издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Катализатор дефицита

На этой неделе иркутский рынок нефтепродуктов столкнулся с новой проблемой: к катастрофическому росту цен на автомобильное топливо добавился дефицит. Ситуация была спровоцирована неполадками в работе катализатора установки по производству бензинов на ОАО «Ангарская нефтехимическая компания». Ещё в среду в компании не подтверждали информацию об аварии. Однако уже в четверг поставки топлива в иркутскую розницу стали предметом рассмотрения на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Собственник АНХК – компания «Роснефть» – намерен компенсировать дефицит партиями топлива со своего завода в Ачинске. Представитель «Роснефти» заверил, что поставки топлива на контролируемые госкорпорацией АЗС не только не уменьшатся, а, напротив, будут увеличены.

Открытым остаётся вопрос о том, насколько кризис повлияет на ценовую политику крупнейшего в Восточной Сибири производителя ГСМ. В «Роснефти» воздерживаются от заявлений на этот счёт. Однако эксперты полагают, что динамика цен на нефтепродукты в регионе будет выше среднероссийской.

На этой неделе в Иркутске введены ограничения на заправку автомобиля. На разных станциях они колеблются от 20 до 40 литров. На АЗС «ОМНИ» и «Крайснефти» топливо продавали только по безналичному расчёту. На некоторых заправочных станциях уже на протяжении нескольких дней можно видеть очереди. Всё это – результат бензинового дефицита.

На фоне нехватки топлива в среду ряд компаний, торгующих бензинами, сочли возможным увеличить цены сразу на 1-3 рубля. Стоя у ценника с информацией «литр Аи-92 – 29,5 рублей, Аи-95 – 31,5 рублей», один из автолюбителей заметил, что «по стоимости бензина Иркутск давно обогнал Штаты, где литр топлива, сопоставимого по своим показателям с отечественными марками Аи-92 и Аи-95, продают по 29 рублей». Сегодня многие иркутские водители по примеру нашего собеседника ищут доказательства исключительности бензиновой ситуации в Приангарье, прибегая к мониторингу данных автомобильных ассоциаций стран с более развитой экономикой, чем в России. Некоторые из них в отчаянии находят, что нам есть к чему стремиться — во Франции литр бензина марки А-95 стоит 1,52 евро (около 56 рублей), в Германии – 1,49 евро (около 55 рублей).

Причиной сложившейся на этот раз ситуации официальные лица называют поломку оборудования на ОАО «Ангарская нефтехимическая компания». Однако о проблемах на предприятии было объявлено лишь в четверг, после того как вопрос поставок топлива в розницу стал предметом рассмотрения комиссии по чрезвычайным ситуациям региона.

Как признался генеральный директор АНХК Фёдор Сердюк, неполадки в работе катализатора одной из установок по производству бензинов были отмечены ещё 3 июня. С его слов, специалисты компании ожидали, что произойдёт восстановление активности катализатора, но этого не случилось. 11 июня было принято решение остановить работу установки до регенерации катализатора. При этом запасы топлива, как было заявлено на КЧС, сделаны не были.

По информации агентства «Телеинформ», дефицит топлива возник не только из-за ограничений поставок АНХК. В частности, задерживаются поставки от Омского НПЗ (входит в структуру ОАО «Газпромнефть»). На сегодняшний день на заправках компании «Крайснефть», которая торгует омским бензином, нет топлива марки АИ-92. Сейчас бензин там отпускается только по безналичному расчёту. До конца недели здесь не ожидают новых поставок. Начальник коммерческого отдела ООО «Парламент-А» Денис Писарев сообщил журналистам, что сейчас в компании запас топлива составляет 3-4 дня, в ближайшее время ожидается очередное поступление, после чего АЗС будут обеспечены на неделю. Он отметил, что, как правило, компания располагает запасом на 20 дней. Но, по его словам, компания получает топливо как из Ангарска, так и из западных регионов России, и сейчас возникли задержки по всем поставкам.

Сегодня в Иркутскую область поставляют топливо НПЗ компаний «ЛУКОЙЛ», «Башнефть», «Газпромнефть» и «Роснефть». На долю последней, по информации «Конкурента», приходится около 90% поставок. В пресс-службе «Роснефти» нашему корреспонденту заявили, что материнская компания намерена компенсировать поставки ангарского бензина топливом с подконтрольного ей Ачинского НПЗ. Отгрузка бензина на заправочные станции подконтрольного ЗАО «Иркутскнефтепродукт», по словам руководителя пресс-службы «Роснефти» Николая Манвелова, будут увеличены. Он отметил, что на этот период будет введён мораторий на поставки бензинов с АНХК в другие регионы, что по объёмам сопоставимо с потреблением ГСМ внутри Иркутской области.

«Компания несёт серьёзные потери: на 90% сокращён экспорт», – подчеркнул Манвелов. Как он отметил, у «Роснефти» нет на данный момент договорных обязательств перед иными розничными поставщиками в Иркутской области. В связи с чем высказал сомнение относительно того, что альтернативные дочернему «Иркутскнефтепродукту» компании смогут рассчитывать на получение ангарского топлива до устранения неполадок на АНХК и вывода на полную мощность простаивающей сейчас установки. А это произойдёт не ранее первых чисел июля. На кризисный период «Иркутскнефтепродукт» вводит ограничения на продажу – одному покупателю не более 20 литров топлива одномоментно.

Говоря о росте цен на бензин в области, заместитель губернатора Владимир Пашков отметил, что не вправе комментировать эту динамику, поскольку цены диктует рынок. Однако он сообщил, что руководство «Роснефти» не прогнозирует дальнейшего роста цен и можно предполагать их стабилизацию. Николай Манвелов отметил, что «Роснефть» будет следить за ситуацией: «При определённых обстоятельствах нас ведь и в демпинге могут обвинить». Аналитик Альфа-Банка Константин Батунин считает, что дефицит бензина в регионе будет покрываться за счёт запасов «Роснефти», поэтому серьёзного роста цен на топливо проблемы на АНХК вызвать не должны. С ним согласен Артём Кончин из АТОНа, который также отметил, что за счёт повышения цен компания сможет отчасти компенсировать возникшие потери.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры