издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Михаил Матханов: «Байкалфарм» станет одним из крупнейших налогоплательщиков Иркутской области»

Алкогольные компании оказались в числе тех, для кого уходящий год стал одним из самых сложных: на фоне падения рынка им пришлось бороться с волной нелегально произведённой продукции. Несмотря на это, межрегиональный производитель «Байкалфарм» сумел удержать объёмы выпуска крепких напитков и сохранить свои позиции на рынках Иркутской области, Бурятии, Забайкальского и Красноярского краёв. В отличие от большинства «коллег по цеху», «Байкалфарм» не сворачивал производство, а продолжил вести активную территориальную экспансию. В октябре 2009 года компания запустила Канский ликёроводочный завод (ЛВЗ) в Красноярском крае, в конце ноября получила под своё управление алкогольный завод в Забайкальском крае и заявила, что в первом квартале 2010 года начнёт производство на Тельминском спиртовом заводе в Иркутской области. Об итогах уходящего года и прогнозах на будущий рассказал генеральный директор ОАО «Байкалфарм» Михаил Матханов.

– Как кризис отразился на алкогольном рынке? Какие тенденции сформировались в этом году?

– Год был очень тяжёлым в целом, но для алкогольного сектора – в особенности. Такого безобразия, как сейчас, мы давно не видели. Водка по цене 47–55 рублей захлестнула российские рынки. Объёмы нелегально произведённой продукции увеличились в разы. Мало того, что доходы населения снизились и был спрос на максимально дешёвую водку, так ещё и приобрести её можно было в любом магазине. Эта водка начала уничтожать рынок легальной алкогольной продукции. По итогам года рынок крепкого алкоголя в России сократится почти на 20%. Пить не стали меньше, стали реже покупать легально произведённую алкогольную продукцию. Как итог – с рынка ушла каждая пятая легальная бутылка водки. А её место заняла нелегальная.

Я считаю, что в этих условиях нам удалось главное: «Байкалфарм» сумел сохранить свои позиции на рынке и потребителей. Общий объём розничных продаж в 2009 году остался  практически на прежнем уровне. Единственное, от чего пришлось отказаться, – свернуть наш оптовый канал от Камчатки до Калининграда. Мы перестали грузить оптовому звену, поскольку это слишком «длинные» деньги в условиях сокращения кредитного портфеля, начавшегося осенью прошлого года. Кроме того, мы провели минимизацию затрат, увеличили оборачиваемость товара и снизили дебиторскую задолженность. Провели работу с персоналом и контрагентами. Этот плотный процесс вели с июля 2008-го до февраля 2009 года. С того момента вышли в затяжной горизонтальный полёт. По нынешним временам уже достижение, ведь многие производители легального алкоголя и вовсе находятся в предбанкротном состоянии. Мы же сохранили обороты компании, поддержав производство и продажи, начали расширение своего производства.

– Почему в кризис компания не отказалась от расширения мощностей? В частности, вы намерены запустить производство на Тельминском спиртовом заводе.

– Мы стремимся закрепить свои позиции на рынке Иркутской области и довести нашу рыночную долю в регионе до 30–40%. И для этого наша водка  не только по духу, но и по рождению должна быть местной. У местной водки при достойном качестве и оформлении всегда есть 20–30-процентная доля рынка. Бороться с местным производителем в честной конкурентной борьбе на водочном рынке крайне тяжело. Надо иметь чудовищный маркетинговый бюджет, чтобы справиться с этой задачей. Но чаще всего это и не нужно. Беда местных производителей обычно в том, что они сами подрывают свой авторитет, экономя на качестве. В итоге уходят с рынка. Сейчас в Иркутской области практически не осталось серьёзного производителя. Запуском производства в Тельме мы сможем занять эту нишу. Сейчас она свободна.

– Сколько средств компания потратила в этом году на новые площадки?

– Год ещё не закончен, инвестиционные итоги подводить пока рано. В конце ноября было подписано соглашение с правительством Забайкальского края, в соответствии с которым ОАО «Байкалфарм» получает в управление единственный в крае ликёроводочный завод. Сейчас там ведутся серьёзные работы по техническому переоснащению. Это производство будет запущено в январе-феврале 2010 года.

Около 100 млн. рублей было потрачено на Канский ЛВЗ в Красноярском крае, этот завод мы запустили в середине октября. По Тельме счёт тоже идёт на десятки миллионов, поскольку одна только итальянская линия по розливу ЛВИ стоит порядка 20 млн. рублей. Сложно пока говорить о конечной сумме, ведь когда мы ввязывались в это предприятие, никто не думал, что придётся, например, заново перекладывать водовод. А это всё дополнительные расходы. Но итогом работ станет возрождение регионального водочного производства и увеличение налогов, поступающих в региональные бюджеты. Мы же в свою очередь диверсифицируем собственное производство и увеличим свою рыночную долю.

– Намерена ли компания приобретать новые активы в следующем году?

– Полагаю, что  наш инвестиционный план на 2010 год не будет связан с покупкой новых производственных площадок. Мы планируем заниматься не территориальной экспансией, а оттачиванием управления существующими предприятиями и качества продукции. Главное, во что собираемся вкладывать средства, – это персонал и логистика.

– Как будет корректироваться спрос на крепкий алкоголь в будущем году и продолжит ли падение рынок?

– С введения с нового года минимальной розничной цены на водку (89 рублей за бутылку 0,5 л. – «Конкурент»), установленной государством, мы ожидаем штормовое состояние рынка в первые месяцы 2010 года. Цена водки, которая раньше продавалась по 47–55 рублей за пол-литра, вынужденно увеличится вдвое. При этом её себестоимость едва доходит до 35 рублей – ведь с неё не платятся никакие налоги. Получается, маржа составит 60 рублей на бутылку. У легальных производителей – в лучшем случае 3-4 рубля. Представляете, какой маркетинговый инструмент может быть включён? Хотя мы понимаем, что в итоге примерно к февралю 2010 года объём продаж такой водки всё равно упадёт: при разнице в 10–15 рублей спрос сместится в сторону продукции, учтённой в легальном обороте, а не сделанной на списанных акцизах.

– Возвращаясь к теме запуска Тельминского спиртового завода, какие работы ведутся на предприятии сейчас? Когда ждать запуска?

– Мы проводим серьёзную реконструкцию предприятия. Практически перестроили один из корпусов: поменяли всё внутреннее оборудование, подвели заново все коммуникации. Сейчас полным ходом идёт работа внутри зданий, строим межэтажные перекрытия. Думаю, к концу января закончим общие строительные работы, монтаж оборудования и отделку.

Команду «пуск» планируется дать примерно в марте. Мощность производства составит порядка 500 тысяч декалитров. В первый год рассчитываем сделать 300 тысяч декалитров продукции. Объём налоговых платежей в региональный бюджет составит примерно 252 млн. рублей. Отмечу, что в этом году по итогам 10 месяцев объём налоговых платежей «Байкалфарма» достиг 1,1 млрд. рублей, из которых примерно 880 млн. рублей – это акцизы. С выходом на плановые показатели нашего завода в Тельме налоговые поступления в бюджет Иркутской области превысят 500 млн. рублей. Таким образом, ОАО «Байкалфарм» в ближайшие годы может стать одним из крупнейших налогоплательщиков Иркутской области.

[title=»Справка»]
ОАО «Байкалфарм» создано в 1991 году. На долю компании приходится 60% рынка крепкого алкоголя Республики Бурятия, 20% – Иркутской области, 15% – Забайкальского края. Основные
торговые марки – «Кристальная капля», «Ветерок», «Иркутянка», «Шумак», «Чистое озеро»,
«Руссика», «Арсенал», «Virin», бальзамы «Бурятия» и «Амрита». Компания занимает третье место по объёмам производства в Сибирском федеральном округе и по итогам первого полугодия 2009 года вошла в ТОП-15 крупнейших производителей алкоголя в России.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры