издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Между бизнесом и властью

Как открыть шлагбаум на пути развития предпринимательства

У Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири есть своя история. А история, как известно, уважает точные даты. В будущем году ТПП ВС исполнится 35 лет. За эти десятилетия ей удалось главное – выработать свой собственный стиль работы. А именно – грамотно реагировать на вызовы нового времени. Если до 2007 года она занималась поддержкой предпринимателей в регионе через систему оказания услуг (экспертиза экспорта и импорта товаров), то нынче «стрелки переведены» на координацию регионального бизнеса с целью уменьшения предпринимательских рисков.

Сегодня ТПП ВС, являясь связующим звеном между бизнесом и властью, видит свою основную миссию в развитии предпринимательства на базе объединения всех имеющихся ресурсов. А что касается консолидации в рамках одной палаты, то она успешно реализовала программу увеличения численности новых членов. Достаточно сказать, что их уже насчитывается более трёхсот.

Чем живёт палата в канун своего юбилея, вы узнаете из беседы её президента, члена правления ТПП РФ, доктора экономических наук Константина Шаврина с журналистом Игорем Альтером.

– Константин Семёнович, быть может, начнём с того, как вписана палата в структуру региональных органов и каковы её основные функции?

– Обратимся к Закону о торгово-промышленных палатах. Он принят ещё в 1993 году. Пока не менялся и действует по сей день. Хотя Россия 1993-го и Россия 2008-го – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Из контекста закона следует, что Торгово-промышленные палаты России – наша не исключение – это некоммерческие, негосударственные структуры, объединяющие промышленников, аграриев, предпринимателей, крупный, средний и малый бизнес, банки, высшие и средние учебные заведения, это фундаментальная и прикладная наука….Одним словом, всё то, без чего не может развиваться современная экономика.

ТПП ВС – одна из старейших в стране, с уже сложившейся биографией. Её учредители – крупные промышленные предприятия. А среди ведущих направлений я бы выделил два основных – развитие экономики и предпринимательства в регионе через налаживание прямых межрегиональных и международных контактов. Их за эти годы наша палата поднакопила достаточно. Я сейчас не погрешу против истины, если скажу, что сегодня ТПП ВС – одна из наиболее влиятельных некоммерческих организаций в регионе. Состоящие в ней несколько сотен предприятий представляют весь срез экономики Иркутской области.

– Мы уже отмечали, что приоритетным направлением палаты сейчас является консолидация и координация регионального бизнеса с целью уменьшения предпринимательских рисков. В этой связи интересен один факт. По заказу Российского союза промышленников и предпринимателей ВЦИОМ провёл опрос на тему: что мешает сегодня росту предпринимательства? Оказывается, повсеместное отсутствие кадров. Если под этим углом посмотреть на функции вашей палаты, то что мы увидим?

– Прежде всего, не будем забывать, что предпринимательство у нас ещё очень молодо. Ему всего полтора десятка лет. Может, чуть больше. К отсутствию кадров я ещё вернусь. А сейчас немного о другом. Давно пора понять простую истину: чтобы механизм предпринимательства заработал без сбоев, а не напоминал зависший компьютер, нужно, прежде всего, избавиться от громадного букета проблем. Тут и правовой нигилизм, и коррупция на всех этажах власти, и налоговая чехарда. У нас олигархи, чей доход равен военному бюджету, и работница библиотеки, которой не хватает средств на выживание, платят одинаковый налог – 13%.

А куда девать огромную армию чиновников, месяцами не дающих людям без взяток начать собственное дело? Как, позвольте спросить, в этой ситуации прочно встать на ноги предпринимателю? Из какого небытия появится долгожданный средний класс? И откуда к 2020 году его численность составит планируемые две трети населения, если пока наша экономика не собственным производством сильна, а во многом зависит от сырьевого экспорта? Вот далеко не полный перечень факторов, опустивших шлагбаум на пути развития предпринимательства.

Теперь вернёмся к кадрам. Как вы помните, они решают всё. Однако это при условии, что они есть. Но как быть, когда всё происходит с точностью до наоборот? Нынче невозможно да и негде научиться тому или иному ремеслу. ПТУ мы благополучно развалили, потому что оказались не создавать, а разрушать мастера. Раньше сильно страдали от дефицита строительных материалов. Сегодня их – море разливанное. А квалифицированных специалистов строителей, умеющих ими пользоваться, сильно не хватает. Казалось, ещё вчера был бум на экономистов, но сегодня уже многие поняли: если у нас не будет собственного производства сейчас, то завтра считать будет нечего.

Вот этот пробел ТПП ВС активно заполняет путём проведения семинаров. Мы приглашаем на курсы высококвалифицированных специалистов из Москвы, стремясь сократить дистанцию между производством и образованием. Объясняем, какие новые «всходы» появились на правовом поле. И вы знаете – лёд тронулся. В последнее время на примере деятельности нашей палаты я замечаю, как растёт интерес к знаниям. Люди стали больше бояться ошибок. А это значит, повышается степень защиты рисков.

– Константин Семёнович, прежде чем я задам следующий вопрос, хочу привести один любопытный факт. Говорят, в первой половине прошлого века коррупционный бюджет Нью-Йоркской таможни равнялся внутреннему валовому продукту США. Наши доморощенные предприниматели появились на свет в лихие перестроечно- перестрелочные годы. Они по полной программе успели ощутить на себе коррупционные рычаги власти. Это я к тому, что если бы бизнес в России развивался и жил по честным правилам, может, сейчас и не стояла бы так остро проблема социальной ответственности бизнеса. Отсюда вопрос: как ваша палата собирается повлиять на устранение негативных моментов в ситуации нынешнего предпринимательства?

– В конце прошлого года вышел новый Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства». В него вошли и наши разработки. Дело в том, что ТПП ВС плотно интегрирована в сеть российских Торгово-промышленных палат. Их у нас в России более 180. На практике каждая региональная палата тесно взаимодействует с ТПП РФ. Та же, в свою очередь, работает с правительством, Госдумой, принимает серьёзное участие в законо-творческом процессе. И мы на местах стараемся ликвидировать болевые точки: предложили прибыль от малого и среднего бизнеса отдать муниципальным образованиям. Нынче из каждого региона в федеральный бюджет поступают солидные средства. А сами регионы остаются на нищенском пайке. Им предназначено только 34% из госбюджета. Остальные 66% остаются «наверху». Но, может, разумнее иркутскую прибыль отдать в Иркутск, тайшетскую – в Тайшет…. Тогда власть на местах будет кровно заинтересована в развитии бизнеса.

Однако чиновники не хотят выпускать из рук бразды правления, не дают возможности в новых рыночных условиях обучить людей соответствующим навыкам, ставят палки в колёса предпринимателям, готовым содержать дома так, чтобы люди в них не замерзали, чтобы подъезд вас встретил не матом, расписанным по стенам, а чистотой и цветами…. Этому у нас пока, повторюсь, нигде не учат. Почему бы не взять на вооружение эффективные западные программы? У них там подобными делами занимается малый бизнес. И уж если случается авария, то все знают, куда позвонить. Бригада приезжает, быстро и качественно устраняет неполадки. А у нас ЖКХ – невспаханная целина.

Другой пример. Мы уже устали напоминать о том, что существует Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Он обязал местную власть до 1 января 2009 года всю непрофильную собственность выставить на торги. Цены там, конечно, будут сильно «кусаться». Малому бизнесу с его скромными возможностями до них никак не дотянуться. Вот вам ещё одна проблема, или, как говорили в известном фильме, «информация к размышлению».

– Константин Семёнович, теперь давайте посмотрим на схему «власть-бизнес» с точки зрения участия в ней ТПП ВС….

– Мы всегда стараемся находиться на острие событий, организацией и проведением которых занимается администрация Иркутской области. Будь то БЭФ или привлечение бизнес-сообщества к реализации выдвинутых В.В.Путиным приоритетных национальных проектов. Кстати, тут уже наблюдаются положительные сдвиги. Разработка позиции палаты, связанной с национальными проектами, находится в компетенции комитетов ТПП ВС. Здесь надо чётко представлять: есть власть, есть бизнес, мы же выступаем в роли буфера, или делового партнёра, только что названных мною структур, помогая налаживать плодотворные контакты между ними.

В фокусе нашего внимания находится и участие совместно с администрацией области и города в таких масштабных проектах, как агломерация (Иркутск – Шелехов – Ангарск), создание туристических и промышленных зон. Разумеется, это далеко не полный перечень нашего сотрудничества. Впрочем, для конкретного восприятия нашей работы лучше всего обратиться к цифрам. Проведённые нами расчёты показали увеличение объёма услуг, оказываемых ТПП ВС предприятиям региона, до 31 миллиона рублей в 2007 году.

– Не секрет, что контакты с властными структурами бывают сопряжены с политическими интересами. Порой они зависят от личного восприятия руководителем сложившейся сегодня ситуации в бизнесе. Иногда при решении сложных вопросов склонить весы в свою пользу пытаются партии. Какой позиции в таком случае придерживается палата?

– Слушая ваш вопрос, я вспомнил, что есть одна крупная торговая фирма. Называется она «Партия». И рекламирует себя очень оригинально. На её автомобилях написано: «Фирма «Партия» – вне политики, вне партии». Я не случайно привёл такой пример. Меньше всего мне бы хотелось, когда речь заходит о политических рисках, дать повод кому-то подумать, что ТПП ВС занимается политикой. Наша палата аполитична. Сложный диалог власти и бизнеса, с трудом пробивающий себе дорогу сквозь дебри новых рыночных отношений, не должен зависеть от интересов конкретных персоналий областного или городского масштаба, от кадровой кадрили или от амбиций той или иной партии, обслуживающей чей-нибудь политический заказ.

– Константин Семёнович, ТПП ВС накануне своего 35-летия. Треть этого срока вы стоите у её руля. Я прекрасно понимаю, что в одном интервью нельзя объять необъятное. Иначе можно ещё долго беседовать о подготовке к очередному БЭФу, всестороннем углублении и расширении географии межрегиональных и международных связей, реализации инвестиционных программ…. Но, как говорится в таких случаях, это уже другая история. А мы вернёмся к нашей. Меня интересует, что должно случиться, чтобы большие проблемы малого бизнеса стали историей?

– С одной стороны, казалось бы, всё просто. Нужно от разговоров о деле перейти наконец к делу! А это значит, окончательно развязать руки предпринимателю. Но, с другой, – как это сделать? И притом в сжатые сроки. Поясню свою мысль на свежем примере («АИФ» №9 от 2008 г.) Речь там идёт о чиновниках, творящих произвол в отношении предпринимателей при распределении госзаказов. Оказывается, сумма откатов доходит уже в отдельных случаях до 75%.

«В прошлом году, – пишет газета, – число жалоб в Федеральную антимонопольную службу стало рекордным – более 7 тысяч (за 2006 год – менее 3 тысяч) … На сегодняшний день общий объём госзаказа составляет 4 трлн. руб. … Охранять госбюджет от воровства при госзакупках призван ФЗ №94. Но уже три года он не может «набрать обороты». Поэтому убытки от чиновничьего произвола составляют сейчас более 1 трлн. руб.» А это – вдумайтесь – сто бюджетов нашего города на сегодняшний день. Бюджет Иркутска на 2008 год составляет 10,5 млрд. рублей. Теперь отгадайте с трёх раз, почему упомянутый закон до сих пор не заработал эффективно.

Беседовал Игорь АЛЬТЕР

НА СНИМКЕ: К. Шаврин

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры