издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Когда прав потребитель

На вопросы читателей отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Иркутской области Нина Астраханцева.

«В магазине «Эльдорадо» по улице Советской купила электрочайник. Только дома заметила, что крышка у него неудобно открывается. На другой день хотела его заменить. Согласна была доплатить. Однако администратор сказала, что надо было менять его в день покупки. Права ли она?» (Зоя Зайкова, г. Иркутск).

– На основании Постановления Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года электрочайник входит в перечень непродовольственных товаров, не подлежащих возврату или обмену. Согласно пункту 11 этого перечня, не подлежат возврату или обмену технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки. Администратор магазина вправе отказать вам в обмене.

«В иркутской турфирме «Сибирь-Трэвел» купила путёвку, авиабилеты, оформила договор. А потом оказалось, что московская авиакомпания изменила время вылета. Пришлось доплачивать за билеты, менять маршрут. При возврате путёвки турист обязан заплатить неустойку. А почему турфирмы не несут никакой ответственности?» (Лидия Иванова, г. Ангарск).

– Туристические фирмы несут ответственность за нарушение условий заключённого договора. Действующее законодательство предусматривает ответственность за нарушение прав туриста. На основании статьи 10 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в договоре должна быть записана ответственность сторон в случае нарушения его условий. Кроме того, статья 12 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность за ненадлежащую или неполную информацию. Вы можете расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.

Также предусмотрена ответственность за нарушение сроков оказания услуг. Часто фирмы после заключения договора переносят сроки начала и окончания путешествия, объясняя это отсутствием билетов на самолёт, номеров в гостинице. Согласно статье 27 Закона «О защите прав потребителей», обязательства должны выполняться в срок, установленный договором. В случае просрочки турист может назначить исполнителю срок, в течение которого фирма обязана оказать услугу, и потребовать уменьшения цены за неё. Другой вариант. Можно поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или самим выполнить её, потребовав возмещения расходов. Следующий вариант – потребовать уменьшения цены за оказание услуги или расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, причинённых туристу в связи с нарушением сроков путешествия. Убытки должны быть возмещены в течение десяти дней после предъявления требования. За нарушение этого срока статьёй 31 Закона «О защите прав потребителей» предусматривается взыскание неустойки в размере трёх процентов за каждый день просрочки, но не более стоимости путёвки.

При расторжении договора, если исполнитель своевременно не приступил к оказанию услуги, фирма не должна требовать возмещения затрат. При этом неправомерно удерживать с туриста расходы на получение визы или приобретение авиабилетов. Если при выполнении договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объёме.

«Купила дочери туфли, а они не подошли. В магазине при их возврате у меня потребовали паспорт. А разве кассового и товарного чеков недостаточно?» (Ольга Борисова, пос. Залари).

– Продавец не прав. Паспорт при возврате товара не требуется. Согласно пункту 1 статьи 25 Закона «О защите прав потребителей», обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чек либо другой документ, подтверждающий оплату. При отсутствии товарного или кассового чека возможна ссылка на свидетельские показания.

Подготовлено пресс-службой управления Роспотребнадзора по Иркутской области

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер