издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Корпорация развлечений

Иркутские event-агентства учат веселиться сотрудников компаний

Доверять организацию корпоратива профессионалам стало хорошим тоном в компаниях последние два-три года. Клиентская база некоторых иркутских event-агентств ежегодно прирастает почти наполовину. Вместе с этим увеличиваются бюджеты торжеств. Когда душа компании просит праздника, иркутский клиент выкладывает за корпоратив до трёх миллионов рублей. Но даже при таких ценах у некоторых аниматоров уже забронирована половина грядущих новогодних торжеств. Сколько стоит заказать «звезду» на корпоратив, на чём пытаются сэкономить компании и почему не следует шутить с ФСБ и подвыпившими женщинами, выясняла ЕКАТЕРИНА АРБУЗОВА.

Культурно-массовый рынок

Рынок event-услуг начал формироваться в Иркутске в 90-е. Впрочем, тогда англоязычный термин ещё не был в ходу. Те, кто собирался устраивать праздник на работе, искали по объявлениям «зажигательного тамаду и весёлого баяниста». «Был в Иркутске один персонаж – Саша Русаков, который приходил с катушечным магнитофоном, включал музыку и вёл торжества. И не каждый мог себе позволить пригласить его», – вспоминает председатель Иркутского областного отделения Союза концертных деятелей РФ Дмитрий Иванов. Вместе с коллегами Дмитрий Иванов тогда начал приглашать ведущих и ди-джеев, вернее, звукорежиссёров. Позже в программе появились артисты. Специально под них в «Байкал Бизнес Центре» перестроили помещение в концертный зал и назвали его автономной некоммерческой организацией имени Людмилы Зыкиной, которая, кстати, согласилась дать концертному залу её имя.

Появлению рынка услуг по проведению праздников Иркутск во многом обязан полу-криминальным организациям и их руководителям. «Они начали надевать смокинги и звать известных артистов из Москвы, – отметил Иванов. – Чаще всего привозили «звёзд» шансона – Вику Цыганову, Евгения Кемеровского. Постоянно приглашали Ладу-Дэнс и Розенбаума». По воспоминаниям арт-директора одного из иркутских клубов Дениса Гука, в 90-е годы на корпоративах «всё было очень кондовое»: почти отсутствовали театрализованные постановки и оригинальные номера. На торжествах у компаний выступали в основном солисты иркутского музыкального театра и бальные пары.

Однако те, кто вплотную занялся новым рынком услуг, вскоре стали своими на этом празднике жизни. Сейчас в Иркутске с десяток агентств по организации крупных копоративов и не более ста компаний, которые могут себе это позволить, рассказывает руководитель продюсерского центра Аркадий Стародубцев. По его словам, аниматорские фирмы в сегменте дорогих вечеринок почти не рекламируются и опираются по большей части на авторитет их руководителей. При этом в их постоянных клиентах уже числятся, к примеру, «РЖД», «Гипродорнии» и «Иркутск-энерго», и количество заказов продолжает увеличиваться. В прошлом году рост составил сразу 30 – 40%, отметил Аркадий Стародубцев. По мнению директора агентства «Аврора» Инги Муниной, наиболее бурное развитие иркутского рынка event-услуг пришлось на последние 2-3 года.

Среди клиентов активизировались филиалы московских и новосибирских финансовых компаний, которые проводят в Иркутске семинары и после – корпоративы. Часто стали заказывать праздники фармацевты и застройщики. Как правило, клиенты – это люди в возрасте от 30 лет и старше. Причём к каждой аудитории у аниматоров свой подход. «Недавно проводили для IT-специалистов праздник. Они предупредили, что их сложно удивить, потому что многие шутки они уже видели в Интернете. Хотя вроде в итоге всё удалось и они нас поблагодарили, – рассказал глава продюсерского центра. – У нас и к сотрудникам ФСБ свой подход есть». – «Там тоже особые шутки?» – «Нет, с ними лучше не шутить».

Хлеба и зрелищ

Бюджеты корпоративов растут вместе с запросами клиентов. По наблюдениям организаторов, из двух основных статей расходов – на питание и на развлечения – всё больше денег тратится на вторую. Якобы сотрудников компаний уже не удивишь красной икрой, сёмгой и хорошими напитками. Заказчик требует шоу, хочет «плотного интерактива», который обходится ему в сумму от 30 тыс. до 3 млн. рублей. Самую дорогую вечеринку проводило подразделение московского банка. В течение трёх дней финансистов развлекали как могли – устраивали концерты и выезды на природу. Имя щедрого работодателя организаторы корпоративов предпочитают не называть: слишком маленький город и слишком значительные суммы. «Последние два года клиентов уже не пугают суммы в 300 – 500 тыс. рублей за вечеринку. Хотя, конечно, в столицах бюджеты праздников на порядок выше», – утверждает Аркадий Стародубцев.

По подсчётам управляющего одного из ресторанов Иркутска, нынешние предновогодние застолья с музыкальной программой обойдутся компаниям в 3,5 тыс. рублей за человека. Как полагает Инга Мунина, бюджет мероприятия может достигнуть и 10 – 15 тыс. рублей за человека. Получается, коллектив из ста человек вполне может отдать более миллиона рублей за корпоративное торжество, подсчитали эксперты. Даже при таких ценах игроки говорят, что в середине октября уже забронирована примерно половина предновогодних банкетов.

Звёздный час

Сумма расходов возрастает, как только на празднике появляются более-менее известные исполнители. В местном масштабе среди них называют саксофонистов Илью и Ивана Константиновых и фольклорный коллектив «Красная горка». По свидетельству одного из собеседников «Конкурента», однажды «Красная горка» за две песни взяла столько, сколько стоила вся остальная концертная программа. Как рассказали в агентстве «Аврора», в среднем иркутские артисты получают от 1,5 до 5 тыс. рублей за номер. «Регулировать цену на местном рынке сложно: все друг друга слишком хорошо знают», – признаётся Дмитрий Иванов.

Зато заезжие «звёзды», составляя свой ценник, чувствуют себя более раскованно. По словам Аркадия Стародубцева, выступления наиболее популярных у иркутян эстрадных исполнителей «первой волны» стоят не менее 50 тыс. евро. Причём раньше промоутеры делали выступления «звёзд» «два в одном» – привозили сначала на концерт, а потом на корпоратив. Сейчас заказчики могут позволить себе пригласить артиста специально на торжество, с учётом его райдера. К примеру, этим летом вместе с Владимиром Винокуром на корпоратив пришлось везти ещё 15 актёров из его театра – таково было условие, рассказал Дмитрий Иванов. Иногда некоторые «перегибают» с приглашёнными «звёздами», которые затмевают и утомляют участников торжества. По рассказу художественного руководителя театра «Алл-кабаре» Алексея Бакеева, в «Интуристе» праздновался день рождения президента крупной строительной компании Иркутска. «Концертная программа длилась шесть часов в режиме нон-стоп, – вспоминает Бакеев. – За это время успели выступить чуть ли не все коллективы города и малоизвестная группа из 80-х вроде «Песняров». Гости еле высидели концерт».

Тем не менее участники рынка признают, что многие клиенты и директора артистов в Иркутске всякий раз пытаются сэкономить и получить как можно больше за меньшие деньги. Дмитрий Иванов вспомнил, как в своё время отвозил на корпоратив Михаила Шуфутинского. Его не предупредили, что концерт состоится в Ангарске, а в райдере было сказано, что передвигаться звезда будет только в пределах 30 км от места проживания, на более значительные расстояния – за отдельную плату. В итоге шансонье вспомнил историю, как в подобной ситуации Иосиф Кобзон остановил автомобиль между Ангарском и Иркутском и исполнил программу прямо в поле. Тогда попытка сэкономить чуть было не лишила заказчика выступления. Впрочем, в обоих случаях певцы всё-таки добрались до места проведения корпоратива. По рассказу Алексея Бакеева, порой доходит даже до неуплаты. Одни клиенты заказали настоящее кабаре. Специально для этого коллектив привёз двух тайцев, однако фирма не дала денег им ни на проезд, ни на выступление. «Люди требуют много перьев, страз и очень красивых артисток, но не желают за это платить», – отметил худрук. Заказчики учатся считать деньги, но законно сэкономить получается не у всех.

Праздник непослушания

Несмотря на «проколы» с артистами, в целом уровень проведения корпоративов растёт, отмечают эксперты. Формируются предпочтения, профессиональная среда и круг фирм, которые занимаются организацией праздников. «У самих участников торжеств появляется культура гулять», – отметил Денис Гук. Раньше гости «отрывались» по полной программе. Доходило до самых откровенных сцен, причём в тихих и спокойных компаниях наподобие работников НИИ. «Теперь всё чаще люди приходят, веселятся, танцуют и уходят, – рассказал Гук. – Хотя не обходится и без инцидентов после достижения определённого градуса». Был случай, когда разъярённая клиентка пыталась поцеловать ведущего, а получив отказ, исцарапать и ударить его. Попавшему под горячую руку шоумену пришлось скрываться от одной такой дамы в служебном помещении.

В одном из иркутских ресторанов в прошлом году на корпоративе разбушевался сотрудник. «Сначала мужчина сидел полвечера, сжав кулаки. Вдруг как стукнет ими по столу так, что посуда полетела. Когда его попытались вытащить потанцевать, он пробил ногой гипсокартонную стену», – вспоминает менеджер. Самое смешное, что хулиганом оказался сам начальник службы безопасности компании. Впрочем, деньги за ущерб заказчик заплатил и организаторы праздника не остались на него в обиде. В борьбе за клиентов иркутские аниматоры продолжают придерживаться принципа: делайте что угодно, главное – заплатите.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры