издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Чтобы дорога не кончалась…

Закрытому акционерному обществу «Труд» исполняется 20 лет

Это одно из тех предприятий, которое входит в число лучших подрядных организаций и является генеральным подрядчиком в системе Росавтодора. По итогам работы в 2005 году ЗАО «Труд» было признано лучшей дорожно-строительной организацией в системе Росавтодора, в 2007-м стало победителем конкурса «Дороги России» в номинации «Лучшая подрядная организация».

За годы своей деятельности «Труд» построил более 700 км дорог высшей технической категории, из них 400 км федеральных; международный выставочный центр «Сибэкспоцентр» и жилой комплекс «Дольче Вита» в Иркутске, аэропорт в Менделеево на острове Кунашир, школу на 200 мест на острове Шикотан и ряд других объектов. Возведённые коллективом проспекты и улицы, жилые и социальные объекты отличают разнообразие объёмов и силуэтов, технологическая гибкость, живописность отделки фасадов. И, может быть, самое главное – предприятие выдержало проверку на конкурентоспособность.

В этом никакой натяжки нет. «Труд» остаётся редким островком стабильности в бушующем финансовом кризисе. Глядя на деятельность этого коллектива, думаешь, что происходящие в стране и отрасли катаклизмы обходят его стороной. И живёт он размеренной жизнью строительного конвейера, запущенного в конце 1988 года. Всё те же дерзкие молодые лица руководителей и работяг, та же деловитость и аккуратность на стройплощадках, базах, в мастерских, офисных кабинетах. Заказчики, с удовольствием садящиеся с ними за стол переговоров, так же уверены в высокой надёжности, обязательности и мастерстве специалистов «Труда».

Так что же лежит в основе стабильности, благополучия и надёжности? Об этапных моментах в деятельности фирмы, сегодняшней ситуации в коллективе рассказывает её руководитель Сергей Тен на традиционной встрече в редакции нашей газеты:

– Название фирмы неразрывно связано с именем моего отца Юрия Михайловича Тена, человека, который для Иркутска, области и России сделал немало. У нас существуют три символические точки на карте: проезд Юрия Тена в микрорайоне Университетский областного центра, перевал им. Юрия Тена на 390-м км федеральной трассы Чита – Хабаровск и школа на о. Шикотан Курильской гряды, которая носит его имя. Эти объекты, выстроенные группой компаний ЗАО «Труд», – память об основателе предприятия, о его добрых делах, делах коллектива.

И очень приятно, когда люди добрым словом вспоминают и говорят о Юрии Тене. К нашему 20-летию подготовлен фильм, в котором есть его мечты о дороге, связывающей Европейскую часть с Востоком России. Сегодня эта мечта близка к воплощению. Наверное, в этом году мы не закончим строительство трассы «Амур» (Чита – Хабаровск), но уже приблизились к этому: тот серьёзный проезд, о котором мечтал отец, уже существует. В наступающем году планируем полностью закончить дорогу с асфальтобетонным покрытием, и страна будет иметь качественную магистраль от Москвы до Владивостока.

«Амур» для меня особенно важен, поскольку свою производственную деятельность я начинал именно на нём. Будучи командиром студенческого отряда, первый производственный опыт получил на этой дороге. Базировались в посёлке Могоча, рубили просеку на тяжелейшем участке трассы, в местах, где сейчас уложено современное асфальтобетонное покрытие. Условия были тяжёлые, и мы на своём опыте убедились в справедливости поговорки «Бог создал Сочи, а чёрт – Сковородино и Могочу».

Эта дорога важна для жителей Иркутска и всего Приангарья. И дело не только в налогах, которые идут в муниципальный и областной бюджеты, и новых рабочих местах. Важно и то, что область является транзитным регионом, и чем больше будет идти через неё грузопоток, тем больше возможностей для развития территории.

Александр Гимельштейн, главный редактор: Сергей Юрьевич, я не знаю прецедента, чтобы компания из провинции имела столь широкую географию деятельности. Или я ошибаюсь?

Сергей Тен: В Европейской части России подобного нет. Даже в Москве удивляются, когда узнают, что ЗАО «Труд» работает на строительстве таких федеральных дорог, как М-1 (Москва – Минск) или М-4 (Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону). «Как вы умудрились попасть из Иркутска в Европейскую часть за тысячи километров и работать в этих условиях?» – то и дело спрашивают меня коллеги. Да, у нас дорожная отрасль достаточно конкурентоспособна, много компаний на рынке, а в Европейской части приходится к тому же конкурировать с немецкими, итальянскими, австрийскими, финскими фирмами, тем не менее мы эту конкуренцию выдерживаем достойно, чем, естественно, гордимся.

Александр Антоненко, обозреватель по строительству: В 2007 году ваша фирма вышла на объём строительно-монтажных работ в 3 млрд. рублей. Ожидаете ли падение объёмов в связи с финансовым кризисом?

Сергей Тен: Наоборот, ждём роста. Прежде всего за счёт диверсификации бизнеса по отраслевым показателям (сельское хозяйство, строительство дорог, жилья), а также бюджетной диверсификации (федеральный, областной, муниципальный уровни). Мы работаем в разных регионах, очень плотно, например, с Сахалинской областью. В 2008 году профицит островного бюджета составил порядка 8 млрд. руб. при населении 500 тыс. человек.

На Сахалине прописались нефтегазовые, шельфовые проекты, действует соглашение о разделе продукции… Словом, идёт активное развитие. Мы участвуем в реализации нефтегазовых проектов, занимаемся производством щебня, который поставляем на стройки области. Думаю, ситуация в наступающем году там не будет катастрофической, как это может случиться в других регионах, в том числе в Иркутской области. В Приангарье будут существенно сокращены объёмы дорожного строительства, стройкомплекс будет испытывать серьёзные проблемы и трудности. Мы сможем их снивелировать за счёт диверсификации. В частности, понимаем, что объёмы по ремонту и реконструкции улично-дорожной сети в областном центре будут сокращены как минимум в 2-3 раза. Но мы сможем тогда перебросить свои мощности на строительство обхода г. Иркутска, его сдачу в 2010 году никто пока не отменял. То есть у нас есть возможность для манёвра.

В наступающем году у нас колоссальный объём ввода объектов в эксплуатацию. Это 37-километровый обход г. Богородицка на дороге М-4 «Дон», подобных которому вы не сыщете в Сибири. Это четырёхполосная дорога первой технической категории с пропускной способностью 25 тыс. автомобилей в сутки. Более 250 км планируем ввести на дороге Чита – Хабаровск. Задел нынче сделан, приобретено нужное количество различной дорожно-строительной техники, готовим кадры. В 2009-м планируем завершить строительство 8-километрового участка обхода г. Тайшета на трассе М-53 (Красноярск – Иркутск). Его ввод – это ещё один шаг на пути освобождения Тайшета от транзитных автомобильных потоков. Обход не только обеспечит безопасность движения на Тайшетском узле, но и значительно увеличит пропускную способность магистрали.

Александр Антоненко: Сергей Юрьевич, на строительстве обхода Иркутска откорректированы лимиты финансирования в сторону уменьшения более чем на 100 млн. руб. Чем вызвана корректировка, и как это скажется на конечном результате?

Сергей Тен: Решение о снятии финансирования было принято в одностороннем порядке на уровне Федерального дорожного агентства. Подобное произошло по всем объектам, финансируемым дорожным агентством. Сняли не потому, что мы плохо работали, – руководители Минтранса посчитали, что эти деньги нужнее для другого отраслевого направления, чем в дорожном строительстве, и перебросили их туда. Это решение принято в сентябре, оставалось ещё 3,5 месяца до конца календарного года, мы были готовы освоить выделенные средства, и я не сомневаюсь, что освоили бы.

В связи с сокращением объёмов финансирования пришлось остановить работу некоторых субподрядчиков, прекратить закупки материалов и др. Хотя на самой трассе мы выполнили 50% от необходимого объёма земляных работ, уложили около 80% труб малого диаметра и около километра асфальтобетонного покрытия на подготовленном участке (нижний слой асфальта). Мостовики закончили устройство фундаментов и свайного поля на мосту через р. Вересовка, разворачивается площадка под строительство 300-метрового моста через Иркут в районе пос. Баклаши.

Сейчас наша задача – запастись большим количеством песчано-гравийной смеси для устройства щебёночного основания. Заготовка инертных материалов будет продолжаться всю зиму. Словом, мы не намерены отступать от первоначальных замыслов ввести обход летом 2010 года.

Александр Антоненко: Надеетесь, что не возникнут вопросы с финансированием?

Сергей Тен: Не должны. Могут быть вопросы по другим объектам, в частности по строительству автодороги «Вилюй» (Тулун – Братск – Усть-Кут и дальше на Якутию). Возможно, будут снижены расценки на дорожное строительство в связи с тем, что цены на металл, цемент, топливо с будущего года будут снижаться. Государство начнёт пересматривать расценки, но пока, на мой взгляд, делать это преждевременно, так как и в сельском хозяйстве, и в строительстве сезонный фактор играет не последнюю роль. Начнётся посевная, откроется строительный сезон, лишь потом увидим, как будут себя вести цены на основные ресурсы, энергоносители. В общем, не думаю, что серьёзные изменения коснутся наших «задельных» объектов, которые находятся в высокой степени готовности. По областному и городскому финансированию такие проблемы будут.

Елена Лисовская, корреспондент: Как сейчас вы оцениваете сложившуюся в строительной отрасли ситуацию? Ощущает ли её ваша компания, и что ожидает строительный рынок Иркутска?

Сергей Тен: Ситуация далека от стабильной. Многие предприятия начнут останавливаться, замораживать объекты и реализовывать активы. Крупные, имеющие запас прочности компании выживут. Открытый рынок встанет, но будет развиваться рынок госзаказа. Государство будет покупать жильё для военнослужащих, других категорий граждан. В этой ситуации важно, чтобы наше новое региональное правительство выстроило эффективные партнёрские отношения с федеральным центром по оказанию региону финансовой поддержки.

Что касается цен, то на материалы они будут снижаться. Количество иностранной рабочей силы сократится. Оставшиеся на рынке компании должны будут существенно менять свою психологию, развивать собственный потенциал. При этом важно, чтобы государство занялось формированием системы начального профессионального образования, чтобы мы получили квалифицированный рабочий класс, а не трудоустраивали китайцев, когда у самих приближается безработица. Думаю, что если нам полностью сократят квоту на привлечение иностранной рабочей силы, у нас найдутся люди для работы.

На данный момент мы занимаемся также строительством жилья – возводим три блок-секции жилого комплекса «Дольче Вита» в м/р Университетский общей площадью 27 тыс. кв. м. На двух уже закрыты контуры, сделаны фасады, кровля, идёт отделка. Завершаются работы по устройству внутриплощадочных сетей, строительству подземных гаражей внутри площадки, благоустройству. В следующем году сдадим комплекс во всей красе. Привлекает удачная планировка квартир. Тем не менее на сегодня из-за финансового кризиса, одним из элементов которого является кризис доверия, реализация квартир остановлена. Все перестали доверять друг другу. По информации банкиров, люди сегодня покупают валюту и складывают в мешки, закапывают её в землю, образно говоря.

Это недоверие сказывается на работе строителей. Мы, к примеру, из общей площади жилья реализовали порядка 70%. Безусловно, чувствуем ответственность перед своими клиентами и дольщиками за их квартиры и будем завершать это строительство. Так что кризиса доверия у нас пока нет. Нормально, конструктивно общаемся с банками, которые нас кредитуют. Кстати, часть квартир, которые не можем сегодня продать, будем достраивать за счёт собственных оборотных ресурсов, тем самым решать жилищные проблем наших работников. Тех, кто многие годы провёл на дороге «Амур», по десять месяцев обитал в вагончиках в отрыве от семьи.

Геннадий Пруцков, обозреватель по вопросам сельского хозяйства : А какова ситуация во внестроительном секторе вашего бизнеса?

Сергей Тен: Что касается сельского хозяйства, то в этом году мы получили неплохой урожай зерновых (29 центнеров с гектара) и обеспечили себя на 90%. Это для нас рекорд. У нас существуют долгосрочные контракты и партнёрские доверительные отношения с поставщиками Зиминского, Куйтунского, Тулунского районов.

Немаловажно и то, что мы решили важную проблему, которая стоит поперёк горла у многих сельских производителей, – строительство складских помещений. В стране собрали огромный урожай, а хранить его оказалось негде. Нынче мы в Куйтуне завершили строительство первой очереди современного зернохранилища – поставили полдесятка металлических ёмкостей из нержавеющего металла на 4000 тонн каждая, а всего планируем поставить 12 с общим объёмом хранения зерна 48 тыс. тонн. Хотим на базе этого предприятия сформировать стратегический запас зерна для региона. Ведь не у всех хозяйств сегодня есть возможность обеспечить качественное хранение зерновых.

Думаю, следующий год для небольших производителей будет весьма тяжёлым. С начала посевной недосчитаемся многих хозяйств, поскольку банки повышают процентную ставку, не хотят кредитовать своих клиентов. Но мы имеем некий запас финансовой прочности, к тому же государство сокращает объёмы импорта мясопродуктов, тех же окорочков, и таким образом оказывает поддержку производителям мяса птицы. Мы полтора года цены не поднимали, подняли только в сентябре, хотя на энергоносители цены росли скачками. В следующем году мы цены также не собираемся поднимать, сложившийся ценовой уровень будем удерживать, а возможно, и снижать.

И ещё: мы активно вошли в число предприятий, которые принимают участие в национальном проекте по сельскому хозяйству, и уже получаем результат. Если до сегодняшнего дня молоко у нас реализовывалось как сырьё, то сейчас уже начали запускать его в переработку. Ежемесячно производим около 300 тонн полуфабрикатов, постоянно расширяем ассортимент. Кстати, пищевое производство находится на территории нашей производственной базы на ул. Академической, и представители каждого подразделения «Труда» участвуют в дегустации продукции «Мясограда» перед тем, как она попадёт на стол потребителю.

Александр Антоненко: Сергей Юрьевич, ваша фирма внесла солидный вклад в городские программы, в том числе реконструцию дорожной сети и подходов к строящемуся мостовому переходу через Ангару. Как вы считаете, когда будет открыто движение по новому мосту в обоих направлениях?

Сергей Тен: При достаточном финансировании сохраняются шансы открыть сквозное движение по новому мосту в следующем году. Мы заканчиваем работы, начатые в прошлом году на левом берегу по съездам. Правда, за нами остаётся большой комплекс очистных сооружений. Сбой на них произошёл в связи с корректировкой проекта, который явно устарел. Сейчас идёт его доработка. Дело в том, что мост строится уже десять лет, а проект был сделан ещё раньше.

А теперь что касается городской программы. Нынче мы работали на улицах Лермонтова, Тимирязева, Энгельса, Сухэ-Батора и Горького. И хотя критики в наш адрес от горожан было немало, но мы выполнили программу с честью. Серьёзных нареканий со стороны управления ЖКХ города (заказчика), контролирующих органов в наш адрес не поступало. Особенно серьёзные объёмы сделали по ул. Лермонтова, которая преобразилась до неузнаваемости, что позволило решить ряд транспортных проблем Свердловского района и левобережной части города в целом. Считаю, что год по городским улицам завершили достойно.

… Я мог бы рассказать о ЗАО «Труд» в цифрах – кубометрах отсыпанного земполотна, километрах заасфальтированных дорог, количестве построенных мостов и искусственных сооружений, объектов социального назначения… Но все эти цифры не расскажут о том, чего стоили эти кубы и километры, мосты и трубы. А стоили они двух десятилетий непрерывной работы десятков, сотен специалистов: опытных дорожных строителей и вчерашних школьников, выпускников училищ, техникумов, вузов. И каждый из них должен был проявить самоотверженность и смекалку, самостоятельно решать многие серьёзные проблемы. Лучшие приглашены на торжественный вечер по случаю нашего юбилея и будут награждены грамотами и ценными подарками Министерства транспортного строительства, губернатора и мэра г. Иркутска. Хочу пожелать им, а также каждому из работников нашего коллектива жить ярко и значительно, вписать в историю предприятия новые страницы созидания. И главное – чтобы ни для кого из них дорога не кончалась с завершением строительного сезона.

Записал Александр АНТОНЕНКО

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Актуально
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры