издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Берёзы растут и поныне

  • Автор: Геннадий ГЛАДЫШЕВ

Отмечая девяностолетие со дня рождения Николая Францевича Салацкого, талантливого организатора, отдавшего на посту председателя горисполкома Иркутска 18 лет своей жизни, пресса рассказывает о том, как неординарно решал он многие, подчас очень сложные вопросы. И это справедливо. Однако во всех публикациях случайно или сознательно упускается один существенный факт, благотворно сказавшийся на его деятельности: 10 лет Николай Францевич Салацкий, будучи председателем горисполкома, работал под руководством первого секретаря Иркутского горкома КПСС Леонида Моисеевича Шафирова...

В результате десятилетнего творческого содружества этих двух незаурядных людей и, конечно, при поддержке горожан был сформирован облик Иркутска, каким мы его знаем и любим. Именно в это десятилетие был разработан первый перспективный план развития города.

Леонид Моисеевич был намного моложе Николая Францевича. Однако его способность глубоко вникать в суть любой проблемы, его умение тактично и прямо делать критические замечания и одновременно поддерживать человека в нужный момент Салацкий сделал и своим принципом в отношениях с людьми. Мудрость первого секретаря горкома партии заключалась ещё и в том, что он никогда не сковывал чужую инициативу мелочной опекой и не относил достигнутые успехи только на счёт партийного руководства, а непровалы или ошибки – на счёт горисполкома. То были их общие успехи и общие поражения.

Фронтовик Салацкий ценил такой подход к делам и работал уверенно, без оглядки на начальство. А человеком он был увлекающимся. В силу своей работы я мог наблюдать Николая Францевича, что называется, вблизи. На моей памяти много эпизодов, свидетельствующих о взрывном, но справедливом его характере. Вот короткий рассказ об одном из них.

Самый конец 70-х годов прошлого века. Октябрь. Суббота. 9 часов утра. В кабинете Николая Францевича яблоку негде упасть. Его заместители, председатели райисполкомов разместились за длинным столом для заседаний, остальные на стульях вдоль стен и просто у входной двери. Главный озеленитель города докладывает о посадках, выполненных за неделю в каждом районе. Без всяких комментариев называются конкретные цифры – сколько и где появилось на иркутских улицах молодых саженцев.

Хозяин кабинета внешне спокоен. И только по тому, как он время от времени без всякой надобности перекладывает с одного места на другое ручку, карандаш, чистые листы бумаги, знающие его сотрудники понимают: гладкость информации Салацкого не устраивает.

К совещаниям, подобным этому, председатель горисполкома всегда готовился тщательно. Объезжал город, ходил пешком, замечая любую несуразность. Вот и сейчас можно было не сомневаться: там, где высаживались деревья, он побывал сам. И, конечно, сейчас нашёл, за что покритиковать каждого из присутствующих на совещании председателей райисполкомов. Я отчитывался последним – за Октябрьский район. И был относительно спокоен: озеленение в аэропорту, в микрорайоне Байкальский прошло по плану. А в микрорайоне Солнечный даже с опережением плана…

– Скажите, пожалуйста, какие в Солнечном посажены деревья? – уточняет Николай Францевич.

– Как и было задумано – берёзы, – отвечаю ему я.

– Берёзы, говорите? Берёзы бывают разные: крупномерные, средние, мелкие — типа кустарника. В Солнечном высажены прутики. Сколько лет придётся ждать жителям микрорайона, чтобы укрыться от солнца в жару и приятно отдохнуть на берегу залива?

– Берёзы растут сравнительно быстро, Николай Францевич, – пытаюсь смягчить назревающую остроту ситуации.

Но Салацкий оставляет без внимания мой не очень ладный ответ и довольно резко спрашивает руководителя организации, отвечающей за озеленение Иркутска:

– Почему высаживаете мелочь?

– Хорошего посадочного материала в питомнике очень мало. Берёзы возим прямо из пригородного леса. Не хватает автокранов, да и рабочих рук маловато, – оправдывается тот.

– Послушайте! – вскипает Николай Францевич. – Вы что нам рассказываете? Какой коллектив занимается посадками в Солнечном?

– Релейный завод, – быстро отвечаю я, стараясь помочь попавшему в трудную ситуацию молодому, недавно прибывшему в Иркутск руководителю. А он вдруг признаётся:

– Мы крупномерные деревья в другом месте высадили; там новый дом сдаётся – комиссия без благоустройства не хотела принимать.

Предгорисполкома резко обрывает:

– Послушайте, разве так можно? Солнечный – современный микрорайон, международная магистраль на Байкал проходит вдоль него. Но он пока оторван от центра; с транспортом там плохо; магазинов мало, с бытовым обслуживанием неважно. Но люди терпят, потому что нам верят! А вы не можете для них постараться? Прутики воткнули! И вообще, кто тебя прислал к нам и какой прохвост прописал в нашем городе?    

Бедолага несколько секунд молчит и потом очень спокойно отвечает:

– Вы, Николай Францевич, и прописали меня….

Напряжённая тишина в кабинете разряжается общим хохотом. Улыбается и Николай Францевич, но приказ отдаёт строгим голосом: мелочь выкопать, нормальные деревья посадить!

… В понедельник звоню директору релейного завода Владимиру Сергеевичу Мышкину и прошу организовать дополнительные посадки в Солнечном. О том, что «его» берёзы посажены в другом месте, конечно, умалчиваю. Директор сопротивляется долго: у него свой план, свои обязательства перед серьёзным, очень серьёзным союзным министерством. Но в конце концов соглашается помочь.

… Очередная планёрка в горисполкоме началась с моей информации о том, что рабочие релейного завода посадили в Солнечном крупные берёзы…

– А мелкие выкопали? – спрашивает Николай Францевич.

– Нет, оставили. Пусть растут.

– Молодцы! – одобряет предгор-исполкома. – Пусть растут иркутянам на радость…

Те берёзы растут и поныне. Всякий раз, проезжая мимо Солнечного, я вспоминаю историю их посадки. И с благодарным уважением думаю о Леониде Моисеевиче Шафирове и Николае Францевиче Салацком – двух руководителях, преданных Иркутску и так много для него сделавших…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры