издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Проектировщики готовятся к энергетическому буму

Проблема энергодефицита стимулирует рост заказов на строительство и проектирование электростанций. Портфель заказов входящего в структуру Иркутского филиала ОАО «Сибирский ЭНТЦ» института «СибВНИПИэнергопром» по сравнению с прошлым годом вырос почти в 2 раза. «И если раньше преобладали объекты реконструкции, то теперь становится больше нового строительства, причём крупных объектов», – рассказал директор института Олег Шадрин.

– Как давно работает в регионе институт?

– «СибВНИПИэнергопром» образован в 1960 году. По нашим проектам построены и успешно эксплуатируются крупные теплоэнергетические объекты в районах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера (почти все тепловые электростанции ОАО «Иркутскэнерго», Благовещенская, Уссурийская, Канская, Анадырьская ТЭЦ и многие другие), магистральные тепловые сети Иркутска, Благовещенска, Хабаровска, Магадана с диаметром трубопроводов от 500 до 1200 мм. В расцвет энергетики в 70-80 годы прошлого века численность сотрудников института составляла до 700 человек. В 90-х годах мы, как и большинство проектных институтов, переживали трудный период: было время, когда не было ни работы, ни зарплаты. Но коллектив выстоял. Я возглавляю институт с 2005 года и главной задачей считал сохранение коллектива. Сегодня институт располагает квалифицированными кадрами различных специальностей. К сожалению, для наращивания кадрового потенциала готовых проектировщиков на рынке почти нет, поэтому приходится, используя и передавая опыт ветеранов, обучать молодых специалистов. Для привлечения кадров, конечно же, нужны хорошие условия оплаты труда, и сегодня наша средняя зарплата заманчива для многих специалистов из других проектных институтов. А для закрепления молодёжи оказываем помощь в обеспечении жильём, особенно иногородним. Свежий пример: после окончания Братского технического университета мы приняли на работу шесть молодых специалистов, для них взяли в аренду квартиры и полностью их оплачиваем. Положение по привлечению молодых специалистов предполагает делать это в течение двух лет, а дальше будем помогать в реализации для них собственной ипотечной программы.

– Что гарантировало сохранение интеллектуального ресурса в период провала?

– У коллектива есть традиции. Думаю, те, кто остался, были по-настоящему преданы своей профессии. Их желание воплотить в проектах свой опыт и знания помогало выживать институту. Но в последние годы начинается активное развитие энергетики. Спрос на услуги «СибВНИПИэнергопрома» постоянно растёт. Первые крупные заказы в энергетике последних лет шли от энергосистем, работающих в западной части России. Но теперь и сибирские компании стали активнее.

– Что вы делали для наращивания потенциала, чтобы быть готовыми к энергетическому буму?

– Мы старались шагать в ногу со временем. Сегодня не только интеллектуально, но и технически мы готовы к инвестиционному прорыву в энергетике. В 2005-2006 годах мы полностью компьютеризировали весь процесс. Это была главная задача на тот период. В 2007 году мы приобрели достаточно дорогостоящее, но в то же время современное программное обеспечение, которое соответствует мировому уровню. Речь идёт о внедрении системы автоматизированного проектирования PDMS и электронного документооборота конструкторской документации, что позволит в разы увеличить производительность труда, повысить качество проектов.

Сегодня структура института «СибВНИПИэнергопром» – это девять производственных отделов, что позволяет комплексно выполнять работы по реконструкции и проектированию новых тепловых объектов. Понятно, что сложно было найти программное обеспечение для нашей специфической деятельности. Дело в том, что тепломеханический отдел проектирует конвейеры топливоподачи, различные трубопроводы, насосы, теплообменники. Это одни программы. Большой блок программ для строительного отдела и отдела тепловых сетей позволяет делать расчёты по строительным конструкциям, гидравлике и бесканальной прокладке тепловых сетей. Наш специфический отдел – водопользования и охраны окружающей среды. Сегодня его специалисты могут квалифицированно выполнять проекты санитарно-защитных зон станции, имея также соответствующее программное обеспечение. У нас есть отдел перспективного проектирования, он занимается разработкой схем теплоснабжения городов.

– Насколько последнее востребовано?

– За последние два-три года институт разработал схемы теплоснабжения Благовещенска, Магадана, Якутска. Когда-то делали и схему теплоснабжения Иркутска. Но, к сожалению, в последнее время программы работ в виде схемы теплоснабжения в областном центре нет, мы лишь участвовали в разработке раздела теплоснабжения в генплане. Но это не значит, что Иркутск мы не рассматриваем в качестве территории приложения наших сил. Например, мы плотно работаем с ОАО «Иркутскэнерго» по их программе «Юг», которая предполагает строительство теплоцентрали из Ангарска и закрытие электробойлерных в Ленинском районе областного центра. Предполагаются инвестиции порядка 4,5 млрд. рублей. Сегодня Иркутску, чтобы развиваться, не хватает электрической энергии. В Ново-Ленино большая перспектива по застройке, и нехватка электроэнергии тормозит строительство жилья. В прошлом году мы сделали технико-экономическое предложение. В «Иркутскэнерго» его утвердили. У нас были варианты теплоснабжения района от Ново-Иркутской ТЭЦ, реконструкции угольных котельных. Они не прошли как более затратные, и в декабре мы приступили к проектированию объединения схем теплоснабжения Иркутска и Ангарска. Консервация двух электрокотельных приведёт к высвобождению порядка 200 МВт электрической мощности.

Сегодня подрядчики работают буквально с листа. Мы начинам выдавать чертежи по самой теплоцентрали от ТЭЦ-10 до Ново-Ленино. Предстоит построить тепловую сеть надземной прокладки протяжённостью 19 километров, диаметром 800 мм. Объём проектирования и строительства, конечно же, большой, можно сказать, уникальный: только в Ново-Ленино будет два больших ЦТП с насосными в районе котельной северного промузла (КСПУ) и электрокотельной (ЭК) «Бытовая». Сроки строительства очень сжатые. Это обусловлено важным обстоятельством: чем дольше мы будем строить, тем дороже будет обходиться этот проект заказчику. В этом году до отопительного сезона нужно не только построить, но и запустить тепловую сеть от КСПУ до ЭК «Бытовая» (около 5 км).

– Если бы два года назад вам сказали, что эта труба будет строиться, вы бы поверили?

– Два года назад мы как раз предложили этот проект «Иркутскэнерго». И аналогов ему в ближайшем окружении не знаем. Этот проект имеет не только экономические, но и социальные эффекты – повышение надёжности теплоснабжения Иркутска, сдерживание роста тарифов на тепловую (даже, возможно, снижение после срока окупаемости) и электрическую энергию, улучшение экологии в городе за счёт закрытия мелких котельных.

– Институт специализируется на крупных промышленных объектах, сейчас есть потребность в небольших, бытовых. Планируете расширять сферу деятельности?

– Наша задача – охватить сферу, в которой уже работаем. Мы и так отвечаем за огромный блок от проектирования самой станции, котлов и турбин, различных электротехнических и гидротехнических сооружений, тепловых сетей и других объектов по всем разделам и на всех стадиях. Таких институтов, как наш, от Красноярска до Владивостока нет. Территория ответственности очень большая. Становление и рост института зависит от того, как будет развиваться энергетика. Вот стояла она, и мы стагнировали, ситуация оживилась, и у нас появилось много интересной работы.

– С какими компаниями вы сейчас работаете?

– С 2006 года нашими активными партнёрами становятся «Магаданэнерго», «Амур-энерго», «Бурятэнерго» и «Читаэнерго» (сейчас это ТГК-14), «Тываэнерго», «Чукотэнерго». А уже в 2007 году не только АО-энерго, но и предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых стали нашими клиентами. От них пошли предложения по инвестиционным программам, связанным с вводом энергомощностей рядом с месторождениями. К нам, например, обратилась Кольская горно-металургическая компания, которая заказала проектирование трёх больших котельных в городе Заполярном. Компания «Металлы Восточной Сибири» в прошлом году нам заказала три бизнес-плана, которые касаются строительства Озернинской станции в Бурятии, Первомайской в Читинской и в Якутии на территории Джебарихи-Хаинского месторождения. Сегодня многое находится на стадии реализации.

– Как сейчас выглядит ваш портфель заказов?

– В прошлом году по сравнению с 2007 годом рост заказов составил почти 100%. И если раньше преобладали объекты реконструкции, то теперь становится больше нового строительства, причём крупных объектов. По объёму финансирования новостройки выросли в пять раз. «Иркутскэнерго» сегодня предпринимает меры по решению проблемы энергодефицита, с которым область столкнётся через пару лет. Это будет ощущаться после ввода Тайшетского алюминиевого завода. Если говорить о портфеле заказов, то хотя процент работы по Иркутску и уменьшается (в 2006-2007 годах заказы «Иркутскэнерго» составляли 50 – 55%, сейчас – 40%), мы считаем это позитивным моментом. Это результат нашей работы по диверсификации бизнеса.

– Существуют ли новые разработки?

– В прошлом году по заказу «Якутскэнерго» мы начали проект строительства мини-ТЭЦ в посёлке Депутатский в Якутии. Этот регион входит в программу экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. И как раз в свете программы разрабатывали этот проект – он уже прошёл государственную экспертизу, – а сейчас делаем рабочую документацию по нему. Мы предлагаем введение в эксплуатацию небольших угольных станций с выработкой электроэнергии 10-20 МВт. Это имеет серьёзное значение, поскольку в Якутии большое количество теплогенерации работает на мазуте, который сейчас очень дорогой, что отражается на цене электроэнергии. Мы же предлагаем построить угольную станцию и прорабатываем вариант применения паропоршневых двигателей.

– Это ноу-хау института?

– Поскольку машины, которые мы собираемся применить, немецкие, очень интересная технология и экономика получилась. Будем пытаться применить эти технологии в других регионах. Только в «Якутскэнерго» будет 8 таких станций. Сначала сделаем одну, чтобы потом можно было её тиражировать.

– Может ли этот проект быть реализован в Иркутской области?

– Сложно сказать, иркутский регион сегодня «плавает» между углём и газом. Сегодня для Приангарья мы предлагаем газовые варианты. Газ – экологически более чистое топливо. Для города – самый лучший вариант. Но до сих пор неизвестно, сколько он будет стоить. А пока мы изучаем опыт проектирования и строительства ТЭЦ на газе, благо, наш новый собственник (Группа «Е4») такой опыт уже имеет. Это один из крупнейших генподрядчиков в области энергетического строительства. А по объёму заказов – самая крупная инжиниринговая компания в отрасли. Это для нашего института положительный момент, мы получаем гарантированные заказы по крупным объектам, имея возможность использовать информационный и инвестиционный потенциал всех наших коллег, входящих в группу компаний «Е4». А мы со своей стороны сделаем всё возможное, чтобы обеспечить темпы роста.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры