издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Александр Попов: «В плавании я сделал всё, что мог»

В воскресенье, 14 июня, в Иркутске побывал спортсмен Александр Попов – четырёхкратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира, 18-кратный чемпион Европы. В 90-е годы он был одним из лучших пловцов мирового уровня. Сейчас Попов занят в основном общественной деятельностью. В Иркутск он прибыл как председатель российского физкультурно-спортивного общества «Локомотив» на закрытие летней спартакиады среди детей работников ОАО «РЖД». Легендарный пловец был очевидно смущён вниманием, доставшимся ему от местных представителей спортивной отрасли. «Мы люди маленькие, от нас мало что зависит, а от детей – много», – объяснял он после журналистам.

Правильные выводы

Двухметровый Александр Попов, возвышающийся среди юных спортсменов на стадионе, был похож на михалковского дядю Стёпу. Великий пловец для большинства детей действительно будто персонаж из книжки. Участники спартакиады перешёптывались между собой: «Смотри, Попов, Попов!», обступали его, фотографировались и совершенно не представляли, что делать дальше. Множество взрослых людей поступали примерно так же. Для них Попов – даже не герой современной книжки, а легенда.

«Да я ещё студентом был, когда он медали зарабатывал!» – восторженно переговаривались двое мужчин на стадионе, указывая на Попова. Самому спортсмену было всего 19 лет, когда он выиграл на чемпионате Европы в Афинах в двух эстафетных заплывах и на дистанции 100 метров вольным стилем. Через год 20-летний пловец заработал свои первые олимпийские медали на играх в Барселоне, победив в двух спринтерских дисциплинах – 50- и 100-метровых заплывах вольным стилем.

Все 90-е годы Попов был на пике популярности: с четырёх чемпионатов Европы (в 1993, 1995, 1997 и 2000 годах) он возвратился с полным комплектом золотых медалей за победу в двух эстафетах и заплывах вольным стилем на дистанциях 50 и 100 метров. В 1999 году на чемпионате Европы в Стамбуле Попов получил два «серебра» и две «бронзы». С 1994 по 2003 год пловец завоевал шесть титулов чемпиона мира. В 1994 году «русская ракета», как окрестили его в прессе, установил сразу два рекорда на 100-метровой дистанции вольным стилем – на длинной и короткой воде. В 1996-м на Олимпиаде в Атланте Попов повторил своё достижение четырёхлетней давности и вновь выиграл заплывы на 50 и 100 метров вольным стилем.

– Когда люди узнают, что перед ними «сам Попов», какой вопрос чаще всего задают?

– В основном благодарят за то, что сделал. Ну и спрашивают, как сейчас успехи. Я говорю, что спортивные уже, к сожалению, завершились. Или к счастью. Когда-то просто пришло время заканчивать. Может быть, не удалось уйти так, как хотелось, но считаю, что в плавании я сделал всё, что мог. Конечно, всегда есть чувство неудовлетворённости. Но, думаю, выходя из-за стола, нужно испытывать чувство лёгкого недоедания. Надо уступать дорогу другим – они тоже должны чего-то добиваться и быть чем-то обязаны спорту.

– Сейчас не пытаетесь компенсировать это чувство неудовлетворённости? Может, вы надумаете пойти в тренеры или иным способом помогать молодым талантам?

– Я замечаю талантливых людей. Они есть. Но как мне им помочь? Сделать за них работу, что ли? Я стараюсь развивать свой любимый вид спорта по-другому. Мы совместно с товарищами проводим турниры по плаванию в разных регионах. В том числе, например, организуем соревнования среди инвалидов.

– В начале вашей спортивной карьеры ваш талант разглядел тренер Геннадий Турецкий, «перевернув» вас со спины на грудь. К решениям, впоследствии оказавшимся судьбоносными, вы чаще приходили сами или вас наталкивали на них какие-то близкие люди?

– Для того чтобы человек – не важно, спортсмен это или нет, – состоялся, ему необходимо всё делать самому. Никто за него в этой жизни ничего не сделает. Даже используя примеры, нельзя обойтись без личного опыта. Побед добиваешься только сам.

Но спорт – это не только победы или поражения, есть ещё тренировочный процесс: подготовка как физического, так и психологического состояния. Всё, что вовлечено в этот ход подготовки, впоследствии формирует внутренний стержень человека.

А Турецкий, безусловно, до сих пор является моим старшим товарищем, наставником и другом.

– В 2001 году в связи с допинговым скандалом Геннадия Турецкого отстранили от работы, и были спортсмены, которые отвернулись от этого тренера. Как часто в спорте приходится сталкиваться с предательством?

– Чаще всё-таки с победами. Именно благодаря спорту я познакомился с большинством близких мне людей  (Александр Попов женат на бывшей профессиональной пловчихе Дарье Шмелёвой. – «Конкурент»). С ребятами, с которыми начинал плавать, поддерживаю контакт. Не все они достигли каких-то высот. Только давайте без имён.

Конечно, в спорте бывают и проблемные ситуации, но я всегда считал, что в них самое главное – не предавать людей, которые находятся вокруг тебя. Оставаться верным и порядочным.

– А первое своё разочарование помните? Или проигрыш.

– Нет, не помню. А проигрыш разве разочарование? Проигрыш может сделать ещё сильнее, если после него можешь прийти к правильным выводам.

– И когда вы пришли к правильному выводу впервые?

– Лет в 12. Когда стоял выбор, остаться в плавании или серьёзно сконцентрироваться на учёбе. Меня папа спросил: «Может быть, пора закончить?», но я сказал, что уже больше половины пути пройдено и дороги назад нет. С тех пор мы никогда к этому вопросу не возвращались. И я точно не жалел об этом.

Без фальши

– Сейчас вы занимаете множество общественных должностей, являетесь лицом швейцарской фирмы «Омега», но нынешняя публичность не сравнится с прошлой популярностью. Не скучаете по ней?

[/dme:i]

– Да, с «Омегой» мы поддерживаем связь, ну и общественной работы очень много – Международный и Российский олимпийские комитеты, Международная и Российская федерации плавания – я, как филантроп, коллекционирую всё. Конечно, теперь я публичен в намного меньшей степени, чем был раньше. Однако по той популярности не скучаю абсолютно. И не скучал никогда.

– А во времена широкой известности случалось ею пользоваться?

– Кому, мне пользоваться? Нет, вы знаете, у спортсменов в крови такого нет – чтобы мы шашкой размахивали и спекулировали собственными достижениями. У нас в спорте всё не фальшиво как-то. Наоборот, когда я наблюдал моменты общения наших ребят с людьми не из спорта, видно, что пловцы стараются увести разговор от своей профессиональной деятельности.

– Наверное, раздражает некомпетентность многих?

– Нет, к собеседнику, интересующемуся спортом, в любом случае нужно относиться с уважением. Давать информацию, чтобы он получал толчок к развитию, хотел потом, например, взять книжку и почитать об этом.

– На пике карьеры в прессе вас называли «человеком-амфибией», «русской ракетой», западные СМИ величали «царём». Сохранились ли какие-то прозвища до сих пор?

– Нет, не знаю. Я, честно сказать, в активном спорте уже давно не вращаюсь, так что как меня и кто зовёт, не успеваю отслеживать. Друзья называют Сашей или Александром. Когда Александром Владимировичем – более уважительно.

– Вы являетесь членом совета по проведению Олимпийских и Параолимпийских игр в Сочи. Существуют ли возможные схемы регуляции цен на билеты на Игры? Многие россияне уже сейчас боятся, что они будут неподъёмными.

– У нас демократическое общество, поэтому возможности прямой регуляции нет, однако ближе к открытию Олимпиады, я думаю, этот вопрос будет обсуждаться и какое-то решение будет найдено.

– В Иркутске очень популярен хоккей с мячом. Существовали планы сделать его показательным видом спорта на Играх. Насколько это реально?

– Мы, как страна-организатор, будем вправе это сделать. Но принимают решение, к сожалению, другие люди, и пока серьёзного обсуждения этого вопроса нет.

– Кого вы считаете наиболее серьёзными соперниками для России?

– В зимних Олимпийских играх это, как ни странно, Корея, Австрия, безусловно Германия. Соединённые Штаты, Канада. Расклад ещё может немного поменяться, посмотрим на результаты Ванкувера.

«Двух пловцов в семье достаточно»

– Своих детей вы привлекаете в спорт?

– Они занимаются. На айкидо ходят, плавают по два-три раза в неделю. У старшего, наверное, первый юношеский разряд есть,  но мы не проверяли.

– То есть дети не стремятся сделать плавание профессией?

– Мы с женой не стремимся к этому. Двух профессиональных пловцов в семье достаточно.

Сейчас видны не очень интересные для спорта тенденции – с развитием технических новшеств для увеличения скорости в плавании.

– Насколько существенную, на ваш взгляд, роль они играют в реальном спорте?

– Приведу пример с недавних выступлений. Человек в костюме плывёт 20,9 секунды, а без костюма – 22,2. Разница есть? На 50 метров – секунда и три десятых! Я вам хочу сказать, это больше двух с половиной метров.

– Насколько важна для пловцов диета? Известный американский пловец Майкл Фелпс потребляет 12 тысяч килокалорий в день…

– Да, а вот средний человек – примерно две тысячи килокалорий. В этом виде спорта огромное количество энергии сжигается. Знаете же, как есть охота, после того как поплаваешь, – ужас! Потому что углеводы сжигаются, мозгу питания не хватает и хочется их восстановить. Моя диета – это немного, но часто. И ещё есть таблетки – мне их один доктор прописал. «ЖНМ», не знаете? Жрать надо меньше. Я всё ещё на этих таблетках.

– А любимое блюдо у вас какое?

– Да я всеядный. Только экзотику не люблю. Сам никогда не готовлю, готовит жена, очень вкусно. Бараньи рёбрышки, например, она, бывает, как сделает – ух! Австралийские. Почему-то мы только австралийскую баранину едим. (Александр Попов с семьёй более 10 лет прожил в Австралии. – «Конкурент»). Но вообще предпочтение отдаём русской кухне. У меня жена ведь русская. А австралийская еда – ну что я, гамбургеров не ел, что ли?

– Бывая подолгу в Швейцарии, соблюдаете какие-то российские традиции?

– Да, Масленицу отмечаем и Пасху. Выходим 1 мая на демонстрацию, а 9 мая вокруг дома прохаживаемся с транспарантами. (Улыбается).

Олимпийская концентрация

– Часто вам удаётся побывать в родной Свердловской области?

– К сожалению, нет. В последний раз в прошлом году приезжал. Хотя нет, подождите, в феврале этого года. Первым делом я бываю у родителей в Свердловске-45. В бассейн свой заворачиваю. А школа сейчас на ремонте. У нас город небольшой, я каждый закуток помню там.

– Вас узнают на улицах?

– Да. Но у нас в городе, как ни странно, одна из самых высоких концентраций олимпийских медалей на количество жителей. Только на последних Играх не отличились, а так начиная с 1972 года у нас олимпийцы были.

– Где ещё любите отдыхать?

– Нет приоритетов. Я пытаюсь с рабочими поездками отдых совмещать. Хочется всё успеть. Как говорят, на том свете отдохнём.

– Что любите слушать в машине?

– Радио. Просто перещёлкиваю со станции на станцию. К сожалению, нет времени следить за российскими группами. Они появляются даже не как грибы после дождя – по сравнению с ними у природы очень медленный процесс развития. Это даже попсенью назвать нельзя. Поэтому меня российская музыка абсолютно не интересует. На концерты не хожу. Вот на спектаклях бываю. Недавно на Дмитровке смотрели «Лебединое озеро». Но увлечение театром тоже хобби не назовёшь. Хобби – это пожрать да поспать.

– А мечта есть?

– Нет. Не то чтобы я всего добился. Но я считаю, мы должны быть реалистами, а не мечтателями. Вот цель есть – быть здоровым и заниматься спортом. В спорте всегда есть победители и проигравшие, но нельзя из-за неудач прекращать заниматься им. Спорт – это культура нации. По его развитию судят о многих достижениях страны.

Александр Владимирович Попов родился 16 ноября 1971 года в городе Свердловск-45 Свердловской области. В 1994 году окончил Волгоградский государственный институт физической культуры.
Многократный чемпион СССР и России в 1991–1994 годах на спринтерских дистанциях и в эстафетах. Титул  «Чемпион Европы» впервые завоевал в 1991 году на дистанции 100 м вольным стилем и в эстафетах 4х100 метров вольным стилем и 4х100 в комплексном плавании. В 1993 и 1995 годах подтвердил все эти звания на дистанциях 50 и 100 м вольным стилем, в 1994-м стал чемпионом мира на этих дистанциях. Победитель Игр доброй воли (1994, 1998); обладатель Кубка мира (1992, 1994); многократный рекордсмен Европы и мира. Четырёхкратный олимпийский чемпион по плаванию: на дистанциях 50 и 100 м вольным стилем в 1992 и 1996 году получил «золото», а в эстафетах 4х100 м вольным стилем и 4х100 м в комплексном плавании – «серебро». В сентябре 2000-го на Олимпийских играх в Сиднее (Австралия) завоевал серебряную медаль на соревнованиях по плаванию вольным стилем на дистанции 100 м.
С 2000 года член Международного олимпийского комитета (МОК) и комиссии спортсменов МОК. Генеральный секретарь комиссии спортсменов FINA с 2001-го. Член совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту, член исполкома Олимпийского комитета России, член Высшего совета Всероссийского добровольного общества «Спортивная Россия», первый вице-президент Всероссийской федерации плавания, председатель общественной организации «Российское физкультурно-спортивное общество «Локомотив».
Заслуженный мастер спорта по плаванию (1992); был признан лучшим спортсменом России 1996 года. Обладатель Приза Международной любительской федерации плавания (FINA) за выдающиеся достижения в плавании (1996);
награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996), орденом Дружбы (2002). 
Женат, воспитывает двоих сыновей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры