издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Суперфальшивки»

На нынешней неделе будет направлено в Кировский районный суд г. Иркутска громкое дело фальшивомонетчиц, задержанных с поличным сотрудниками ОБЭП. Двум преступницам грозит до 15 лет лишения свободы. Такой же срок могут дать каждому, кто попытается сбыть поддельные денежные средства. Как фальшивки попадают в кошельки иркутян, выясняла Ксения ДОКУКИНА.

Фальшивомонетчицы были задержаны 26 мая при попытке сбыть 15 купюр номиналом тысяча рублей. «Женщины хотели приобрести на эти деньги товар на Шанхайке, – пояснил начальник ОБЭП УВД по Иркутску Виктор Герасимов. – Ещё 70 купюр было изъято у них в ходе обысков».

Мошенницами оказались две родные сестры, уроженки Республики Дагестан, по временной прописке проживавшие в области. Официально они занимались бизнесом: им принадлежали несколько торговых точек в регионе, однако основной доход они имели со сбыта фальшивок. Деньги преступницам привозил из Дагестана муж одной из них, однако его задержать не получилось. 

– В отношении мужчины возбуждено отдельное уголовное дело, сейчас он объявлен в федеральный розыск, – сказал Виктор Герасимов. 

Зато оперативникам удалось по горячим следам обнаружить ещё 11 поддельных тысяч: следователи ходили по рядам, описывали продавцам покупательниц, и в шести случаях торговцы смогли вспомнить их и предоставить свои деньги для проверки. С подделками тут же пришлось расстаться: если вас надул фальшивомонетчик, пенять можно только на себя. Всего было изъято 86 тыс. рублей. 

По словам Герасимова, такой удачи у иркутских милиционеров не было уже три года: последний раз группа фальшивомонетчиков была задержана в 2007-м. Тогда были пойманы выходцы из Молдовы, при обыске у них дома обнаружили 96 поддельных тысяч. Вообще, иркутские силовики в этом году стали единственными в России, сумевшими изъять такую крупную партию фальшивых денег и задержать распространителей. 

– В прошлом году отличились милиционеры из Хабаровска, в позапрошлом – из Читы, ну а в 2007-м, как я уже сказал, – Иркутск, – вспомнил Герасимов. – Так что факт задержания – большое достижение в рамках всей нашей страны. Вообще, за последние пять лет во всей России можно насчитать с десяток случаев изъятия крупных партий и поимки их распространителей. 

Эхо войны 

По словам Герасимова, практически всегда фальшивые деньги идут в Россию с Северного Кавказа. 

– Во время Чеченской войны с боевиками рассчитывались фальшивыми деньгами. И это ни для кого не секрет, – пояснил он. – Видимо, там осталась налаженная инфраструктура. 

В Иркутск подделки могут завезти «гастролёры» – мошенники, едущие по стране и тратящие фальшивые деньги в разных городах, или обосновавшиеся в городе преступники. 

Стандартный путь фальшивок описал Виктор Герасимов: 

– Мошенники оплачивают поддельными деньгами что-то на розничном рынке, например Шанхайке, потом продавцы эти средства складывают в выручку, или идут с ними на Центральный рынок, или отдают их на сдачу – и всё, фальшивые деньги «пошли гулять». 

Ещё стать нечаянным обладателем подделки можно в точках, где многие люди появляются единожды. 

– Злоумышленники садятся на машину, едут на заправку, заливают  10 литров бензина, а сдачу кладут себе в карман и больше там не появляются, – сказал милиционер.

Деньги «путешествуют» до того момента, пока не попадают на предприятие, где ведётся инкассация и средства проводятся через Центробанк или Сбербанк. По словам Герасимова, основная фиксация фальшивых денег происходит именно там. А дальше милиция «начинает обратный отсчёт»: пытается пройти путь в другую сторону. 

– Эксперт в банке сообщает, в какой сумке лежали фальшивые деньги, мы находим ту компанию, откуда приехала сумка, выясняем, из какой торговой точки поступили подделки, – перечислил набор привычных действий Герасимов. – После отправляемся туда, разговариваем с продавщицей. Но это же розница, через неё десятки людей проходят, разве она упомнит, кто ей эту тысячу дал? Вот так цепочка и обрывается. 

Однако расследование продолжается. Силовики возбуждают уголовное дело, работают с конфиденциальными источниками информации. Именно так они вышли на последнюю пару фаль-шивомонетчиц. 

А ненастоящие деньги отправляются в криминалистическую лабораторию. 

«Качественнее подделывать просто некуда»

«Иркутский репортёр» тоже отправился туда и проследил за изучением изъятых подделок самостоятельно. Первое слово, которое сказали корреспонденты, когда увидели фальшивки, было «супер». 

Кировскому суду предстоит рассмотреть дело о фальшивомонетчицах

– Как настоящие, – восторгались гости лаборатории. – Водяные знаки, цвет – всё совпадает.

Одна девушка даже достала собственные деньги и совсем не нашла разницы. 

– Может, у тебя тоже поддельная купюра? – поинтересовались у неё. 

Та поспешно спрятала тысячу обратно в кошелёк и стала искать в фальшивках изъяны: 

– Нет, всё-таки, кажется, сам рисунок немного плывёт! 

Специалисты развеяли её сомнения: обывателю отличить современные поддельные деньги от настоящих почти невозможно. По словам главного эксперта лаборатории Ирины Улановой, «качественнее подделывать просто некуда». 

– Вот, водяные знаки есть, – просветила она ненастоящую тысячу. – Вот ныряющая защитная нить – серебристая полоска на купюре, вот микроперфорация – дырочки, которыми нарисована сбоку бумажки цифра «1000». 

– Я вспоминаю подделки 2002 года, 2004-го, 2006-го – по ним можно проследить эволюцию фальшивых денег, развитие качества работы мошенников, – сказал Виктор Герасимов. – К сожалению, с развитием прогресса эволюционирует и это направление преступности. Сейчас стало возможным изготовление суперфальшивок. 

Небольшие отличия между подделками и настоящими деньгами всё же есть, но их можно разглядеть только под микроскопом. 

Все изъятые в Иркутске поддельные деньги попадают в риминалистическую лабораторию

– Видите, герб города Ярославля, – указала Ирина Уланова в угол купюры, лежащей под лупой. – При рассматривании денежного билета под различными углами к освещению на подлинной купюре он полностью меняет цвет с малинового на золотисто-зелёный, а на поддельной останется малиновым, иногда с некоторым оттенком зеленоватого. Бывает, на подделке герб имеет очень сильный блеск.

Ещё крупицы отличий можно обнаружить на ощупь: в месте расположения микроперфорации у фальшивок ощущается шероховатость бумаги, её также видно с оборотной стороны, потому что этот вид защиты имитирован проколами острым предметом. 

Однако все эти нюансы можно заметить, только если есть возможность сравнить подделку с настоящей купюрой, признают эксперты. И добавляют: «И в этом случае вы должны быть уверены, что подлинная тысяча – действительно подлинная». 

В Иркутске всё спокойно 

Всего за шесть месяцев этого года в Иркутске было выявлено 350 фальшивых купюр. Подделывают только тысячи – это самые ходовые деньги, к тому же у пятитысячных бумажек выше уровень защиты, да и в обороте они появились не так давно. Однако последние два месяца, выражаясь милицейским языком, «оперативная обстановка в городе стабилизировалась». Фальшивых денег в обороте стало меньше в несколько раз. 

– После того как перекрывается крупный канал сбыта фальшивых средств – а такой в городе обычно один, – резко снижается объём подделок, – пояснил Виктор Герасимов. – Например, если раньше изымалось от 8 до 13 купюр в день, то теперь – от одной до трёх. Хотя, деньги, конечно, могут всплывать ещё в течение месяца, потому что, ну мало ли, попали они к какой-нибудь старушке, она отложила в сундучок, а потом пошла потратить. 

По словам милиционера, после того, как в 2007-м была задержана группа фальшивомонетчиков, сбыта подделок практически не наблюдалось в течение восьми месяцев. Так что Иркутску можно дышать спокойно ещё около полугода, говорит начальник ОБЭП, опираясь на свой опыт и многолетние наблюдения. А потом снова придётся быть начеку. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры