издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Без руля и ветрил

  • Автор: Александр АНТОНЕНКО, «Восточно-Сибирская правда»

На ст. Горка в Иркутске осуществлена уникальная прокладка трубы напорного коллектора длиной 125 метров под железнодорожной магистралью.

– Видите, пошла, – кивнул в сторону металлической трубы прораб Илья Перов.

Я лишь отрицательно мотал головой, бегая взглядом от домкратов-толкателей до направляющих, на которых красовалась огромная, диаметром 1400 мм металлическая труба.

– Тогда смотрите сюда, – собеседник уложил спичечный коробок к месту соединения трубы с толкачом.

Через минуту-другую спичечный коробок по миллиметру стал отдаляться от толкача в сторону уходившей в железнодорожную насыпь трубы. «На первый взгляд, ничего сложного, – улыбнулся собеседник. – Система домкратов давит на трубу, которая прокалывает земляное полотно».

Трудности этой операции связаны с тем, что подобной длины проколы выполняются у нас впервые. В Иркутске нет людей, которые могли бы подсказать, кто, когда, каким образом подобное осуществлял. Все нормативные документы предусматривают проколы максимум до 60 метров. «Было много разных мнений, – говорит начальник СМУ, он же отец Ильи, Александр Перов. – Одни предлагали выйти на середину железнодорожного полотна и вести прокол в две стороны, другие – колоть кусочками… Мы приняли решение пройти в одну нитку все 125 метров».

Но до этого ещё был поиск специализированной фирмы, поездка инженерной группы во главе с Александром Перовым в Новосибирск, знакомство с работой соседей, которые вели 60-метровый прокол трубы диаметром 1200 мм. «Промстроевской» делегации их технология не понравилась, решили сконструировать собственную машину. Расчётами, рабочими чертежами занимался Александр Перов. На базе УПТК и УММ изготовили установку, своего рода гидроцилиндр, из трёх 250-тонных домкратов. На месте прокола вырыли трёхметровой глубины котлован, установили железобетонный упор (стенку), к которому и приспособили систему домкратов-толкателей. Потом в железнодорожном полотне откопали забор, установили направляющие, на которые уложили 12-метровую трубу, и начали операцию. Проталкивали по 5-6 метров. Как только давление превышало норму, делали остановку, внутрь трубы забирались люди с тачками и лопатами, чтобы освободить её от земли. Работали круглосуточно: в светлое время давят, ночью – чистят.

– Проход под действующими железнодорожными путями «без руля и ветрил» – операция непростая, – говорит главный инженер Иркутскпромстроя Александр Строкопытов. – Чуть грунт помягче, труба может уйти в сторону, вверх или вниз. К счастью, обошлось, выход первой 125-метровой нитки получился с разницей всего в один метр, чем мы все гордимся.

Заслуга в этом непосредственных исполнителей, и в первую очередь прораба Ильи Перова, мастеров Леонида Щапова и Дмитрия Жданова, звеньевого Юрия Макарова, электросварщика Олега Кражана, которые сегодня продолжают работы по проколу второй нитки. «Пройдено уже порядка 80 метров, – говорит Дмитрий Жданов. – Пока, можно сказать, идём в графике».

Почему этой операции уделяется столь пристальное внимание руководством компании и городскими властями, тоже не секрет. Существующий в микрорайоне Ново-Ленино коллектор диаметром 600 мм находится в критическом состоянии. Старая КНС, прослужившая более 30 лет, с нагрузками не справляется, отсюда то и дело возникают проблемы с подтоплением улиц, домов, подвалов. Избавить жителей района от чрезвычайных ситуаций призваны подразделения Иркутскпромстроя, которые вдоль существующего коллектора прокладывают новый диаметром 1000 мм, он будет канализовать практически все стоки Ленинского района. 70% его переложено и переключено на новый коллектор. «Самые тяжёлые места, где высокий уровень грунтовых вод, мы уже проскочили, – говорит Александр Строкопытов. – Оставшиеся разрывы без особых трудностей замкнём по лету».

По самотечному коллектору до КНС работы выполнены на 90%, от КНС до очистных – процентов на 50. Практически готово и само здание насосной станции, на завершающей стадии в нём отделочные работы. Проблема с поставкой насосного оборудования, оно, по информации ведущих здесь работы строителей, только-только заказано. Отсутствует и проектная документация, не решается вопрос с электроснабжением. Чтобы задействовать насосную станцию, необходимо проложить1,5 км электрокабеля. Только решив эту триединую задачу, можно рассчитывать на пуск самой мощной в городе канализационно-насосной станции, всего коллектора. С их вводом в эксплуатацию Ново-Ленино получит мощный импульс развития, будут осваиваться новые площадки, строиться крупные жилые комплексы.

Фото автора

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры