издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жизнь на скорости

Братчанка Нина Довгий – одна из представительниц прекрасного пола, рискнувшая бросить вызов мужчинам в автокроссе. В России таких отважных женщин можно по пальцам пересчитать. Зрелищный вид спорта всегда считался прерогативой сильного пола. Автокросс вошёл в жизнь Нины Довгий три года назад, наверное, по-другому и не смогла сложиться судьба женщины, которая уверенно чувствует себя за рулём уже более 20 лет. И получает от вождения удовольствие. «650 километров для меня не расстояние», — говорит она о своих еженедельных поездках из Братска в Иркутск по делам бизнеса. Как приняло её сообщество мужчин-спортсменов, как относятся к увлечению её близкие, и о самом необычном способе снять стресс Нина Довгий рассказала ЕЛЕНЕ ЛИСОВСКОЙ накануне нового спортивного сезона.

Боевое крещение

«Наверное, меня в роддоме перепутали», — шутливо отвечает Нина Довгий на мой вопрос, откуда у неё такая тяга к автомобилям. Она немного лукавит, её родители всё же связаны с техникой: работали на авторемонтном заводе, мама – фрезеровщицей, папа – токарем. Страсть к машинам была, сколько себя помнит. Поэтому вполне логично, что в самый первый раз, оказавшись в юности за рулём учебного «Москвича», когда в стране даже не слышали про коробку-автомат, Нина без проблем тронулась и поехала. После двух часов езды по полигону инструктор решил: можно вывозить девушку в город, и они отправились через Братскую ГЭС. «Когда ехали туда, дорога казалась мне ужасно узкой, а возвращались обратно – и дорога была нормальной, и страха не было. Зато появилось чувство пространства и габаритов машины», — вспоминает она.

— Наверное, всё дело в том, что кому-то дано от природы хорошо управлять автомобилем, а кому-то – нет. Причём это вовсе не значит, что второй категории не стоит садиться за руль. Они это делают по мере необходимости. Просто им гораздо сложнее. Одна моя подруга уже пять лет за рулём. Она каждый день прокладывает себе маршрут, чтобы на светофоре не нужно было трогаться в горку. Потому что она просто не может плавно отпустить сцепление, чтобы не заглохнуть.

— Что заставило вас сесть за руль?

— В 1987–1989 годах я занималась мотокроссом, тренировал меня известный сейчас автогонщик Сергей Семик. Я часто выезжала на соревнования по мотокроссу, приходилось пропускать тренировки по спортивным играм. Тогда тренером работала. Стало понятно, что нужно сконцентрироваться на чём-то одном. Мне посоветовали пойти учиться на водителя. Не знаю, как бы дальше сложилась моя жизнь, если бы не прозвучал этот совет. Получив права, по-честному несколько лет отработала на государство. Была водителем на автотранспортном предприятии № 2 Братска, на машине «Москвич-Шиньон» трудилась на ресторан «Падун», развозила продукты. В 1991 году ушла в декрет, выйдя из него, поняла, что на государство работать больше не буду. Начала трудиться на себя. Возила китайские товары, как говорили в те времена, спекулировала.

Сейчас у меня собственный бизнес. Разрабатываю экологические проекты: нормативы образования отходов, предельно допустимые выбросы, материалы обоснования для лицензирования, ведение отчётности для предприятий; первичный учёт. Раньше я работала в компании, которая занималась приёмом и переработкой вторсырья. Однажды нас проверял государственный инспектор и выставил большие штрафы за несоответствие экологическим требованиям по свинцу, который извлекали с аккумуляторов. Пришлось вплотную изучать то, как утилизировать отходы в соответствии с законом. Вникнув, я решила сэкономить и разработала проект своими силами, не привлекая специалистов из институтов, которые выполняли эти работы ранее. Сейчас у нас не большой, но очень сплочённый и опытный коллектив. В данный момент занимаемся проектом по утилизации резины. Закуплена и привезена в Братск установка, которая будет перерабатывать 2,3 тысячи тонн использованной авторезины в год. На выходе будет технический углерод и топочный мазут. Это единственный способ утилизации резины с минимальным количеством отходов.

По делам бизнеса приходится чуть ли не каждую неделю бывать в Иркутске. Для загородных поездок я предпочитаю «Toyota Land Cruiser». Я уже настолько привыкла ездить туда-сюда, что 650 км для меня уже не расстояние. А если еду в ночь, «цепляюсь» за машину, которая хорошо, уверенно идёт, и так в полудрёме добираюсь до Иркутска.

— Как в вашей жизни появился автоспорт?

— В марте 2005 года мы с друзьями поехали посмотреть на соревнования по автокроссу. Там я получила такую порцию адреналина, что поняла: и я хочу! В августе купила кроссовую машину, передне-приводную «восьмёрку». Через пять дней отправилась на свою первую гонку, которая проходила на Братской трассе, заняла предпоследнее 12 место. Довольно неплохой для новичка результат. На этой гонке стало понятно: только со стороны кажется, что можешь проехать лучше, чем участники. Стиль вождения дорожной и спортивной машин отличается разительно. Только за рулём спортивного автомобиля становится понятно, что машина сама едет не туда, куда хочешь ты, потому что у водителя не хватает опыта и умения.

Второй спортивной машиной стала ещё одна «восьмёрка», я её купила два года назад для своей 15-летней дочери Регины. Хотелось, чтобы она тоже занималась автоспортом. На первые соревнования она отправилась, посидев за рулём дорожного автомобиля не больше 24 часов. Результат был довольно неплохим, она начала увлекаться автокроссом. Но на очередной тренировке дочь улетела с трассы. Поскольку ремни были затянуты под меня, а она меньше, «погуляла» по сиденью, ударилась об ремни, поцарапала шею, растянула мышцы, у машины вылетело лобовое стекло. Ребёнок испытал шок и наотрез отказался участвовать в соревнованиях.

Я решила её переломить и уговорила ехать на соревнования в Красноярск. Там на трассе есть очень сложный, страшный участок, где буквально падаешь вниз с высоты пятиэтажного дома. Дочь отъездила контрольные тренировочные заезды и отказалась участвовать в самих соревнованиях. Под честное слово, что она откатается и может выбирать, продолжать ездить или нет, мы со слезами усадили её за руль и отправили в заезд со взрослыми мужиками. Может, я была не права, но в любом случае, радует, что ребёнку удалось побороть страх перед автомобилем. О дорожной машине мы с ней поговорим в будущем, купим, когда ей исполнится 18 лет.

Сейчас я решила попробовать себя в автокроссе в новом классе – полноприводных автомобилей. Купила машину «Mitsubishi Lancer Evolution» с полным приводом. Кстати, она уже получила боевое крещение. Я её разбила на первых же соревнованиях, которые проходили в Иркутске. Накануне растаял снег, трассу развезло, а на «Мицубиси» такой же рычаг стеклоомывателя, как на обычной машине. Лобовое стекло моментально забрызгалось, ничего не было видно. В итоге моя машина въехала в автомобиль другого участника и стала на 15 сантиметров короче. Впрочем, такие происшествия на соревнованиях – обычное дело, и никого они не удивляют.

Лекарство от нервов

Первые полгода мужчины-гонщики относились к присутствию Нины Довгий в своём автомобильно-спортивном братстве несколько настороженно. Приходилось слышать в свой адрес высказывания типа: «Что ты здесь забыла? Зачем тебе это нужно?». «Но прошло полгода, и мы подружились, — отмечает Нина. — Мужчины готовы прийти на помощь по первому зову, но на трассе уступать только потому, что ты – женщина, не будут. Если честно, я сама не думала, что автомобильный спорт меня так зацепит. Первую машину покупала, чтобы пару раз в год выехать на соревнования в Братске, снять стресс. Задачи занимать первые места, что-то кому-то доказать у меня нет. Я состоявшийся человек, мне это не нужно». Хотя Нина и не стремится к головокружительным успехам в автокроссе, похвастаться есть чем. Правда выше «серебра» подняться не довелось. В 2006 в Красноярске на этапе Кубка России по автомобильному кроссу Нина Довгий заняла второе место во втором дивизионе Д2. Это один из её важных результатов.

— Как родители отнеслись к тому, что вы начали «наматывать круги» на опасных трассах?

— К тому времени мама с папой не возражали потому, что я и так ежедневно за рулём. Семья по-честному приходит за меня болеть на все соревнования в Братске. У меня самая весёлая группа поддержки, кричат они громче всех.

— Что вам известно о ваших коллегах, гонщицах из других регионов?

— Хорошо известна в России Ирина Софиева из Москвы, она участвует во многих соревнованиях. Есть и другие гонщицы, просто я их не знаю. Россия большая, а каждая региональная федерация автомобильного спорта варится в собственном соку. Организацией тех же гонок занимаются активные спортсмены, для них автоспорт – смысл жизни. К сожалению, ни администрации, ни региональные комитеты по спорту не оказывают им финансового содействия. В итоге перед очередными гонками их организаторы ходят по предприятиям и самым настоящим образом побирушничают. Потому что на каждых соревнованиях должен быть сформирован призовой фонд, дежурить охрана, пожарные, «скорая помощь». Кроме того, необходимо присутствие представителя российской федерации по автоспорту.

— Во сколько вам обходится ваше «лекарство от стресса»? Легко ли вы расстаётесь с этими деньгами?

— Сколько точно, не считала. Одно могу сказать точно, удовольствие недешёвое. Дороже всего обходятся поездки на соревнования и запасные части к авто. Хотя с появлением новых классов этот вид спорта стал доступнее. В стандартном классе можно участвовать на стандартном автомобиле, только его нужно оборудовать специальной сеткой, дугами и ремнями безопасности. Дополнительные затраты при этом составят порядка 20 тыс. рублей. При этом гонки в стандартном классе не уступают по зрелищности другим, только мощности у таких машин меньше. С деньгами на автоспорт расстаюсь легко. Я не раба денег. Считаю, раз бизнес работает, семья не бедствует, то можно кое-что тратить на собственные удовольствия.

— Как выглядит ваш план соревнований на этот сезон?

— Он очень насыщенный. Скоро поеду в Канск, в конце мая – в Читу, в июне будут соревнования в Братске и Новокузнецке, в июле – в Омске, в августе – в Красноярске.

На автомате мне скучно

— Какую коробку передач вы предпочитаете?

— Идеальный вариант – секвентальная (комбинированная. – «Конкурент»). Я уже ездила на двух машинах с такой коробкой, понравилось. На «Мицубиси» стоит механическая, секвентальная на него обойдётся в 200 тыс. рублей. Я к таким тратам пока не готова. На всех дорожных машинах стояла механика, потому что я – человек старой закалки, именно на такой коробке ездить училась. На автомате скучно, а механика позволяет мне самой машину регулировать.

— Как часто у вас бывали нестан-дартные ситуации на дороге?

— Их столько было, что можно мемуары писать. Но ДТП в моей жизни было только два. В первое я попала на машине «Dodge Stealth». Проезжала перекрёсток с прицелом, чтобы на «жёлтый» закончить движение. А из-за «Газели» выскочил один умный, который решил на «жёлтый» начать. В итоге у меня – небольшая вмятина на крыле, у «Жигуля» не было половины бампера. Второе происшествие было по дороге из Братска в Канск. Там есть участок, выложенный бетонными плитами, с затяжным поворотом на спуске. Мы с механиком ехали на соревнования, в прицепе за моим «Крузером» шла спортивная машина, на которой предстояло выступать. Увидев непонятный манёвр впереди идущих автомобилей, я начала тормозить. Но из-за большой массы машины с прицепом – около трёх тонн — нас просто понесло. У меня был выбор: в кювет, в идущую передо мной «Ниву», или в лесовоз, который перед «Нивой» поворачивал из правого ряда налево. Я выбрала «Ниву». Итог: на джипе нет «мухобойки», немного помят бампер, у «Нивы» пришлось кувалдой выбивать крыло, чтобы заднее колесо могло вращаться.

— Насколько вы самостоятельно можете устранить неполадки в авто, можете колесо поменять, лампочку в фаре? Или считаете, что это лучше доверить профессионалам?

— Лучше делегировать эти полномочия профессионалам. Но на трассе бывает, что такого человека рядом не будет. Колесо сама поменять могу, сил хватит. Самое главное, что должно быть у женщины в машине – это верёвка. Важно, чтобы она умела на авто ездить, а не как в анекдоте: «Я их тяну, а они сидят на заднем сиденье и журнал читают». Когда я получала категории В, С водителя-профессионала в учебном пункте «Братск-гэсстроя», нам преподавали техническое устройство автомобиля. Если жизнь заставит, разобраться смогу. В лесу не замёрзну.

— Как к вам относятся мужчины-автомобилисты в городском потоке?

— По городу – никак, хотя есть отдельные личности, которые ведут себя некорректно: пытаются «подрезать», сигналят. Я научилась, как с такими себя вести. Как – не скажу. Бывает, обгоню кого-то по трассе, а он начинает гонки устраивать. Правда, не больше, чем через 100 км оставляет эту затею.

— Как вы думаете, отношение к женщинам за рулём со стороны мужчин меняется?

— Думаю, что да. Раньше женщины садились за руль редко, к примеру, когда нужно было отвезти домой выпившего мужа, отсутствие практики выходило боком. Сейчас за рулём женщин больше, многие ездят каждый день, что позволяет им чувствовать себя уверенно. Женщина водит намного аккуратнее, чем мужчина. Она не будет рисковать, для неё лучше «оттормозиться» и пропустить там, где мужчина рискнёт проскочить. В нас природой заложен материнский инстинкт, инстинкт сохранения жизни, чтобы рожать и воспитывать детей. Дамы едут со стабильной скоростью, а мужчины предпочитают стиль «ускорение-торможение-ускорение-торможение». Хотя один и тот же участок пути они преодолевают примерно за одинаковое количество времени. Но, опять же, есть исключения из правил.

Другое дело, что не все женщины, да и мужчины тоже, учили правила дорожного движения. Было такое время, когда водительские права можно было купить без проблем. Такие участники дорожного движения до сих пор считают, что знак «рекомендуемое направление движения» показывает единственно возможное направление движения. Или они впадают в ступор, увидев знак «конец одностороннего движения», полагая, что он вовсе запрещает движение.

— Как складываются ваши отношения с сотрудниками ГИБДД?

— Останавливают меня так же часто, как и остальных. Утверждение многих, что женщин на хороших машинах не трогают, не подтверждается. Покорной с людьми в погонах никогда не была. Спорила и буду спорить, если они не правы. К примеру, я не согласна с тем, что должна подчиняться знаку «ограничение скорости до 60 км в час», если он установлен из-за плохой дороги по трассе вдали от населённых пунктов и развилок. Ведь в таком состоянии дорог виноваты не мы, а дорожная служба или власти, которые недостаточное финансируют. Этот знак актуален, к примеру, для «Жигулей». У моей машины резина в три раза шире, колесо в два раза выше. Этот участок при весе в три тонны «Крузер» проходит и не чувствует. Почему я должна ехать 60 км в час, если могу спокойно ехать 90 км в час, чувствовать себя уверенно, знать, что со мной и машиной ничего не произойдёт?

Кроме того, я не согласна с тем, что должна быть всё время пристёгнута ремнём безопасности. Ведь это моя жизнь и рискую ей я. А ремень мне реально мешает, думаю, что для многих он тоже является помехой. А если его ослаблять, то тогда зачем вообще пристёгиваться?

Сейчас Нина Довгий активно занята очередным экологическим проектом, а личную жизнь после развода с супругом она характеризует так: «Наступил период покоя и отдыха». На вопрос, какого мужчину ей хотелось бы видеть рядом с собой, она ответила: «Есть один – это мой пятилетний сын Руслан, он точно есть и будет рядом со мной. Насчёт других я уже боюсь загадывать. Не могу ничего такого сказать о мужчинах, рядом со мной плохих не было никогда. Наверное, всё просто потому, что я сильный человек. Со мной бывает нелегко». Жизненное кредо нашей собеседницы — «быть собой». Эту смелую, непокорную и в то же время мягкую женщину родные и близкие любят такой, какая она есть.

Фото Николая БРИЛЯ

ДОВГИЙ НИНА БОРИСОВНА родилась 20 октября 1969 года в Братске, где окончила среднюю школу. В 1987 году поступила на физкультурное отделение Иркутского педагогического училища. Год работала тренером по спортивным играм. В 1996 году начала обучение на отделении автомобильного транспорта Братского индустриального института, затем работала водителем в АТП №2 Братска, в ресторане «Падун». В 1999–2003 годах проходила обучение на курсах по обращению с опасными отходами, а также по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу. 12 лет работала в созданном совместно с мужем ООО «Фирма Довник». Сейчас занимается собственным бизнесом – разработкой экологических проектов.

Участница соревнований по автокроссу в классе переднеприводных и полноприводных автомобилей. В 2006 году в Красноярске на этапе Кубка России по автомобильному кроссу заняла второе место во втором дивизионе Д2.

Воспитывает дочь Регину и сына Руслана.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры