парикмахерскую в глубине застройки спального района до полутора миллионов за известную студию. Предприятия общепита в центре Иркутска оцениваются в пределах 10 млн. рублей. Эти бизнесы расходятся быстро, так как частные клиенты не заинтересованы в высокой прибыли и согласны даже на пограничную рентабельность. Предпринимателей подкупает и достаточно низкая цена объектов. «Практически все иркутские малые предприятия общепита и торговли находятся в арендуемых помещениях. Поэтому часто вместо готового бизнеса люди покупают всего лишь остатки товара и право аренды. В сущности, продаётся воздух», — считает председатель общественной организации предпринимателей Иркутской области Ильдус Галяутдинов.

Следом за сервисными предприятиями идут бизнесы в сфере производства стоимостью до 10 млн. рублей. Наиболее ликвидными специалисты признают строительные компании и предприятия по выпуску стройматериалов. «На прошлой неделе продали небольшую строительную фирму, — рассказал Мокрецов. — Сейчас выставлен на продажу застройщик-девелопер стоимостью 2 млн. рублей». По его прогнозу, строительная компания, у которой есть возможность лоббирования интересов в администрации, отработанные контакты с поставщиками и подрядчиками, не задержится в предложении для бизнес-класса. Спрос на фирмы по лесозаготовке пока не столь велик и соответствует предложению: они хорошо продаются и покупаются, отметила Алина Лузгина. А производство кирпича и пескоблоков приелось покупателям в регионе: слишком неэксклюзивно, — объясняют клиенты. Из-за отсутствия исключительности подобные бизнесы существенно теряют в цене и уходят по номинальной стоимости оборудования. Среди незаурядных предприятий Сергей Мокрецов назвал завод по производству полимеров и фирму по выпуску черепичной кровли.

В регионе тяжело продаются туристические бизнесы. Они «висят» в продаже более года. По подсчётам Олега Змановских, предложение в этом сегменте пока в десять раз превышает спрос. Объекты на побережье Байкала стоимостью более 5-7 миллионов рублей покупают крупные инвесторы, которых немного в Иркутской области. К примеру, в 2006 году базу отдыха «Байкальские дюны» недалеко от бухты Песчаной приобрёла группа компаний «Истлэнд». Это было стратегическое приобретение, когда объект органично вписался в структуру других туристских активов крупного инвестора. «Сейчас выставлен один из самых дорогих бизнесов — база отдыха по Байкальскому тракту за 250 млн. рублей. Крупное акционерное общество решило избавиться от этого непрофильного актива, но мы пока не можем найти покупателя, — рассказал Олег Змановских. — Чтобы привлечь в наш регион крупных столичных инвесторов, мы вступили в «Открытое партнёрство бизнес-брокеров».

Фирменная цена

Впрочем, дорогие объекты для иркутского рынка готового бизнеса скорее исключение. В основном за малые и средние предприятия иркутяне платят от 700-800 тыс. рублей до 20-30 млн. рублей. «Бывает, клиенты неадекватно оценивают свой бизнес, аргументируя это тем, что, мол, я в дело вложил душу и мне жалко с ним расставаться», — отметил Сергей Мокрецов. Между тем существует универсальная формула оценки бизнеса: стоимость активов предприятия (зданий, оборудования и т.д.) плюс годовая прибыль.

По словам Ильдуса Галяутдинова, в цену своего дела иркутяне зачастую хотят включить и стоимость имиджа фирмы, который они склонны завышать. Доброе имя компании, или гудвил, измеряют, сравнивая прибыль продающейся компании с прибылью аналогичного, но менее известного игрока. «Хорошо, если клиент пытается оценить реально действующие фирмы. Но иногда пытаются реализовать только документы на компанию. Был случай, когда вообще под видом бизнеса хотели продать два картинга», — рассказал Сергей Мокрецов.

До половины стоимости бизнеса может составлять команда фирмы, считает Алина Лузгина. Некоторые собственники оговаривают в контракте условие оставить прежний штат сотрудников. Бизнес-брокеры поддерживают такое решение, так как тоже считают, что кадры решают если не всё, то многое. Работники негативно воспринимают смену собственника, поэтому перед совершением сделки посредникам приходится «шифроваться». «Кого я только не изображал, когда приходил осматривать фирму. Даже журналиста», — признался один из собеседников «Конкурента».

По семейным обстоятельствам

Зачастую покупателя останавливает не цена, а причина продажи бизнеса, констатируют специалисты. «В смутные 90-е некоторые фирмы целенаправленно наделали долгов. Теперь руководители пытаются перепродать такие компании, чтобы избежать уголовной ответственности, — сказал Ильдус Галяутдинов. — Оценить масштаб этого явления в Иркутске сложно, но известно, что в Усольском районе подобные схемы использовались».

Среди легальных мотиваций весьма распространён переезд собственника в другой регион, отметил Олег Змановских и добавил, что сейчас он продаёт два бизнеса, владельцы которых собрались в Москву. Недавно в Иркутске по той же причине сменился владелец у фирмы по печати логотипов на футболки, кружки и т.д., рассказал непрофессиональный бизнес-брокер Пётр. По его словам, продать молодое, но прибыльное дело было решено в связи с потерей двух основателей бизнеса — те разъехались в другие города. Бизнес простоял несколько месяцев, в итоге был продан за 700 тыс. рублей. Оставившие своё дело в Иркутске приобретают новый бизнес в Москве, Петербурге или Новосибирске. Как правило, это небольшие строительные фирмы, копировальные центры, мини-типографии.

Часть собственников продают бизнес, потому что разочаровались в его прибыльности и имеют варианты инвестирования с большей доходностью. Так, например, службы такси не приносят «лёгких» денег, поэтому из 50 существующих в городе служб такси в предложении «висит» 7-8, некоторые из них выставляются на продажу не первый раз, пояснил Сергей Мокрецов. Семейные предприятия обычно продаются в связи с разделом имущества при разводе, а иногда, наоборот, с целью сохранить брак. По рассказу бизнес-брокера, недавно свой бизнес продала женщина, владевшая в течение 12 лет агентством знакомств и «переженившая столько народу, что хватило бы заселить небольшой городок». Но муж-бизнесмен приревновал владелицу агентства к холостым женихам и настоял на сделке.

В последние год-два в Иркутске появилась отдельная категория продавцов готовых предприятий. По описанию бизнес-брокеров, это «молодые шустрые ребята», которые организуют производства каких-либо товаров, например, сувениров. Возраст таких бизнесов не превышает и года, а ежегодный оборот — миллиона рублей. Среди таких продавцов встречаются и более взрослые и опытные инвесторы, так называемые «бизнес-ангелы». Они развивают бизнес до определённого уровня и после берутся за другой. По наблюдению специалистов рынка, бизнес, где уже «всё включено», приобретают люди, которые попробовали себя в предпринимательстве и понимают, насколько трудно создавать дело с нуля.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры