издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сдали в аренду бренду

АЗК «Иркутская Топливная Компания» присвоили название недавних конкурентов

  • Автор: Анна ПАВЛОВА, специально для «Конкурента»

Тенденция на укрупнение не обошла и розничные сети по продаже нефтепродуктов. Иркутская Топливная Компания сдаёт в аренду свои АЗК недавнему конкуренту – ГК «КрайсНефть». По мнению собеседников «Конкурента», этим дело не закончится и рано или поздно заправки будут проданы «КрайсНефти».

Группа компаний «КрайсНефть» начала активно расширять свою розничную сеть в Иркутской области. Официально о своих планах по укрупнению в ГК не заявляли. Однако иркутские автомобилисты стали замечать, что количество их автозаправочных станций в последнее время увеличивается. Причём не путём строительства новых АЗС, а за счёт ребрендинга заправок Иркутской Топливной Компании (ИТК), которые начали менять свои фирменные знаки на логотип «КрайсНефть». Этот факт позволил многим экспертам сделать предположение, что АЗС ИТК были куплены «КрайсНефтью». Однако в «КрайсНефти» эту информацию опровергли. Как рассказал «Конкуренту» директор ООО «Контерра» (организации, занимающейся розничной продажей под брэндом «КрайсНефть») Андрей Минин, заправки ИТК взяты в аренду сроком на три года.

«ИТК решила войти под наш бренд», – говорит Минин. Сейчас в аренду «КрайсНефти», которая владеет 33 собственными АЗК, уже переданы 14 заправок ИТК. Планируется взять в аренду ещё две АЗС в Дзержинском и Жигалове. Об условиях сделки и о том, какая из сторон выступила её инициатором, Андрей Минин сообщать отказался. Между тем «КрайсНефть» уже начала инвестировать средства на обустройство АЗС и ребрендинг. Планируется провести ремонт помещений АЗС, открыть магазины и мини-маркеты. В компании говорят, что арендовать станции – пока единственный способ расширить бизнес, поскольку площадки под строительство АЗС давно не выделяются.

Между тем источник «Конкурента», близкий «КрайсНефти», утверждает, что ещё в конце 2007 года между ИТК и «КрайсНефтью» была достигнута договорённость именно по продаже АЗС. До весны 2009 года планируется полностью передать объекты. По словам нашего собеседника, продажа не состоялась лишь потому, что «продавцу необходимо привести в порядок документы». Источник «Конкурента» утверждает, что у владельца ИТК заправочный бизнес не является профильным – он работает в лесной отрасли. «Сами заправки ИТК в хорошем состоянии. «КрайсНефть» сейчас начала вливать инвестиции в их обустройство. Таким образом, продажа на отдельных АЗС, принадлежавших ранее ИТК, уже сейчас увеличилась в два-три раза», – говорит представитель компании.

ИТК, по словам источника «Конкурента», принадлежит Алексею Красноштанову (возглавляет ООО «Нью-Лен-Ойл», которое ведёт строительные работы в Иркутске). Связаться с ним «Конкуренту» не удалось. В ИТК также предпочитают сохранять в тайне информацию о недавней сделке.

Участники рынка оценивают долю «КрайсНефти» на иркутской рознице с учётом взятых в аренду АЗК в 27%. В компании «Парламент-А» (ОМНИ), которая также является крупным розничным продавцом, отмечают, что «КрайсНефть», расширяясь, действительно становится серьёзным конкурентом. «Это обычный процесс, когда крупная сеть приобретает объекты, которыми владела мелкая компания. И неизбежно, что «КрайсНефть» будет сильным для нас конкурентом», – говорит начальник коммерческого отдела компании «Парламент-А» Денис Писарев. При этом он отмечает, что пока продажа топлива на заправках ОМНИ не сокращается. «Ведь мы имеем своего постоянного потребителя, и у нас крепкая сеть заправок. Тем более что ещё не известны цели такого укрупнения «КрайсНефти». Возможно, это делается для того, чтобы компания сама стала интересным объектом для более крупного покупателя», – говорит Денис Писарев.

Некоторые аналитики, прокомментировавшие «Конкуренту» эту сделку, также считают, что «КрайсНефть» может стать интересным объектом для крупных игроков на рынке нефтепродуктов. Называют эксперты даже возможного покупателя – НК «Роснефть». В самой «КрайсНефти» возможность продажи активов нефтяному монополисту опровергают. Однако это не мешает отраслевым аналитикам искать доводы в пользу именно такого развития событий.

Старший аналитик ИК «Метрополь» Алексей Кокин полагает, что «кроме «Роснефти», вряд ли этой сетью будут интересоваться другие крупные компании. Ведь у «Роснефти» там есть своя сырьевая база. Другим же российским компаниям, если они решат приобрести «КрайсНефть», придётся перекупать продукцию у «Роснефти» или возить её из Омска или Хабаровска. А это не столь выгодно». Решение владельцев Иркутской Топливной Компании передать свой бизнес является, по мнению Алексея Кокина, вполне закономерным процессом. «У мелких розничных продавцов будущего на региональном рынке нет», – считает он.

«Если у этой компании нет долгосрочных договоров с оптовиками и если она специализируется только на рознице, этот бизнес не будет прибыльным. Сейчас даже в Москве есть заправки неизвестных никому нефтяных компаний. Их доля – примерно 30-40%. Однако рано или поздно они вольются в большие компании», – говорит аналитик ИК «Метрополь».

Аналитик компании «Антанта-Капитал» Тимур Хайруллин считает, что сделка между ИТК и «КрайсНефтью» – случай достаточно типичный. «Происходит консолидация рынка в нефтяной отрасли: крупные компании покупают более мелкие. Это связано с тем, что оптовые цены на продукцию растут быстрее розничных. Сейчас вообще на розничном рынке доминируют крупные компании. Однако я не думаю, что мелкие игроки совсем уйдут с рынка», – считает Тимур Хайруллин.

Аналитик одной из иркутских инвестиционных компаний отмечает, что тенденция к укрупнению по стране наблюдается не только в нефтяной отрасли, но и в спиртовой промышленности, банковской деятельности. «Когда укрупняется сам рынок, то же самое происходит с бизнесом. Поэтому и «КрайсНефть» не исключение: она стремится к капитализации. За счёт привлечённых инвестиций и оптимизации собственных средств «КрайсНефть» начала приобретать не только заправки ИТК, но и других компаний. Сейчас стоимость компании «КрайсНефть» – примерно 2 млрд. рублей», – говорит иркутский аналитик. Он также согласен со своими коллегами, что «КрайсНефть» впоследствии может стать собственностью «Роснефти». «Если компания будет расширяться и дальше, никто не позволит ей занимать значительную долю розничного рынка в регионе», – говорит наш собеседник. Аналитик не исключает, что при этом будет задействован административный ресурс и «КрайсНефть» отойдёт крупному игроку – «Роснефти», и произойдёт это в ближайшие два-три года.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер