издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Этот жестокий мир

  • Автор: Любовь КЕРИМОВА, для «Восточно-Сибирской правды»

Скандал в шелеховской школе, где старшеклассники избивали пожилую учительницу и снимали весь процесс на видео, заставил многих задуматься: чем объяснить такую жестокость и чёрствость подростков?

– Очень многое в поведении ребёнка зависит от семьи. Родители обычно впадают в несколько крайностей при воспитании чада: гипоопеку (ребёнок предоставлен сам себе), гиперопеку (каждый шаг подростка контролируется) и «оранжерейное» воспитание (наследник становится кумиром семьи). В поведении таких детей обычно просматриваются проблемы, – комментирует ситуацию доцент кафедры педагогики и гуманитарных технологий Иркутского госуниверситета, кандидат педагогических наук Мария Комарова. – Поведение шелеховских школьников, которое увидела вся страна благодаря съёмкам с мобильного телефона, на мой взгляд, является для них формой выхода агрессии, попыткой самоутверждения и демонстрацией силы.

Самоутверждаться, однако, можно по-разному. Несколько лет назад я проходила педагогическую практику в одной из иркутских школ. Моими подопечными стали семиклассники. Обычные, в общем-то, мальчишки и девчонки. Только в одном классе учились отпрыски владельцев ювелирных салонов, стоматологических клиник, юридических кабинетов, а в параллельном, так называемом классе коррекции, – дети небогатых родителей. Это социальное различие очень бросалось в глаза. Дети «привилегированного» класса вели себя достаточно высокомерно, их сверстники из параллели были намного проще. Возникало ощущение, что они и чувствовали себя людьми второго сорта. 

Однажды семиклассникам задали сочинение на тему «Мы в  ответе за тех, кого приручили» по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Одно сочинение меня очень поразило. «Я приручила свою подругу Катю и теперь несу за неё ответственность, – писала ученица. – Когда мы познакомились, она была похожа на маленького беззащитного котёнка. И тут появилась я! Я была подобна львице, которая взяла и приручила её. Благодаря мне Катя стала приобретать другой внешний вид, у неё изменились походка, стиль общения. Она становилась тигрицей! И теперь я знаю, что она сама справится в этом жестоком мире школы».

Фраза «этот жестокий мир» явно относится не только к школе. Когда чада совершают какие-то неблаговидные поступки, родители удивляются: «Как он мог! В кого он пошёл!». Действительно, в кого? 

Вот два случая, которые произошли в регионе прошлым летом. В Тулуне 13-летняя школьница Олеся Пушмина на глазах у равнодушных зевак спасла утопающего – мальчика 8 лет. В тот день у водоёма  было очень много отдыхающих, в том числе мужчин. Но ни один из них не сделал попытки помочь хрупкой, маленькой девочке вытащить из воды ребёнка, который неожиданно стал тонуть вместе со своим дедушкой. Олеся спасла мальчика, а вот сил вытащить пожилого мужчину у девчушки не хватило. Может, если бы окружающие не были так равнодушны и черствы, не погиб бы человек? И маленькая героиня, которая до сих пор просыпается по ночам от кошмаров,  не задавалась бы вопросом: а почему взрослые не только не помогли ей, но и поспешно собрались и покинули пляж, увидев приехавших сотрудников экстренных служб? 

Этот ребёнок в своей жизни видел мало хорошего. В семье Олеси четверо детей, родители – инвалиды, глухонемые. Мать работает в Иркутске, приезжает редко. Семья существует на зарплату и пенсию отца. Можно пред-ставить, как нелегко им приходится. 

Девочку представили к правительственной награде «За спасение погибавших». Губернатор Дмитрий Мезенцев направил ходатайство президенту России Дмитрию Медведеву. Однако громко обещанную награду ребёнок так и не получил. Наверное, документы затерялись. Обычная история: пошумели и забыли. 

Ещё одна 13-летняя девочка, воспитанница Заларинского социально-реабилитационного центра, спасла в прошлом же году малыша двух лет от роду. Когда 14 детей, сопровождаемых педагогами, пришли в тот день на своё излюбленное место отдыха – возле моста через речку Заларинка, там уже отдыхала компания. Это были две семейные пары, с ними маленький  ребёнок. Молодые люди распивали спиртные напитки.  

В какой-то момент, оставшись без присмотра, малыш подошёл к речке. Войдя в неё, ребёнок испугался, заплакал и упал в воду. Он уже не подавал признаков жизни, когда его заметила воспитанница центра Юля Гордина. Она вытащила мальчика из воды и понесла на берег. Потом перевернула его, ребёнок закашлялся и пришёл в себя. Родители мальчика даже не заметили его исчезновения, как и чудесного спасения, – настолько были увлечены  весёлым застольем. 

Когда я попыталась написать материал про этот случай, наткнулась на жёсткое противодействие чиновников: зачем поднимать эту тему, ведь девочка очень больна, у неё глубокая умственная отсталость, она вообще не воспринимает себя как человека. Воспитатели характеризуют Юлю как ласкового, доброго ребёнка, страдающего серьёзнейшим отставанием в психическом и физическом развитии. До сих пор у неё не развита речь, она не умеет писать и читать. Мать девочки из-за систематических пьянок лишена родительских прав, ребёнок её толком даже не помнит. 

И опять никто из отдыхающих на берегу взрослых, вполне благополучных людей, не обратил внимания на нуждающегося в помощи малыша, кроме обделённого судьбой человечка, сироты. А мы удивляемся, отчего дети в нормальных вроде бы семьях жестоки и равнодушны… 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры