издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Контрольное время Валентина Маслакова

Российские легкоатлеты вчера вступили в борьбу за медали в олимпийском Китае. Перед ответственными стартами спортсмены и главный тренер сборной по лёгкой атлетике Валентин Маслаков две недели провели в Иркутске. Накануне своего отъезда он дал интервью нашему корреспонденту ЕЛЕНЕ ЛИСОВСКОЙ, в котором рассказал, почему принял решение возглавить сборную год назад, перед чемпионатом мира в Осаке, откуда растут ноги у допингового скандала и почему «королева спорта» никак не может найти серьёзных спонсоров. Заодно поразмышлял, в каких видах лёгкой атлетики россияне могут претендовать на медали и какие надежды он возлагает на спортсменов из Иркутской области.

Привозной москвич

– Валентин Михайлович, ваше детство пришлось на послевоенные годы. Какие воспоминания о том времени у вас остались?

– Я всё помню: и голодные годы, и большие очереди в магазинах. Я родился в небольшом городке Речице в Гомельской области, который находится в самом начале Днепра. Мое детство прошло в красивейшем месте, всего в 300 км от Бреста. Когда я учился в школе, активно занимался спортом – стадион находился всего в 200-300 метрах от дома. Проводить свободное время было больше негде. К тому же мама была вынуждена поднимать меня одна и ей приходилось очень много работать.

– Когда вы поняли, что ваша жизнь будет связана со спортом?

– Когда стал чемпионом Белорусского военного округа в беге на 100 метров. Начинал я службу в армии в пехотной части. Но после победы на соревнованиях меня перевели в спортивную роту. Тогда вокруг появилось много людей, заинтересованных в том, чтобы я продолжил спортивную карьеру. Мне настоятельно советовали поступить в Белорусский государственный институт физической культуры. Так и случилось, с тех пор моя жизнь вот уже более 40 лет связана с лёгкой атлетикой.

После службы в армии я оказался в Москве, выступал за ЦСКА. Хоть и живу много лет в столице, не смог её полюбить. Москва стала красивее, но труднее для жизни. Очень много народу, машин, пробки. С работы и на работу едешь по три-четыре часа, хотя максимум там езды на 20 – 25 минут. Мы с женой Людмилой – в девичестве Жарковой (она такая же привозная москвичка, как и я) – планировали, что она окончит университет и мы вернёмся в Белоруссию. Но мы предполагаем, а жизнь располагает. Люда окончила университет, и я начал ее тренировать, готовить к Олимпиаде. Так мы и остались в Москве.

В 1968 году на европейских Играх юниоров 16-летняя Люда Жаркова одержала тройную победу, уверенно выиграв бег на 100 и 200 метров и обеспечив успех нашему квартету в эстафете 4х100 м. «Таланта такого формата не знал не только советский, но и мировой спорт», – писала о ней одна из немецких газет. На родине о Жарковой говорили, как «об очень интересном явлении в советской лёгкой атлетике». В Мехико она стала обладательницей бронзовой олимпийской медали в эстафетном беге. Ещё одну олимпийскую награду (и тоже бронзовую) спортсменка получила в Монреале, а третью – серебряную – в олимпийской Москве.

– Когда в последний раз были в Белоруссии?

– Пять лет назад, когда хоронил мать. Раньше приезжал туда раз-два в год. Очень скучаю по родине. У меня там много друзей осталось, с которыми мы продолжаем общаться на уровне сборной. Я знаю много россиян-спортсменов, которые в своё время уехали в Белоруссию.

– Что побудило их принять такое решение?

– В своё время Белоруссия была спортивной республикой. Там было проще жить, легче решался, к примеру, квартирный вопрос. Я знаю, что туда даже переезжали жители вашего города. Бывший начальник Федерации лёгкой атлетики Белоруссии приехал из Иркутска, только недавно он ушёл на пенсию. Всё дело в том, что по Советскому Союзу в рамках республик можно было передвигаться без проблем, каждый мог выбрать себе город для жизни. Это сейчас появились границы, а бывшие союзные республики превратились в ближнее зарубежье. И сейчас есть случаи, когда спортсмены уезжают в Белоруссию из России. Но обычно они связаны не столько с тем, что там лёгкая атлетика развивается лучше, сколько с семейными обстоятельствами, к примеру, с женитьбой.

Как в 1937 году

Российскую сборную по лёгкой атлетике Валентин Маслаков возглавил год назад. Его предшественник ушёл, мягко говоря, не очень красиво. Накануне чемпионата мира в Осаке тренер подозреваемых в употреблении допинга российских метательниц молота Татьяны Лысенко и Екатерины Хороших Николай Белобородов обвинил главного тренера сборной России по лёгкой атлетике в распространении незаконных пищевых добавок. Валентин Маслаков имени своего предшественника не упоминает. Говорит лишь, что тот узурпировал власть настолько, что члены федерации нередко сравнивали 8 лет, что он руководил сборной, с 1937 годом. «Допинговый скандал, разразившийся с нашими легкоатлетами накануне Игр, – отголоски того времени», – утверждает наш собеседник.

– У дисквалифицированных легкоатлетов есть шанс всё же выступить на Олимпиаде?

– Нет, потому что решение об их дисквалификации принял МОК. Такая ситуация перед Олимпиадой сложилась не только с нашими легкоатлетами, но и с велосипедистами. Всё дело в том, что чиновники, которые замешаны в этих скандалах, политизированы — они защищают интересы определённых людей, стран. Обратите внимание на то, что спортсмены из стран, чьи представители есть в комитете, никогда не были замешаны в допинговых скандалах.

– У вас не возникает чувства, что нашу страну хотят лишить медалей, уменьшить наше представительство на Играх?

– Возникает. Дело ещё и в том, что Россия традиционно завоёвывает много медалей, а медалей хочется и другим странам. Я часто слышу, как представители команд из других стран говорят: «Опять вы приехали с мешком. Сейчас всё завоюете. А что нам останется?».

– Вы долго думали перед тем, как возглавить сборную?

– Когда принимал решение, главная мысль была: «Главное, чтобы не пришёл кто-то, кто будет повторять всё то, что мы проходили в течение последних восьми лет». Признаюсь, совмещать практическую работу – а я сейчас тренирую 15 человек – и организационную очень сложно. Во всем мире главные тренеры работают на освобождённой основе. В Америке они несут это бремя по очереди – контракт с каждым заключается только на год. Я ещё не думал над тем, останусь ли в этой должности после Игр.

– Какой вы видите свою миссию на этом посту?

– Обеспечить подготовку сборной команды России. Причём речь идёт не только о взрослых, но и о юниорах, юношах и молодёжи. Моя работа связана не только с соревнованиями, но и с тренировками, сборами, допинг-контролем. За год мы берём 3 000 проб у спортсменов.

Лёгкая атлетика держится на энтузиастах

– Что сейчас происходит в российской лёгкой атлетике?

– В 90-е годы мы переживали довольно трудные времена. Во-первых, из-за отсутствия финансирования существование прекратили многие спортивные школы, тренеры были вынуждены уйти из профессии. Во-вторых, раньше существовала сборная СССР, за которую выступали спортсмены из республик. С появлением России и СНГ мы такую возможность потеряли, появились «провалы», пришлось воспитывать новых ребят. Кроме того, строительство многих спортивных объектов велось именно в республиках: Грузии, Молдавии, Эстонии, Латвии. В России до сих пор нет нормальной учебно-тренировочной базы. В зимнее время готовиться приходится в Сочи, Адлере, за границей. В этом году мы впервые выехали на зарубежные сборы в Португалию.

– От кого зависят решения о строительстве объектов для легкоатлетов?

– Это вопрос вопросов. Решения о строительстве должны приниматься государством. Но проблема в том, что земля, где могли бы располагаться эти объекты, находится в частных руках. Пример: в Адлере есть хороший пансионат со стадионом, он принадлежит профсоюзам. Там надо положить беговую дорожку, а денег у профсоюзов – 1 млн. долларов – на эти цели нет. Государство тоже не будет вкладывать туда деньги.

Последние 10 лет мы готовимся на стадионе в Туле, который принадлежит «Газпрому». Мы платим огромные деньги за аренду: 7 тыс. рублей в час, две тренировки обходятся в 28 тыс. рублей в день. Чтобы провести сборы, потребуется 600 – 800 тыс. рублей. А спортсмена надо ещё накормить и разместить, обеспечить транспорт. У нас сметы не выдерживают, ведь установлены лимиты: один человекодень – 1800 рублей. В эти деньги надо уложиться. В Иркутске у нас, правда, были особые условия – 2 200 рублей в день. Стадионом ИрГТУ мы бесплатно пользовались, очень благодарны за такую возможность. Думаю, что вашим спортсменам повезло: согласно договорённости ИрГТУ и местных властей, в течение 20 лет спортсмены сборной команды Иркутской области по лёгкой атлетике будут тренироваться на стадионе бесплатно. В этом деле нужна рука, воля.

– Неужели никто из «акул» российского бизнеса не предлагал спонсорскую помощь сборной по лёгкой атлетике? Ведь есть, к примеру, «Газпром», который поддерживает детский спорт.

– «Газпром» спонсирует многие виды спорта. Но всё зависит от руководителя – если он любит какой-то вид спорта, то будет его поддерживать. К примеру, владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин любит стрельбу. Он построил спортивную базу, где спортсмены живут, тренируются. Помогает им материально. Чтобы поддерживать легкоатлетов, нужны большие деньги. У нас 47 видов. Каждый год, когда мы составляем списки команд по четырём возрастам – юниоры, юноши, молодёжь и взрослые, набирается порядка 1000 человек. У нас заключён контракт с компанией «Nike», которая в течение нескольких лет выигрывает тендеры на обеспечение спортсменов формой. Кое-где они помогают и материально. Но этого не хватает.

– Не могу поверить в то, что «королева спорта» не может найти спонсоров.

– Лёгкая атлетика во всём мире теряет популярность. Даже европейская федерация забила тревогу. Просто её практически не популяризируют. В конце июля в Казани проводился чемпионат России по лёгкой атлетике, его должен был транслировать канал «Россия». Трансляции не получилось: канал запросил 9 млн. рублей с организаторов. Это ненормальная ситуация: во всем мире каналы платят за возможность показать соревнования такого уровня.

Сейчас перед Российской федерацией лёгкой атлетики стоит задача сделать соревнования более зрелищными, чтобы зрителям было интереснее. Планируется поменять порядок проведения некоторых видов, уменьшить число попыток. Конечная цель – сделать соревнования более компактными, не растягивать их по времени. Сейчас же происходит так: идёт забег на 400 метров, рядом – прыжки в высоту. Куда смотреть – непонятно. В будущем всё изменится: соревнования будут прописаны по времени: закончились одни, через пять минут стартовали другие.

Про летнюю Олимпиаду немного забыли

Наш разговор коснулся и зимней Олимпиады в Сочи. Валентин Маслаков не сомневается в том, что все объекты появятся к сроку, а само мероприятие пройдёт на высочайшем уровне. На вопрос, откуда такая уверенность, он ответил: «Я знаю, как проводилась Московская Олимпиада в 1980 году, у меня было с чем сравнить, потому что с 1968 года я не пропустил ни одних Игр. В 2006 году мы проводили в Москве чемпионат мира по лёгкой атлетике. Это было незабываемое событие, организованное на высочайшем уровне. У нас умеют проводить соревнования». Единственное, что его беспокоит: зимняя Олимпиада в Сочи отвлечёт внимание от летних видов спорта. Про то, что есть ещё и Пекинская Олимпиада, что к ней надо готовиться, многие чиновники от спорта вспомнили за несколько месяцев до её старта.

– Когда смотришь трансляции из Китая, такое чувство, что принимающая сторона является безусловным фаворитом Игр. И сборным России поставили задачу: завоевать на одну медаль больше, чем китайцы.

– Безусловно, китайские спортсмены находятся в несколько других условиях, чем все остальные. Во-первых, потому, что принимают Игры. Во-вторых, нужно знать китайцев. Посмотрите, какие лица у ребят, которые выступают за страну. Как они собраны, сосредоточены. Никаких лишних движений, полная уверенность, что у них всё будет хорошо. В течение всех четырёх лет спортсмены были в буквальном смысле на казарменном положении. Государство очень серьёзно отнеслось и к подготовке спортсменов, и к строительству. Заранее было известно, что Китай выступит очень успешно. Думаю, они и с американцами разберутся. Первые дни показали, что они сильны во многих видах спорта – спортивной гимнастике, стрельбе, прыжках в воду.

– Понимаю, что прогнозы – дело неблагодарное. Но существует ли раскладка по медалям, на которые могут претендовать наши спортсмены в Пекине? Можете ли вы её озвучить?

– Она есть, но количество медалей, которые мы можем взять, озвучивать не хотелось бы – преждевременно. Мы отдаём себе отчёт в том, что в некоторых видах нам рассчитывать не на что. В беговых видах правят Эфиопия, Кения, в прыжковых – Ямайка, Нигерия, США, Куба. А вот технические виды, все, что связаны с горизонтальными и вертикальными прыжками, – наши. Здесь мы попытаемся что-то завоевать. Хорошие перспективы и у марафонцев и ходоков.

– Вы возлагаете надежды на спортсменов из Иркутской области – многоборку Ольгу Курбан, бегунью на средние дистанции Елену Задорожную и бегунью на длинные дистанции Марию Коновалову?

– У вас хорошие атлеты. Мы ждём от них хорошего выступления. Если у них всё получится, мы будем только рады.

Фото Николая БРИЛЯ

Валентин Михайлович Маслаков родился 4 декабря 1944 года в городе Речице Гомельской области (Белоруссия). В 1971 году окончил Белорусский государственный институт физической культуры. Выступал за СКА (Минск), ЦСКА (Москва). Участвовал в Олимпийских играх 1968 года в Мехико. Тренерскую деятельность начал в 1972 году. В структуре национальной сборной команды страны – с 1977 года. Один из самых известных отечественных специалистов по лёгкой атлетике. Тренер сборной СССР на Олимпийские игры 1980 и 1988 годов, объединённой команды на Игры 1992 года и сборной России на Олимпиаду 1996, 2000 и 2004 годов. Самые известные ученики – призёр Олимпийских игр, чемпионка Европы Людмила Маслакова (супруга), призёры Олимпийских игр, чемпионки мира Галина Мальчугина и Ольга Богословская. В числе его личных учеников рекордсменка и чемпионка мира 2005 года на 400 м с барьерами Юлия Носова-Печёнкина, лидер российского сезона в беге на 100 м с барьерами Татьяна Павлий. Чемпионка мира и рекордсменка мира Юлия Гущина, серебряный призёр Афинской Олимпиады, чемпионка Европы Наталья Иванова, чемпионка Европы среди юниоров и молодёжи Юлия Чермошанская и другие. Мастер спорта международного класса по бегу. Заслуженный тренер СССР. Заслуженный работник физической культуры РФ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры