издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дети в сети

  • Автор: Юлия СЕМЁНОВА, психотерапевт

С началом учебного года дети всё больше времени проводят у мониторов. Подготовка докладов, рефератов, сочинений — чтобы найти нужный материал, современные школьники предпочитают лучше «порыться» во Всемирной сети, чем заглянуть в библиотеку. Прибавьте к этому компьютерные игры, заменившие малышне прятки и скакалки.

Естественно, многие родители опасаются негативного воздействия компьютера на неокрепший организм ребёнка. Чаще всего их беспокоит, насколько вредно электромагнитное излучение, как скажется работа за компьютером на зрении и осанке. И, конечно, как влияют компьютерные игры на детскую психику.

Эти опасения – увы! – не беспочвенны. Специалисты не советуют детям в возрасте 6-7 лет проводить у монитора больше 15-20 минут в день. А младшим школьникам, как минимум до четвёртого класса, рекомендуется ограничить общение с компьютером до одного часа в день.

Очкариками стать легко

Если ребёнок подолгу, без перерыва сидит у монитора, зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. В принципе, любые занятия детей, связанные со зрительной нагрузкой, строго регламентируются. Тем более общение с компьютером, требующее значительного умственного и зрительного напряжения. Мало того, что ребёнку приходится на довольно близком расстоянии рассматривать на экране мелкие буквы, цифры, штрихи, рисунки, но ещё и периодически переводить взгляд с экрана на клавиатуру. А это вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана. Таким образом, нагрузка на глаза при занятиях с компьютером гораздо сильнее нагрузки во время чтения или, например, просмотра телепередач – ведь расстояние до экрана телевизора существенно больше. К минусам общения с компьютером стоит добавить ещё статичную позу, которая увеличивает нагрузку на позвоночник, а также снижение двигательной активности ребёнка.

Из двух зол – меньшее

Как сократить вредное влияние компьютера на зрение ребёнка?

Прежде всего, нагрузка на зрение зависит от качества монитора. При его покупке следует обратить внимание на технические характеристики. Лучше выбрать монитор с электронно-лучевой трубкой или жидкокристаллический. На экране не должно быть бликов и отражений. Это учтено в современных моделях, выпускаемых с антибликовым и антистатическим покрытием.

Компьютеры устаревших моделей для детей лучше не покупать – они не отвечают стандартам безопасности. А вот у современных мониторов уровни излучения не опасны даже для маленьких детей.

Но какой бы хороший монитор вы ни купили, следует помнить: детям до 10 лет больше часа сидеть за компьютером всё же не стоит. А школьникам постарше следует устраивать перерывы по 10-15 минут после каждого часа занятий на компьютере.

Виртуальная школа для вундеркиндов

Споры о том, вреден или полезен компьютер для интеллектуального развития ребёнка, не утихают. Одни исследователи научно обосновывают вывод о том, что компьютерные игры развивают у детей быстроту реакции, память, внимание, логическое мышление. Малыши якобы быстрее, чем при традиционных формах образования, учатся анализировать и обобщать, находить нестандартные решения в сложной ситуации, добиваться своей цели.

А вот английские психологи пришли в своих исследованиях к противоположному и очень категоричному выводу: детям до 10 лет у компьютера, по их мнению, делать вообще нечего! Пристрастие детей младшего возраста – даже к развивающим и обучающим играм – может замедлить их развитие, подавить интерес к обычным играм и контактам со сверстниками. Противники раннего приобщения детей к компьютеру считают, что виртуальные игры плохо сказываются на концентрации внимания ребёнка и не способствуют развитию его воображения.

Такой маленький, а уже нервный

Отрицательной стороной воздействия компьютера на здоровье младшего школьника (тем более – дошколёнка) является сильное нервное напряжение и эмоциональный стресс, которыми сопровождается игра.

Много зависит ещё и от того, какие именно игры предпочитают дети. Весёлые и добрые приключения зверушек достаточно безобидны для психики малыша. Но уже с 7 лет у мальчиков резко возрастает интерес к «стрелялкам», где герой «мочит» всех подряд и кровище льётся рекой. Такие жестокие игры дурно влияют даже на крепкую психику, тем более вредны для детей и подростков.

Если ребёнок любит компьютерные игры, лучше, конечно, покупать ему логические, умные игрушки. Они обладают не только развивающей функцией, но ещё и регулирующей. Малыш не станет играть в «умную» игру долго – он просто устанет думать и сам почувствует, что пора выходить из виртуального пространства. Однако развивающие игры многим ребятишкам не нравятся, они предпочитают самоутверждаться, догоняя «противника» и убивая его в виртуальном мире.

При этом дети всё дальше уходят от реальной действительности, утрачивают навыки общения со сверстниками, становятся тревожными, нервными в общении, агрессивными.

Как лечить«компьютерную болезнь»?

Что делать, чтобы предотвратить вред, наносимый физическому здоровью и психике ребёнка компьютерными играми? Прежде всего, не терять чувство меры и здравый смысл. Не следует категорически запрещать детям подходить к компьютеру. Достаточно ограничить его общение с виртуальным миром. Дозировать время, проведённое за компьютером, можно, установив пароль, фильтры на некоторые сайты в Интернете. Игры агрессивного характера лучше вообще не покупать. В «умные» игрушки да и в простые «развлекалочки» можно играть вместе – это сближает ребёнка с родителями, усиливает его доверие к «предкам».

Если появились признаки переутомления, надо сразу же объявить перерыв, вывести ребёнка на свежий воздух. Поможет также чуть тёплый душ (с головой) или холодный компресс на лоб.

Каждый родитель должен знать признаки «компьютерной болезни», чтобы вовремя принять меры. Если ребёнок подолгу сидит у монитора, у него могут возникнуть:

— покраснение глаз, бледность, тошнота и головокружение, вплоть до предобморочного состояния;

— перевозбуждение, излишне эмоциональная, нервная реакция при общении как со взрослыми, так и со сверстниками;

— снижение работоспособности, нарушение концентрации внимания, когда ребёнку трудно усидеть на месте или заниматься чем-то одним;

— потливость (это признак не только общей тревожности, но и виртуальной перегрузки);

— перегрузка суставов кистей рук, онемение пальцев, ощущение, что в подушечках бегают мурашки.

Компьютер прочно вошёл в наш быт – с этим приходится считаться. Но родители обязаны помнить: ребёнку жизненно необходимо как можно больше двигаться, бегать со сверстниками на свежем воздухе. Только тогда он будет расти здоровым.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры