издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Особый режим преемственности

Иркутские власти снова предлагают отменить толлинг

Иркутские власти заявили о готовности начать новую антитоллинговую кампанию. Вторую за последние два года. Особый таможенный режим, позволяющий минимизировать налоговые платежи, не нравился и предшественнику временно исполняющего обязанности губернатора Иркутской области Игоря Есиповского – Александру Тишанину. По разумению Есиповского, борьба за региональные налоги должна завершиться законодательной инициативой по отмене толлинга. Это может серьёзно сказаться на бизнесе компании «РУСАЛ», владеющей на территории Иркутской области Братским и Иркутским алюминиевыми заводами. Политологи и отраслевые аналитики полагают, что заявление Есиповского отнюдь не является желанием рассориться с крупнейшим в мире производителем алюминия и глинозёма, а вполне укладывается в общий тренд, заданный председателем правительства РФ Владимиром Путиным. Эксперты убеждены, что заявление врио губернатора обращено не только РУСАЛу, хотя и относят его к действиям из разряда «кошмарить бизнес».

На прошлой неделе временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Есиповский, рассказывая журналистам о проблемах наполнения казны, заявил о готовности региональных властей инициировать в Госдуме процедуру по отмене толлинга. По его словам, дисбалансу, который сложился за последние годы при формировании областного бюджета, частично способствует применение схем оптимизации выплаты налогов. «Думаю, что надо нам с этим заканчивать, и такие переговоры ведутся, – сказал Есиповский журналистам. – Толлинговые и процессинговые схемы, которые до нуля сводят выплату налогов в местные и областной бюджеты, не могут нас устраивать».

Поясняя свои дальнейшие действия, врио губернатора отметил, что «есть примеры, когда в регионах находят общий язык с компаниями и дополнительными соглашениями получают недостающие средства, которые недоплачиваются этими компаниями в бюджет, но я считаю, что это не решение проблемы, это полумеры». «Нам необходимо выходить за рамки полумер, и никто нам не мешает выходить с законодательной инициативой по запрету использования таких схем в дальнейшем на территории не только нашей области, но и Российской Федерации, – заявил Игорь Есиповский. – Надо просто заканчивать развивать соседние страны и зарубежье. Это лейтмотив, который будет двигать нашу идеологию. Вновь образованное Законодательное собрание, которое появится 12 октября, обладающее правом законодательной инициативы, имеет возможность выходить с такой законодательной инициативой и вносить поправки в существующую нормативную базу».

О том, сколько будет стоить бюджету борьба с толлингом, Игорь Есиповский точно не говорит, ограничиваясь неопределённым: «миллиарды – сотни миллионов рублей». В команде Александра Тишанина год назад называли 6 млрд. рублей. Курировавший в тогдашней администрации вопросы бюджетной политики вице-губернатор Сергей Воронов в числе своих союзников называл министра финансов Алексея Кудрина. Региональные власти требовали от федеральных чиновников либо отменить толлинг, либо компенсировать Иркутской области выпадающие доходы из федеральной казны. Но таможенный режим отменён не был, а выпадающие доходы не компенсированы.

Толлинг очень распространён в металлургии. Но больше остальных от его отмены может пострадать РУСАЛ, которому в том числе принадлежат Братский и Иркутский алюминиевые заводы. В 2007 году РУСАЛ произвёл 4,2 млн. тонн алюминия, из них БрАЗ – 995 тысяч тонн, а ИркАЗ – 297 тысяч тонн. «Если ориентироваться на данные Счётной палаты, то российский бюджет недополучил от этих двух заводов примерно 3,9 млрд. рублей прибыли. Общие потери Иркутской области от работы этих комбинатов на условиях толлинга можно оценить в 0,7–0,8 млрд. рублей за год, – подсчитал ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Но при этом он отметил, что это очень грубые и приблизительные подсчёты. Аналитик ИК «Антанта-Капитал» Александр Чуриков заметил, что «РУСАЛ — непубличная компания, и долю алюминия, вырабатываемого ею по толлингу, определить сложно». При этом он заметил, что у РУСАЛа самая низкая себестоимость тонны алюминия, и связано это не только с применением толлинга, а, например, с тем, что в России остаются низкие тарифы на электроэнергию.

Отмена толлинга – вопрос большой политики. И ещё редкая позиция, в которой сошёлся Игорь Есиповский со своим предшественником Александром Тишаниным. «Преемственность политики – вполне естественная вещь. Человек поменялся, а интересы бюджета, корпораций, населения, депутатов, в конце концов – лично губернатора, примерно те же», – отметил политолог Алексей Мазур. Другой наш собеседник выразил недоумение относительно того, что Игорь Есиповский, являясь до сих пор депутатом Госдумы, не воспользовался собственным правом законодательной инициативы, а «собирается ждать выборов в Законодательное собрание».

Аналитики склоняются к мнению, что законодательно толлинг вряд ли будет отменён в ближайшее время. В случае падения мировых цен на алюминий до 1740 долларов за тонну производство этого металла в рамках отечественного налогового и таможенного законодательства выпадает за уровень рентабельности, а нынешняя цена держится на уровне 2765 долларов. Вероятнее всего, вопрос выпадающих доходов придётся всё-таки регулировать непрозрачными соглашениями о социальном партнёрстве, говорят собеседники «Конкурента».

В РУСАЛе отказались от официальных комментариев заявления Игоря Есиповского. «Мы слова губернатора комментировать не будем, – сказали в пресс-службе компании примерно то же, что говорили и год назад. – РУСАЛ всегда был социально ответственной компанией». Зато в неформальной беседе один из сотрудников компании на вопросы корреспондента «Конкурента» отреагировал репликой: «Наверно, в Иркутской области думают, что после заявлений об отмене толлинга в регион деньги рекой потекут?».

И аналитики, и политологи сходятся во мнении, что заявление главы Иркутской области – не только результат ревизии бюджета, но и «отголоски» скандала с «Мечелом». «В нашей политической системе доля решений, которые человек способен принять лично, очень невелика», – говорит Алексей Мазур. «Шумные заявления достаточно типичны для глав регионов, особенно в период, когда в стране начинается очередная федеральная кампания по «осознанию бизнесом своей социальной ответственности», – считает Дмитрий Баранов. – Тут, как говорится, все главы регионов начинают в разной степени «кошмарить бизнес», чтобы он платил больше налогов. Иногда это имеет под собой основание, потому что все бизнесмены стремятся к этому, а иногда это просто очередная кампания. Что касается Иркутской области, то думаю, таким образом господин Есиповский хочет увеличить областной бюджет и показать себя строгим руководителем». Эксперт считает, что заявление врио губернатора может быть адресовано всем прочим компаниям, работающим в Иркутской области, даже тем, которые используют не толлинг, а другие схемы минимизации налогов и оптимизации бизнеса.

[ title=»Счётная палата посчитала толлинг «РУСАЛа»» pos=»abs» width=»100%»]
Коллегия Счётной палаты РФ проанализировала эффективность применения участниками внешнеэкономической деятельности таможенных режимов переработки. Аудиторы пришли к выводу, что эффективность применения толлинга для экономики страны в целом и экономики предприятий-переработчиков незначительна. Как следует из материалов, представленных на коллегию, механизм применения режима переработки на таможенной территории не отвечает в полной мере целям, определённым основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов, одобренными Правительством РФ. При применении толлинга российскими заводами – производителями алюминия, подконтрольными компании «РУСАЛ», основными выгодополучателями являлись задействованные в этом механизме иностранные оффшорные компании – собственники ввозимого из-за рубежа сырья на переработку и вывозимого за пределы страны продукта переработки, говорится в официальном сообщении Счётной палаты. Основной доход этих компаний формировался за счёт значительной разницы между высокой ценой реализации продуктов переработки на внешнем рынке и низкой стоимостью услуг по переработке российских предприятий и не подлежал налогообложению в Российской Федерации. Ежегодный объём таких доходов составляет примерно 2 млрд. долларов США. При применении этого механизма бюджет ежегодно недополучает около 11,5 млрд. рублей налога на прибыль, а рентабельность заводов – производителей алюминия снижается с 70% до 25%.

[ title=»С чем борется Игорь Есиповский» pos=»abs» width=»100%»]
Толлинг — специальный таможенный режим, предполагающий переработку на территории России обработку иностранного давальческого сырья с последующим вывозом готовой продукции. Толлинг позволяет минимизировать налог на прибыль и не платить НДС. При применении такой схемы российские заводы не являются собственником ни сырья, ни конечного продукта. Собственником является фирма, поставляющая сырьё. Она берёт на себя все расходы по доставке сырья на предприятие и по вывозу конечной продукции, соответственно, оплачивая заводу лишь услуги по переработке. Различают два вида толлинга – внешний (когда сырьё ввозится из-за границы) и внутренний (когда перерабатывается отечественное сырьё). Толлинг был введён в середине 90-х годов как временная мера, призванная поддержать угасающую алюминиевую промышленность, потерявшую после распада Союза и сырьевую базу, и финансовые ресурсы. Цель эта к настоящему моменту более чем достигнута – алюминиевая отрасль сегодня является едва ли не самой процветающей. Однако вопрос о том, настала ли пора отменять режим толлинга, до сих пор не находил однозначного ответа.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры