издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Евгений Фёдоров: «У нас появились новые идеи в рамках Киотского протокола»

ОАО «Иркутскэнерго» продолжает повышать эффективность сжигания угля, а объём вредных выбросов – снижать. Компания уже готовит на рассмотрение верификационных агентств несколько новых идей в рамках Киотского протокола. В «Иркутскэнерго» рассчитывают повторить успех предыдущего проекта по замене рабочих колёс на Братской ГЭС, в результате которого удалось сократить эмиссию углекислого газа на 4 млн. тонн. О новых и старых проектах компании в интервью «Восточно-Сибирской правде» рассказал генеральный директор «Иркутскэнерго» Евгений Фёдоров.

Плюс миллион

– Какой объём инвестиций планируется вложить в угольное направление в 2010 году? В какие объекты?

– В этом году мы решили инвестировать 550 млн. рублей. Основные вложения пойдут на замену техники – экскаваторов, бульдозеров, самосвалов. В частности, более 120 млн. рублей планируется направить на Ирбейский разрез. Там мы намерены построить собственное депо для локомотивов, гаражи для техники, чтобы своими силами выполнять заправку и техническое обслуживание тепловозов и автотехники. Рассчитываем, что со второй половины 2011 года мы сможем завершить проект. Это, разумеется, даст экономический эффект и поможет решить вопросы надёжности подачи локомотивов для вывоза угля, повысить коэффициент использования спецтехники.

Из значимых проектов можно назвать и переход на бестранспортную вскрышу на Жеронском разрезе. Для этого компания приобретает шагающий экскаватор, который со следующего года начнёт выполнять основные работы по вскрыше пластов. До сих пор этой технологии не было на Жероне, хотя на других разрезах, за исключением Ирбея, она широко используется.

– В этом году угледобыча в Иркутской области начала расти. Ожидается ли дальнейшее увеличение её объемов? За счёт каких разрезов?

– Во многом рост угледобычи зависит от того, какова будет ситуация с водностью. Сможем ли мы сохранять долю выработки гидростанций. Это сложно прогнозировать. Однако компания чётко решила увеличить объёмы на Мугунском разрезе. В течение двух лет мы намерены добавить миллион тонн к нынешнему показателю. К проекту приступаем уже в этом году: собираемся ввести транспортную вскрышу на Мугуне. Сейчас там есть технические сложности из-за того, что верхний слой грунта обводнён и имеет в своём составе слабоустойчивые породы, которые попадают в основание отвалов. В результате возникают оползни. Теперь мы намерены подключить к работе автотранспорт и вывозить верхние слои в отдельные отвалы. А экскаваторы будем ставить уже на более устойчивые грунты.

Увеличение добычи планируется и на Жеронском месторождении в Усть-Илимском районе – до миллиона тонн. Кроме того, к концу года компания рассчитывает завершить проектные работы по расширению Головинского разреза в Нукутском и Аларском районах. Разрез сможет давать до полутора миллионов тонн в год вместо нынешних девятисот тысяч.

– Если в Иркутской области не будет потребности в дополнительных объёмах угля, будете ли вы использовать другие рынки?

– У нас и сейчас около миллиона тонн угля уходит потребителям за пределами региона. Часть мы отправляем на экспорт, часть – в Забайкальский и Дальневосточный военные округа. Небольшие объёмы топлива поставляем в Бурятию на ТГК-14 и достаточно серьёзные – на Гусиноозёрскую ГРЭС ОГК-3. Так что проблемы со сбытом вряд ли возникнут.

Новые киотские проекты

– В связи с успехом Киотского проекта компания намерена начать новые проекты и продолжать частично замещать угольные мощности на гидроэнергетические?

– Для нас замещение мощностей не является самоцелью. В рамках Киотского протокола у компании есть несколько проектов по тепловой генерации. В частности, это уже всем известный «Малый юг», который сможет повысить эффективность сжигания угля на тепловых станциях. К отопительному сезону этого года проект будет завершён частично: мы сможем перевести часть нагрузки с маленьких мазутных и угольных котельных в Иркутске на КСПУ (котельную Северного промышленного узла. – Авт.). Кроме того, завершим большой объём работ по Ангарску. Запустить проект целиком планируется к отопительному сезону 2011 года.

Появились ещё несколько новых дополнительных идей в рамках Киотского протокола, но мы их пока не озвучиваем. В течение ближайших пары месяцев «Иркутскэнерго» планирует провести переговоры с агентствами, которые занимаются верификацией выбросов, и решать, насколько данные проекты подпадают под Киотский протокол. Что касается замены рабочих колёс на Братской ГЭС, то этот проект будет продолжен. Он эффективен как экономически, так и экологически.

– Каким образом «Малый юг» тоже может претендовать на возврат единиц сокращений выбросов (ЕСВ)?

– Потребность в тепло- и электроэнергии можно закрыть двумя способами. Первый – вырабатывать электроэнергию на конденсационной станции подобной ТЭЦ-10 с КПД 35–40% и параллельно производить тепло на котельных с КПД 90%. Второй – перевести всю генерацию на ТЭЦ, где общий коэффициент использования топлива в итоге составит 85%. Это и произойдёт в рамках «Малого юга»: производство тепла будет передано с небольших котельных Иркутска на ангарскую ТЭЦ-9. За счёт закрытия котельных, не самых эффективных с экологической точки зрения, и произойдёт снижение эмиссии СО2. Проект даст серьёзный экономический и экологический эффект.

«Можно либо продать квоты на специальных европейских биржах, которые торгуют ЕСВ, либо заключить прямые договоры с организациями, заинтересованными в приобретении квот»

– Когда компания сможет получить компенсации за продажу ЕСВ по уже одобренному Киотскому проекту?

– Думаю, с сентября мы начнём общение с потенциальными покупателями. Это отдельный большой блок работы. Первые три стадии компания уже прошла. Мы провели верификацию проекта, получили рекомендацию к его одобрению от Сбербанка и утвердили проект в Минэкономразвития. Дальше реализуем квоты. Для этого существует несколько механизмов. Можно либо продать квоты на специальных европейских биржах, которые торгуют ЕСВ, либо заключить прямые договоры с организациями, заинтересованными в приобретении квот. В сентябре-октябре мы определим пул потенциальных покупателей.

– Окупятся ли затраты на сам проект по замене рабочих колёс БГЭС, если удастся реализовать квоты?

– Мы планируем, что да. Пока сложно точно спрогнозировать конечную стоимость ЕСВ. Тем не менее проект на Братской ГЭС мы оцениваем как эффективный. А если продадим эти квоты, то результат от реализации существенно возрастёт. Думаю, стоимость ЕСВ станет известна к концу года. К тому моменту мы рассчитываем продать квоты.

– Оценивались ли объёмы выбросов в Иркутской области, которые можно сократить в рамках выполнения Киотского протокола?

– Нет, но сокращение будет происходить и дальше. Вне зависимости от того, пройдут ли проекты верификацию по Киотскому протоколу. В частности, это строительство теплотрассы через Ангару, которое было завершено в прошлом году. К аналогичным проектам мы относим «Малый юг» и газовую мини-ТЭЦ в Братске. На наш взгляд, они полностью соответствуют требованиям Киотского протокола. В результате их реализации в регионе продолжится снижение вредных выбросов. Цифры существенно превысят те четыре миллиона тонн углекислого газа, которые удалось сократить по проекту на БГЭС.

Кругом вода

– Прогнозы высокой водности пока не оправдались? Означает ли это увеличение доли выработки на угольных станциях?

– Не совсем. По Байкалу действительно зафиксировано снижение: минус 12 сантиметров от уровня прошлого года. Зато по Братску плюс более метра. И в целом объём нынешних гидрозапасов «Иркутскэнерго» выше на 500 миллионов киловатт-часов, чем в прошлом году. Поэтому уже сейчас мы можем сказать, что в 2010 году выработка наших станций будет выше средней многолетней. Насколько именно, мы поймём к концу сентября, когда завершим наполнение водохранилищ. Пока рисков и проблем с недостаточностью воды у нас нет.

– Как ситуация с водностью отразится на прибыли компании?

– Благоприятно. Предположительно выработка на гидростанциях во втором полугодии будет даже выше, чем в 2009 году. А прошлый год был не самым плохим.

Проекты в ожидании

– Насколько интенсивно продвигается проект строительства газовой станции в Усть-Куте?

– Сложно. Возникли проблемы при включении станции в договоры на предоставление мощности (ДПМ). По поставкам попутного газа в данном случае вопросов нет. Его готова поставлять Иркутская нефтяная компания. Без ДПМ проект нецелесообразен.

– А по топливу для газовой мини-ТЭЦ в Братске переговоры с «Газпромом» завершились?

– Нет. В конце августа мы выберем генподрядчика для строительства станции. Завершим часть работ и останемся в ожидании позиции «Газпрома» насчёт поставок топлива. Мы не будем начинать строить станцию без чёткого понимания всех условий поставок газа, в частности, его цены. Сложно сказать, какой в итоге она может оказаться. Мы ещё не получили никаких конкретных предложений от «Газпрома», хотя регулярно два раза в месяц пытаемся понять их позицию, которой пока нет.

– Как энергоугольная компания отметит 65 лет КВСУ?

– Основные торжества пройдут 27 августа в Черемхове. На праздник приедут заслуженные шахтёры. Приглашена династия Щадовых, в том числе бывший руководитель «Востсибугля» и экс-министр угольной промышленности СССР Михаил Щадов. Приглашён и член совета директоров «Иркутскэнерго», заместитель министра энергетики РФ Станислав Светлицкий. Ожидается приезд губернатора. Гостей и угольщиков наградят грамотами от правительства РФ, от регионального правительства, вручат Знаки почёта и премии. Развлекать собравшихся приедут музыканты, в частности группа «Земляне».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры