издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Повар – профессия творческая

В обычной семье кухня – рабочее место мамы. Ну или бабушки, или их обеих вместе. Так уж повелось: приготовление пищи – дело в основном женское. Почему же тогда в кафе и рестораны в повара охотнее берут представителей сильного пола? Я уж не говорю о великих поварах всех времён и народов – это исключительно мужчины. С вопроса о причинах «кухонной несправедливости» и начался наш разговор с Андреем Горковенко, студентом Иркутского кулинарного училища № 65. Мне интересно было услышать его мнение. Во-первых, потому, что он и сам повар, хотя пока ещё учится, а во-вторых и главных, потому, что повар он титулованный. На счету Андрея две весьма престижные победы: в Новосибирске он занял третье место на всероссийских молодёжных Дельфийских играх в номинации «Кулинарное искусство», а вслед за этим – четвёртое место на таких же соревнованиях уже международного масштаба, они состоялись в Саратове.

– Я считаю, что повар – профессия мужская, – так начинает свой ответ Андрей. – Уже потому хотя бы, что это тяжёлый физический труд. Попробуйте целый день провести на ногах: постоять в ресторане у плиты, где всегда высокая температура и влажность, потаскать тяжёлые кастрюли и баки. Нет, не для женщин это! Домашняя кухня – другое дело… У меня дома тоже чаще всего готовит мама. Она, кстати, и посоветовала мне выбрать профессию повара.

– Наверное, мама устала одна справляться на кухне и решила взять тебя в помощники.

– Нет, по-другому было. Я с детства увлекался спортом: десять лет играл в футбол и собирался поступать в техникум физкультуры. Но наша футбольная команда распалась, и  мне вдруг расхотелось становиться тренером. И вот на носу – поступление, а с профессией я ещё не определился. Тогда мама и предложила пойти в кулинарное училище. «Не понравится – всегда можешь уйти», – сказала она. Я спорил с ней, упирался, но в конце концов решил: почему бы и не попробовать? Начал ходить на занятия, и мне понравилось. Каждый день что-то новое.

– А тут и конкурс подоспел! Расскажи, как ты к нему готовился?

– Сначала был конкурсный отбор в училище. Я тогда ни о чём не думал и совсем не волновался. Подумаешь, конкурс – у нас в училище их много проходит. Но когда узнал, что поеду в Новосибирск, на всероссийские игры, тогда, честно признаться, испугался. Первый раз всё-таки в конкурсе такого уровня участвую! Нас заранее предупредили, что готовить мы будем пельмени и вареники. Неделю перед поездкой мы встречались с шеф-поваром ресторана «Старый мельник», он учил меня, как сделать эти вроде бы обычные блюда оригинальными. Жюри конкурса добавляло балл за использование своих, местных, продуктов, поэтому некоторые ингредиенты мы захватили с собой.

– Интересно, какие?

– Ну, например, мясо изюбря – для начинки пельменей, его специально для конкурса достал мой шеф-повар. Ещё мы повезли омуль для гарнира и бруснику для начинки вареников. А всё остальное закупили на месте.

– Ты к моменту соревнования справился с волнением?

– Там уже и некогда было волноваться! Надо было готовить блюда, украшать их. Участников в нашей номинации оказалось много, человек тридцать, со всей России приехали. Серьёзные соперники. Нас разделили на две группы, привели на кухню, дали пятнадцать минут, чтобы мы разложили продукты, убрали всё лишнее. А потом – три часа у плиты! И все волнения побоку.  По-моему, я всё сделал правильно, как меня и учили. Только вот девчонкам проиграл. Но не из-за того, что плохо приготовил, а просто не на все вопросы жюри ответил. Но не особо расстроился, третье место и бронзовая медаль – это тоже совсем неплохо.

– А в Саратове, на всемирных Дельфийских играх, чем блеснул?

– Там я готовил рулетики: в тоненькие пластинки рыбного филе заворачивал ранетки. Это блюдо трудно выпекать: нужно, чтобы рулеты не развернулись и не рассыпались. Ещё был десерт: выложенное слоями клубничное пюре и кокосовое молоко со сливками. Тут не обошлось без неприятностей. Клубничное пюре мы заранее сделали в Иркутске: свежевыжатый сок клубники смешали с сахарной пудрой. Всё это вылили в стеклянную банку, положили в сумку и сдали её в багаж. А когда прилетели в Саратов, ахнули – банка-то разбилась! Пришлось срочно закупать клубнику и делать всё заново.

– Скажи, каково это – после стольких трудностей и переживаний ощущать себя победителем?

– Ну, переживал-то я по большей части в Новосибирске. Надеялся, конечно, в глубине души на какое-нибудь призовое место, но когда меня объявили в числе призёров, от неожиданности даже замер! В Саратове было поспокойнее, уже знал, что и как. Хотя в тройку победителей мне не удалось войти, но участие в таком конкурсе и четвёртое место уже большой плюс для меня. В будущем пригодится. Например, для учёбы.

– Планируешь продолжить учёбу?

– Я сейчас на третьем курсе, летом заканчиваю училище. Потом пойду в армию, а после поеду в Москву, буду дальше учиться, повышать квалификацию. С работой у меня уже сейчас нет проблем. Ещё на первом курсе меня взяли помощником повара в ресторан «Дикая лошадь». Там я и работаю до сих пор, сейчас уже не помощником, а поваром.

– Трудно совмещать работу и учёбу?

– Поначалу да, нелегко было. К графику ресторана с трудом привыкал: повара там работают с 12 часов дня до двух ночи. Часто ещё и приходят заранее, и после смены остаются, чтобы подумать над новым блюдом, поискать новые рецепты. Темп работы в ресторане намного тяжелей, чем на практике в училище. Теперь я понимаю, почему повара не готовят дома – на это нет уже ни времени, ни сил.

– А вдруг твоя будущая половинка скажет, что не умеет готовить?

– Ну ничего, я же повар. Научу! Я очень люблю готовить для своих друзей. Они сами, идя ко мне в гости, просят «состряпать» что-нибудь вкусненькое. Дома я, правда, готовлю обычные блюда, а вообще люблю французскую кухню, там много интересных, экзотических блюд. Очень хотелось бы съездить в Париж на стажировку, а потом открыть в Иркутске ресторанчик французской кухни. Но это пока мечты!

– Андрей, а ты видел диснеевский мультик «Рататуй»? Он посвящён парижской кухне и вообще профессии повара.

– Конечно, видел. Мультик, кстати, сделан очень профессионально. Там всё правильно сказано о поведении повара на кухне. Настоящий мастер всегда внимателен и аккуратен, чтобы нечаянно не порезаться и не обжечься. Одно только несоответствие: в фильме показана общая большая кухня, на самом деле в ресторанной кухне всегда несколько цехов – мясной,  овощной, соусный, цех холодных закусок, горячих. Повара постоянно меняются, переходят из одного цеха в другой. А так всё совпадает с реальностью.

– И даже то, что у повара должен быть абсолютный вкус и обоняние?

– Ну, может, и не абсолютный, но очень хороший вкус. Повару нельзя, например, курить, иначе он не сможет приготовить по-настоящему хорошее блюдо, в меру солёное и приправленное пряностями. Но самое главное для повара, как правильно сказано в мультике, – не бояться. Надо импровизировать, сочинять, придумывать новые блюда. Ведь повар – профессия творческая!

Гостя расспрашивала Елена ПАСТУХОВА

[title=»А ты знаешь, что…»]
В истории французской кухни есть фигура поистине легендарная – это Франсуа Ватель, повар принца Конде. В апреле 1671 года Его Величество Людовик XIV, «король-Солнце», удостоил принца трёхдневным посещением его имения Шантильи. Понятно, что столь неординарное событие сопровождалось грандиозным празднеством, демонстрацией самых изощрённых гастрономических чудес. Однако в разгар торжества обнаружилось, что к положенному сроку в имение принца не доставили свежую морскую рыбу, хотя мудрый повар загодя послал заказы сразу в несколько портов. Чрезвычайно дороживший своей репутацией Ватель не смог вынести такого удара и покончил жизнь самоубийством, пронзив сердце шпагой…
Этот поступок стал символом профессиональной чести французских кулинаров. Многие из них впоследствии посвящали Вателю рецепты своих блюд, именем легендарного повара названы улицы, отели, учебные заведения.

[title=»Кстати»]
Дельфийские игры – соревнования в сфере искусства – берут начало в Древней Греции, где они проводились наравне с Олимпийскими. Первые Дельфийские игры  состоялись в 582 году до н.э., их участники состязались лишь в одном виде – в пении под аккомпанемент кифары. Позднее добавились и другие соревнования.
В ХХ веке, после полутора тысяч лет забвения, Дельфийские игры – предшественники многих современных конкурсов и фестивалей – были возрождены. В 1994 году представители 19 стран, собравшись в Берлине, создали международный Дельфийский совет; вслед за этим стали возникать и национальные советы в различных странах, в том числе и в России. Игры нашли поддержку со стороны ЮНЕСКО, Совета Европы и других международных организаций.
В России Дельфийские игры прошли в этом году уже в седьмой раз. В Новосибирск (где так успешно выступил наш сегодняшний герой) съехались более 2000 молодых талантов. Они состязались в 26 номинациях, среди которых – музыка, театр, живопись, танец, кулинарное искусство, парикмахерское и т.д. Участников игр приветствовали не только официальные лица и гости, но и экипаж Международной космической станции.
А в сентябре в Саратове под патронатом ЮНЕСКО состоялись вторые всемирные Дельфийские игры. В них приняли участие 1167 человек из 61 страны мира.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры