издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Уроки сентября

Региональная власть в короткие сроки выправила положение с областным бюджетом

  • Автор: Владимир ДЁМИН

Сентябрь 2010 года, ставший весьма непростым для всех жителей области, дороже всего – по затратам времени и сил – обошёлся губернатору Дмитрию Мезенцеву: события шли таким плотным потоком, что зачастую главе области приходилось отказываться от одной важной встречи ради другой, ещё более важной. За месяц состоялись четыре поездки в Москву, одна в Новосибирск – на представление нового полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе, а в конце месяца губернатор отправился в Китай в составе делегации, которую возглавил президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Форум преткновения

Начался же месяц с VI Байкальского экономического форума. Мероприятие, ставшее традиционным, теряет налёт сенсационности, и на него приезжают уже действительно только те, кому нужно делать дело, а не демонстрировать себя. Количество и состав делегаций, подписанные договоры и соглашения достаточно хорошо известны, чтобы обращаться к ним ещё раз, но во второй половине сентября БЭФ получил довольно неожиданное продолжение. Накануне форума руководитель фонда «Иркутская слобода» Юрий Перелыгин говорил журналистам, что БЭФ стал престижной переговорной площадкой и многие города страны с удовольствием переманили бы его к себе. Тогда  к этим словам отнеслись со скепсисом, но вскоре после завершения форума президент Бурятии Вячеслав Наговицын неожиданно заявил, что в 2011 году мероприятие пройдёт либо в Бурятии, либо в Забайкальском крае, уверяя при этом, что Иркутская область «присвоила бренд Байкала». 

Поведение восточного соседа явно тянет на характеристику «неспортивное». Бурятия, если на то пошло, эксплуатирует и бренд, и само озеро по полной программе. Забайкальский край – по сути, бывшая Читинская область, слитая с Агинским округом, – вообще взял имя озера в качестве названия объединённого субъекта Федерации, находясь при этом в сотнях километров от ближайшего берега. Республиканские СМИ Бурятии регулярно сообщают, что в Улан-Удэ прошёл очередной Байкальский экономический форум – хотя в действительности там в рамках БЭФа проводятся различные конференции, причём за два-три месяца до основного форума или в тот год, когда его вообще нет. 

Иркутская область, вероятно, могла бы по-соседски уступить Бурятии в любом вопросе, но в данном случае право решать ей не принадлежит: форум – площадка Совета Федерации, а он 22 сентября принял решение, что VII Байкальский экономический форум состоится в Иркутске в сентябре 2011 года. Заодно и юбилей отпразднуем. А всем недовольным «уровнем организации и представительства» стоит, наверное, увидеть благодарственные письма от руководителя администрации президента России Сергея Нарышкина, председателя Совета Федерации Сергея Миронова и заместителя председателя Государственного комитета по реформе и развитию КНР Чжан Гобао – как раз за высокий уровень проведения форума. 

Финансовая линия на ладони области

31 августа  председатель правительства России Владимир Путин подписал распоряжение о выделении области 900 миллионов рублей на сбалансированность бюджета. На состоявшихся двумя неделями позже слушаниях об исполнении областного бюджета за 2009 год заместитель министра финансов Алексей Зезуля по просьбе депутатов Законодательного Собрания несколько расширил тему мероприятия и рассказал в том числе и об исполнении бюджета 2010 года в первом полугодии. Итоги, надо сказать, неплохие в обоих периодах: доходная часть бюджета в 2009-м превзошла прогнозы на 8 миллиардов, расходная разошлась с прогнозом всего на миллиард, в итоговой строке вместо слова «дефицит» оказался профицит почти на 6 миллиардов. Бюджет, по мнению замминистра, стал «управляемым», область за год с момента утверждения в должности Дмитрия Мезенцева полностью избавилась от долгов перед коммерческими банками и не имела проблем с выплатой зарплат бюджетникам ни по причине отсутствия средств в бюджете, ни по техническим причинам, именуемым «кассовыми разрывами». 

Первое полугодие 2010 года стало своего рода продолжением той же линии: период завершён с профицитом в 1,7 миллиарда рублей, рост расходов благополучно скомпенсирован ростом доходов, налоги поступают стабильно и в полной мере. Учитывая всё это, в сентябре служба кредитных рейтингов международной компании Standard & Poor’s дважды повысила области рейтинг: сначала долгосрочный кредитный с «В» до «В+» с прогнозом «Позитивный»; а спустя неделю – по национальной шкале до «ruA+». Второе повышение сопровождалось следующей характеристикой области: регион с «высокой способностью своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства относительно других российских эмитентов».  

При этом, правда, остаётся множество проблем, заключающихся в том же пределе человеческих возможностей: губернатор собрал команду специалистов, которая в короткие сроки выправила до приемлемого положение с областным бюджетом. Теперь очередь за муниципалитетами: более 400 образований, 42 муниципальных района – и у каждого и долги, и дефицит, и неисполненные обязательства. В Усть-Илимске, например, депутаты городской Думы во время сентябрьской сессии обнаружили, что доходная часть бюджета исчерпана, до конца года осталось три месяца, а платить зарплату учителям уже нечем. Заниматься каждым местным «кошельком» персонально губернатору – неоправданная трата времени, да и сотрудников министерства финансов в долгосрочные командировки не пошлёшь – с кем тогда работать? Значит, проблема должна получить какое-то принципиальное, общее стратегическое решение на уровне области: должен появиться механизм или система, которая заставит всех мэров действовать по единому успешному стандарту. 

Новый политический стиль 

Версий этой системы может быть две: политическая, при которой губернатор, формально не вмешиваясь в ход выдвижения кандидатур и процедуру выборов, тем не менее добивается появления на постах мэров людей, в которых он может быть уверен; или техническая, заключающаяся в том, что при любом мэре за ним будет налажен жёсткий контроль, а финансами будут руководить профессионалы, не уступающие областным. Поскольку первая версия требует слишком большого времени (выборы во многих территориях либо уже прошли, либо состоятся в октябре), особого пространства для манёвра не остаётся: губернатору срочно нужны хотя бы несколько десятков (а в идеале сотен) доверенных, профессиональных и очень точно мотивированных на развитие области людей, готовых, если потребуется, по первой команде отправиться в любой отдалённый посёлок. 

При этом финансы – просто концентрированное проявление того, что происходит и в других отраслях. 15 сентября в области должен был повсеместно начаться отопительный сезон. Часть территорий, как выяснилось на заседании правительства, состоявшемся 23 сентября, вовсе не собирались спешить с запуском теплоисточников, предпочитая «экономить». Оно и понятно: накопили долги с прошлого отопительного сезона, недовложили изрядные суммы в ремонт котельных и теплотрасс и теперь включать отопление просто страшно – а ну как потечёт или не заработает? Областное министерство ЖКХ во главе с Петром Ворониным сработало на «отлично», практически полностью завершив свою часть работ к 23 сентября. На следующий год задача может быть сформулирована только в стиле «быстрее, выше, сильнее» – завершить работы ещё на неделю раньше; доставить топливо не к концу навигации, а за пару недель до него; закрыть из соображений экономии на десяток устаревших котельных больше, чем запланировано, и так далее. Но в конце концов усилия областных властей всё равно упираются в какой-нибудь посёлок (а то и район), где местный глава почему-то решил, что ему можно пустить ситуацию на самотёк, в надежде, что область выручит, как всегда выручала. И с этим тоже надо что-то делать. 

В сентябре губернатор несколько раз обращался к теме роста цен на продовольственные товары. И здесь он пытался дать мэрам понять, что они могут и должны быть первыми помощниками главы региона. Встречная реакция особого оптимизма не внушает: это ж работать надо, а у всех свои дела – там выборы на носу, тут сезон охоты… Всякое бывает. Некоторые вообще не контролируют ситуацию в своих населённых пунктах: излишне предприимчивые предприниматели могут без ведома городской администрации построить что попало, могут вырубить деревья в центре города, а мэр обо всём узнаёт постфактум из газет и телепрограмм. 

Тем временем в области весь сентябрь в хорошем темпе, превышающем показатели прошлого года, идёт уборка урожая. Министр сельского хозяйства области Александр Кириленко бодро рапортует, что поводов для роста цен на местную продукцию нет и даже жалоб крестьян и фермеров на нехватку солнечных дней (запчастей, денег, топлива…), ставших привычным фоном работы агропромышленного комплекса области, и то не слышно. Другое дело, что значительную долю продуктов мы получаем из-за пределов области и при повышенном спросе в других регионах теоретически можем остаться без каких-то товаров, но эта версия настолько маловероятная, что не стоит и обсуждать – вот, даже москвичи по гречке больше не страдают. 

Выступая 23 сентября в ходе очередной сессии Законодательного Собрания перед депутатами, министрами и представителями общественности, Дмитрий Мезенцев рассказал не только о конкретных планах на ближайшее будущее, но и о том, как в принципе будут строиться отношения региональных властей с жителями области. Не только депутаты, с которыми губернатор встречается перед каждой сессией в составе фракций, не только мэры, включённые в состав Регионального совета, но и другие органы местного самоуправления должны знать, какие задачи стоят перед областью, как их будут решать правительство и депутаты, чего областные власти ждут от всех остальных. Местное самоуправление, заявил губернатор, получит больше полномочий и возможностей, и хотелось бы, чтобы в ответ оно проявляло и больше интереса к собственным делам, и больше инициативы. 

Плоды трудов

В сентябре областные власти начали потихоньку подводить итоги 2010 года, а по сути – всего периода работы областного правительства. На реализацию программы «Молодым семьям – доступное жильё» в Иркутской области в 2010 году выделено 435 млн. рублей, из средств Фонда ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилья – более 600 млн. Сданы в эксплуатацию участок автодороги Звёздный – Ния в Усть-Кутском районе, новый мост через реку Зермокан на автодороге Залари – Жигалово в Чунском районе и участок этой же дороги, проходящий по Балаганскому району. Правительство подготовило и представило областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проект соглашения по установлению минимальной заработной платы – если соглашение будет принято (а причин сомневаться в этом вроде бы нет), можно будет повысить заработную плату 42 тысячам работников. На той же сессии доходная часть областного бюджета была увеличена на 3,9 миллиарда рублей – и если 2,2 миллиарда поступили целевым назначением из федерального бюджета, то остальное – собственные доходы области. 

Остаётся надеяться, что в будущем эти суммы будут только расти. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры