издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Надёжный причал Ивановых

  • Автор: Надежда БРУЙ

Ивановы на черемховской ТЭЦ-12 работают с 1946 года. Первым на предприятие пришёл Михаил Андреевич, после – Галина, его жена, потом дочь Людмила с мужем, сын Людмилы – Андрей, муж внучки Марины – Максим. Уже и у внуков дети подрастают, возможно, и они придут на предприятие, которое Ивановы считают семейным. «Рядышком ведь оно, считай через дорогу от нашего дома», – объясняет сей факт Галина Константиновна.

Старшие Ивановы давно на пенсии. Живут всё в том же старом деревянном доме, хотя и получили от предприятия квартиру. 

Отца Михаил Иванов помнит смутно. В 1941-м колхозный бригадир Андрей Анисимович ушёл защищать Родину. С фронта пришла цветная открытка, в которой он сообщил, что воюет: «немецкие самолёты словно коршуны над нашими позициями летают и сбрасывают бомбы». И больше ничего от него не было. В том же 1941-м пришло Ивановым сообщение, что Иванов А.А. пропал без вести.

В колхозе жилось трудно. Мать уходила в поле или на ферму на рассвете и приходила, когда мальчишки уже спали. Миша с сельскими ребятишками и учительницей собирал на поле колоски. Иногда приносил в запазухе полгорсточки пыльных зёрен и высыпал их на стол. Мать ругалась. Подобный факт мог стоить очень дорого. Плакала и толкла зёрна в старой ступке.

Ивановы всё ждали, что отец вернётся с фронта, ведь подтверждения, что погиб, не было. Но так и не дождались, уехали в Черемхово, где жила старшая дочь. Адрес новый соседке оставили, так, на всякий случай. 

15-летним пацаном устроился Иванов на ТЭЦ-12 «шофёром» на лошадку (как он позже шутил), то есть кучером. Жеребца звали Парашютист. Три года он возил цэсовского парторга Михаила Даниловича. Тот и посоветовал: «Пора тебе в рабочий класс подаваться. Кучер – это не профессия. Подучись и давай в цех». 

Миша Иванов оказался парнем понятливым и вскоре уже работал дежурным слесарем на ТЭЦ. Здесь и судьбу свою встретил – девушку Галину.

Хлебнула лиха и Галина. Всю войну, с 10 лет, в колхозе была занята на разных работах. Удалось ей всё-таки доказать стаж в годы войны, и признали её официально труженицей тыла. А Михаил Андреевич ничего не добился: ездил в то село, а сельсовет с документами сгорел ещё в 60-х годах. 

В Черемхово Галина перебралась, когда ей было 16 лет. Сначала устроилась к угольщикам на «Артём», после перешла на ЦЭС. Образование у девушки было всего три класса, приняли её на самую тяжёлую и грязную работу – мотористкой теплоподачи. Пять лет отработала на морозе, как она вспоминала, «на лебёдке». Орудиями труда были лопата, кувалда, лом. Кувалду и поднять-то стоило труда, но женщины ею разбивали большие куски угля. Когда в 50-е годы на предприятие начала поступать новая техника, условия труда стали легче. 

Позднее Галину Константиновну по состоянию здоровья перевели на «лёгкий» труд, в кладовщицы. Сейчас на её месте работает дочь Людмила. 

– На семейную жизнь я не в обиде, – говорит Галина Константиновна. – По-доброму мы много лет живём. Богатство не нажили, а теплом душевным всегда были богаты. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры