издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Михаил Бородулин: «ПНП Вектор-А» модернизирует и строит энергообъекты любой сложности»

  • Автор: Ольга МАРКЕЛОВА

ООО «Пуско-наладочное предприятие Вектор-А» в этом году празднует 10-летие. Это «честные» 10 лет – со дня своего образования предприятие ни разу не перерегистрировалось и является дисциплинированным налогоплательщиком. Предприятие начинало свою деятельность с небольшого спектра работ, его сотрудники тогда занимались наладкой и монтажом несложного электрооборудования, выполняли монтаж осветительных приборов и счётчиков.

Сегодня компания «Вектор-А» известна как строитель подстанций и линий электропередачи. Её специалистами уже модернизировано порядка двух десятков подстанций, ещё примерно десять возведены с нуля. «ПНП Вектор-А» – динамично развивающееся предприятие, в штате которого около 100 сотрудников, более 60% из них имеют высшее профильное образование. На предприятии действует долгосрочная программа повышения квалификации специалистов по всем направлениям деятельности. В процессе реконструкции и строительства объектов электроэнергетики специалисты компании получают немалый багаж знаний от руководителей и специалистов заказчика – ОАО «Иркутск-энерго» и ОАО «Иркутская электросетевая компания». Наряду с производственными успехами предприятие имеет и спортивные заслуги – команда «Вектор-А» в 2010 году заняла первое место в соревнованиях «Золотое кольцо. 12 этап» Всероссийского турнира по пейнтболу по СФО и шестое место в России по итогам 2010 года. 

Как из маленькой фирмы компания выросла в серьёзного игрока отрасли, почему оборудование подстанции нуждается в профессиональной защите и где предприятие строит новые объекты, в интервью «Сибирскому энергетику» рассказал начальник ПТО ООО «ПНП Вектор-А» Михаил Бородулин.  

– Михаил Владимирович, как создавалась компания? Как появлялись новые направления? 

– ООО «ПНП Вектор-А» образовалось в 2000 году. Первоначально предприятие специализировалось только на выполнении наладочных работ энергетического оборудования. Так что начинали с инженерной работы. В штате тогда были  исключительно инженеры. Но мы понимали, что нельзя концентрироваться только на наладочных работах, нужно развиваться, идти в ногу с потребностями рынка. В 2005 году стали расширять свою деятельность, создав монтажный участок. Первоначально на участке трудились пять человек, сегодня – 56, не считая участок механизации. Начали покупать специализированную технику и формировать основные фонды для работы на подстанциях с нуля. Сейчас это направление активно развивается, мы осуществляем модернизацию и строительство подстанций, но при этом не забываем о главном наладочном участке – работы, выполняемые нашими наладчиками, очень востребованы. С 2007 года мы снова расширили свою деятельность – начали заниматься строительством линий электропередачи. 

– Какие сегменты рынка сегодня наиболее востребованы?

На строительстве подстанции «Урик» было немало трудностей, но сейчас о них не имеет смысла вспоминать, главное, что у людей качественное электроснабжение

– Для ЛЭП нужны крупные капиталовложения, ведь речь идёт о приобретении большого количества дорогостоящей техники. Знания в этой области у нас есть, но без спецтехники – никуда. Опять же, спрос на высоковольтные линии 35-110 кВ пока не очень большой. Основной упор мы делаем на строительство подстанций. Если подстанции морально устарели и требуется их модернизация, то и спрос на эти работы достаточно высокий. Он наблюдается уже в течение четырёх лет, причём постоянно растёт. Очень привлекательно и интересно для нас развивать инженерные направления – это автоматизация, телемеханизация и РЗиА (релейная защита и автоматика. – «СЭ»). 

– Но Иркутской области уже несколько лет предрекают что-то вроде нового этапа индустриализации. Если верить этим прогнозам, то в регионе начнётся масштабное  возведение новых фабрик и заводов, соответственно, появится спрос и на высоковольтные линии.

– Безусловно, это произойдёт. Ряд проектов уже сейчас реализуется. К примеру, Тайшетский алюминиевый завод. Да, в настоящее время стройка приостановилась, но она обязательно возобновится. Мы, кстати, на площадке будущего завода в 2008 году построили временную подстанцию 35 кВ. 

– На каких видах деятельности сегодня специализируется «Вектор-А»?

– Сегодня наше предприятие имеет статус «генеральный подрядчик» и мы выполняем полный комплекс работ на энергообъектах: проектирование, поставку оборудования и материалов, монтаж, пусконаладку и ввод в эксплуатацию. Проектный отдел был организован в компании в 2006 году. Нами тогда были приняты на работу три проектировщика во главе с Сергеем Рассохиным. Эта команда выполнила проект реконструкции четвёртого блока Иркутской ГЭС. Сегодня это уже проектно-изыскательское бюро, в котором трудятся 18 специалистов, выполняющих проекты сложных защит и автоматики подстанций, а также проектирование самих подстанций и ЛЭП напряжением 0,4–10 кВ. В 2007 году мы создали свой торговый дом, в эту структуру выделилось направление по закупкам и продажам технического и электротехнического оборудования. Спектр наших услуг был вновь расширен в 2008 году, когда мы стали заниматься внедрением програм-много обеспечения, его наладкой и обслуживанием.

– Самую первую свою подстанцию помните?

– Конечно. Это была подстанция «Спутник» Южных электрических сетей в Иркутске. На данном энергообъекте мы осуществляли модернизацию. Проект совсем небольшой, но для нас тогда он был крайне важен. Всё-таки первый. Если взглянуть на него через призму прошедших лет, то работа, конечно, была обычная и несложная, но тогда мы, помню, очень переживали. Мы занимались расширением подстанции, монтировали ячейки КРУН, строили шинные мосты. С тех пор провели работы не менее чем на 30 подстанциях, а примерно 10 из них построили с нуля.

– Какой объект был самым тяжёлым?

– У каждого проекта были свои сложности. К примеру, подстанция «Урик» 110/35/10 кВ, которую мы строим уже второй год. Это переходящий объект, на строительстве которого наша компания выступает генеральным подрядчиком. Подстанция возводилась в чистом поле, ни дорог, ни подъездных путей к месту будущего объекта не было. Трансформатор, а его вес составляет 80 тонн, тащили по бездорожью. Трудности были, но сейчас делать акцент на них не имеет смысла, ведь люди уже пользуются качественным энергоснабжением благодаря появлению подстанции «Урик», и это самое главное. У нас, как показывает практика, подстанции строятся если не на болоте, то на высокогорье. Так, ПС «Ангасолка», реконструкцией которой мы занимались в 2006–2008 годах, а фактически возвели новую, располагается на склоне под углом градусов 40. Доставлять туда оборудование было крайне сложно, ведь нормальной автомобильной дороги не было, пришлось тащить технику буквально на себе. Надо сказать, что постепенно у нас нарабатывается опыт работы с тяжёлым оборудованием, появляются такелажные приспособления. Ведь чтобы выгрузить 80-тонный трансформатор, нужен 200-тонный кран. Таких буквально два-три на всю область. Так что используем такелажные приспособления. В целом же хочу сказать, что нашему предприятию никакие трудности не страшны. Наши ребята даже работали за полярным кругом, ездили в посёлок Варандей Архангельской области, проводили наладку энергетического оборудования на подстанции, обслуживающей нефтяные перекачивающие станции. 

– То есть «Вектор-А» не ограничивается территорией Иркутской области?

– Наряду с нашим регионом мы активно работаем в Бурятии и Забайкальском крае. Выполняли заказ по проектированию объектов энергетики и наладке энергооборудования в Санкт-Петербурге, Сочи. Недавно получили предложение поработать в Краснодаре. Так что постепенно выходим на российский масштаб.

– Давайте вернёмся в Иркутскую область. Назовите наиболее значимые объекты, в строительстве или реконструкции которых принимало участие ваше предприятие.

– Я уже называл подстанцию «Урик». Её строительство началось в 2009 году, в конце которого был введён в эксплуатацию первый пусковой комплекс объекта. Сейчас занимаемся второй очередью, завершающим этапом. В этом году уже произвели строительство и подключение электроустановок ОРУ-110 кВ от новой ВЛ-100 кВ. В следующем году поставим ещё один трансформатор, построим дополнительные линии и сдадим объект заказчику – ОАО «Иркутская электросетевая компания». Проектированием этой подстанции занимался «Востоксибэнергопроект». Много работ нами выполнялось по губернатор-ской программе – по ней финансируются те объекты, которые прежде всего имеют социальную направленность и низкую окупаемость. В числе этих проектов и подстанция «Урик». Ещё один такой объект – ПС «Берёзовая» в посёлке Молодёжный, где ведётся активная коттеджная застройка, существующих энергомощностей уже недостаточно. Занимаемся её расширением. Также в рамках губернаторской программы участвуем в реализации проекта по развитию электроснабжения в посёлке Карлук. Нынче приступили к строительству новых сетей, к лету следующего года планируем эти работы завершить. Всего будет установлено 38 трансформаторов, что позволит охватить весь населённый пункт. Сейчас электроснабжение посёлка производится по временным сетям. Очень крупный проект. Модернизировали подстанцию «Военный городок» в Ленинском районе Иркутска, к двум имеющимся трансформаторам добавили ещё один мощностью 25 кВА, буквально на днях состоялся её запуск. Значительно увеличившаяся мощность узла позволит решить проблемы энергоснабжения Ленинского района. Три года занимались в Жилкино строительством подстанции «Левобережная» 220/35, объект сдали в прошлом году. 

– Работаете ли на севере области?

– В 2007 году нами был создан Усть-Илимский участок «ПНП Вектор-А». Специалисты участка на Усть-Илимской ГЭС выполняют работы по щиту постоянного тока. Занимаются его модернизацией уже второй год. Там очень масштабная работа. Недавно завершили реконструкцию защитного оборудования на Братской ГЭС. Ведём работы по модернизации подстанции 110/6 кВ СТЭМИ в Братске, а также подстанции «Седаново» севернее Братска. Так что наш участок без заказов не сидит. Но порядка 80% работ всё-таки приходится на Иркутск и его окрестности. 

– Электросетевые компании нередко сталкиваются с земельной проблемой, когда объект запроектирован и вдруг выясняется, что данный участок отведён кому-то другому. Вам приходилось встречаться с такими случаями? 

– К сожалению, да. В 2008 году мы выиграли тендер на строительство подстанции «Берёзовая» и уже начали строить объект, установили опоры, и вдруг начались проблемы с земельным участком. Пришлось перенести работы на 2010 год, переделать проект и строить энергообъект на совершенно другой площадке, соответственно, принципиально поменялись условия строительства. Проект прибавил в цене примерно 30%. Новую площадку пришлось укреплять, отсыпать грунт, проводить ряд других работ. К сожалению, проблемы с землёй тормозят реализацию многих проектов. Ещё одна сложность – очень много времени уходит не на строительство как таковое, а на различного рода согласования. Сам процесс строительства занимает не более 4 месяцев. 

– Подстанция – объект дорогостоящий. Как обеспечивается его защита?

– Не только дорогостоящий, но ещё и стратегический. Срок службы такого энергообъекта – 40–50 лет в зависимости от класса оборудования. Любая подстанция включает в себя «мозг» – это панели защит и автоматики, которые и обеспечивают надёжность работы и предотвращают выход оборудования из строя. К примеру, если на провода упадёт птица, то сгорит трансформатор, а его стоимость – десятки миллионов рублей. Защита срабатывает при малейших неполадках. И не случайно панели защит на подстанциях занимают целые помещения, на одном объекте их может быть до 40 штук. Можно с уверенностью сказать, что если трансформатор – сердце подстанции, то защита – её мозг. На нашем предприятии только высококлассные специалисты занимаются этими вопросами. Руководитель этого направления – Григорий Чайка. Мы устанавливаем различные виды микропроцессорных устройств защиты, которые используются на крупных станциях и подстанциях. И могу без опаски сказать, что группа наладки – фаворит предприятия.

– Сейчас идут два параллельных процесса: модернизация существующих подстанций и строительство новых. Как считаете, когда всё-таки произойдёт перевес в пользу нового строительства?

– На этот вопрос нет однозначного ответа. Потому что если, к примеру, взять город Иркутск, то здесь будет речь идти именно о модернизации, а не о строительстве новых объектов. Ведь город стеснён территориально, развиваться вширь некуда, поэтому здесь в ближайшие годы будет идти процесс увеличения мощностей на уже имеющихся подстанциях. Думаю, лет через пять надёжность электроснабжения в городе значительно улучшится. Я говорю об этом потому, что уже сейчас намного лучше, чем, скажем, лет 10 назад. А вот, к примеру, в посёлке Западный в Хомутово, где ведётся активная жилищная застройка, возводятся новая подстанция и сети. Так что процессы модернизации и нового строительства будут идти параллельно друг другу.

– С какого объекта началось в компании развитие направления по строительству ЛЭП?

– Первым проектом стала реконструкция сетей в Хомутово. Сейчас строим линии в Карлуке. Очень хотим дать людям электричество до Нового года. В общей сложности там возводится порядка 18 км воздушных линий. Кстати, не обошлось на этом проекте без трудностей. В мае нам предстояло перейти болото. Зимой, конечно, это было бы сделать легче, но перед нами поставили задачу осуществить это весной. Мы отсыпали временные подъездные пути, установили плавающие опоры на гравийной подушке, предусмотренные проектом. В итоге штурмовали болото полтора месяца и справились с задачей. Так что порой нам приходится строить временные дороги. Проект мы видим на бумаге, а когда выезжаем на место, то перед нами совершенно другая картина.

– Какие планы развития на перспективу?

– Каждый год приносит новые перемены. Запланировано создание отдельной строительной бригады. Сегодня бригады носят комплексный характер. Решено строителей выделить в отдельное направление и его усиливать. Наметили для себя на следующий год более тесное сотрудничество с производителями энергетического оборудования. В настоящее время мы являемся официальными представителями ряда заводов. Будем и дальше развивать дилерскую сеть, но при этом ещё осуществлять шеф-монтаж, шеф-наладку оборудования. То есть не просто поставлять оборудование, но и брать его на гарантийное обслуживание. Сегодня мы в состоянии налаживать любое энергетическое оборудование. Третье направление связано с инженерным блоком. Это именно то направление, с которым наше предприятие когда-то вышло на рынок. Чем больше у нас грамотных инженеров, тем наше предприятие сильнее. Так что будем усиливать этот блок. Ну и собираемся расширять бюро проектирования, данное направление сегодня крайне востребовано. А в целом по-прежнему будем дорожить своим именем и не отказываться от сложных объектов. 

– Кстати, об имени. Как появилось название вашей компании?

– Сейчас уже сложно сказать, как оно появилось. Вектор символизирует собой направление, развитие. И это подтверждается деятельностью нашей компании. Если в первые годы её существования оборот составлял 5 миллионов рублей, то сейчас он подошёл к 180. В компании сегодня трудятся порядка 100 человек. Буква «А» в названии говорит о том, что мы всегда впереди и на протяжении многих лет активно развиваемся. 

Пользуясь случаем, выражаю искреннюю благодарность руководителям и специалистам заказчика – ОАО «Иркутскэнерго» и ОАО «Иркутская электросетевая компания» – Николаю Алексеевичу Любочкину, Виктор Ивановичу Чернякову, Алексею Петровичу Гордееву, Сергею Ивановичу Иващенко, Геннадию Васильевичу Богданову, Виктору Алексеевичу Лапшакову, Андрею Анатольевичу Вотеневу, Юрию Афанасьевичу Матлашевскому. И в завершение хочу поздравить всех партнёров и работников «ПНП Вектор-А» с профессиональным праздником! Спасибо тем, кто работает в таких условиях, где не выдерживает даже техника. Спасибо тем, кто всегда готов делиться профессиональным опытом. Стабильности вам, здоровья и благополучия.

г. Иркутск, ул. Сергеева, 3 Тел. (3952) 56-36-26 e-mail: inbox@pnp-vektor.ru

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры