издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лекарственные пределы

Аптекам придётся соблюдать ценовые ограничения, установленные государством

Регулирование цен на препараты, которые входят в перечень жизненно необходимых и важнейших, впервые в России было введено в апреле прошлого года. Государство установило для каждого региона максимальные наценки. Насколько успешно работает новая система в Иркутской области и как отреагировал фармацевтический рынок региона на новшество, в беседе с корреспондентом «Восточно-Сибирской правды» рассказывает руководитель управления Росздравнадзора по Иркутской области Наталия Ледяева.

– Первым я хочу задать вопрос, который волнует каждого: почему у нас такие дорогие лекарства? Возможно, он покажется вам риторическим.

– С таким же успехом можно задаться вопросом, почему у нас такие дорогие продукты питания. Управление Росздравнадзора проводит ежемесячный мониторинг цен в Иркутской области в сравнении с другими регионами страны. Цены у нас не выше, чем в Сибири и в стране в целом. Если сопоставлять с другими регионами, мы где-то в серединке. 

– Как регулирование отразилось на фармацевтическом рынке? И все ли аптеки соблюдают ценовые ограничения, установленные государством?   

– Расскажу о том, чего мы опасались вначале. Во-первых, мы боялись, чтобы не сократился рынок, ассортимент лекарств, не ушли поставщики. Нам было важно, чтобы сохранилась существующая сеть аптек и любой житель области мог получить нужное ему лекарство. Кроме того, необходимо было, чтобы препараты были своевременно зарегистрированы. В противном случае мог возникнуть дефицит лекарств. К нашему счастью, всё обошлось благополучно. Практически весь перечень лекарственных препаратов, которые пользуются спросом, зарегистрирован на территории РФ. Мы не потеряли поставщиков: кто-то уходил, но на его место приходил новый. 

Что же касается соблюдения уровня максимальных наценок, в 2010 году сотрудники управления Росздравнадзора по Иркутской области провели 165 проверок. В первую очередь мы смотрели, чтобы на реализации в аптеках были только препараты с зарегистрированной в аптечной организации ценой, наличествовал справочник с максимально установленными ценами на жизненно необходимые лекарственные препараты, в аптеках был минимальный ассортимент лекарственных средств. По лицензионным требованиям и условиям аптека обязана обеспечить покупателей всеми препаратами, входящими в минимальный ассортимент. Если лекарства нет в данный момент, максимальный срок его предоставления – пять дней. 

Наталия Ледяева: ценовые нарушения в аптеках Приангарья удалось устранить

На первом этапе, в апреле 2010 года, почти 30% аптек, которые мы проверили, нарушали законодательство. В основном у них отсутствовала информация для населения, продавались препараты с незарегистрированной ценой, некоторые продавцы завышали цены. Больше всего нарушений выявлено в Нижнеудинске, Усть-Куте, Усть-Илимске, Ангарске, Куйтуне и Тулунском районе. Общий объём штрафов недисциплинированным предпринимателям в 2010 году составил около полумиллиона рублей. 

К августу 2010 года нарушения в аптечных сетях полностью устранены. Контроль за применением цен на территории области осуществлялся управлением совместно с органами прокуратуры, министерством здравоохранения региона, управлением Федеральной антимонопольной службы, службы по тарифам Иркутской области. Надо отметить, что аптеки и оптовые структуры не применяли максимальные оптовые и розничные надбавки, установленные службой по тарифам Иркутской области.

Для стабилизации процесса ценообразования и пресечения дальнейшего роста цен на  лекарства наше управление предложило провести анализ действующих надбавок с учётом практики близлежащих регионов – Красноярского и Забайкальского краёв. В этих территориях применяются единые оптовые торговые надбавки независимо от территориальных зон.

В октябре 2010 года вышел приказ службы по тарифам Иркутской области, в котором наши предложения были учтены. В итоге средняя оптовая надбавка в регионе снижена на 10,6% (была 27,3%, стала 16,7%), розничная сократилась на 9% (была 41,3%, стала 32,3%). Приказ начал действовать с 1 декабря прошлого года.

– На сколько выросли цены на лекарства с момента введения регулирования?

– С апреля цены практически не изменились, колебание происходит в пределах одного процента как в целом по стране, так и в Сибири. 

В Иркутской области с апреля по декабрь розничные надбавки снизились во всех ценовых диапазонах. Больше всего – на 3,7% – сократились наценки на препараты стоимостью до 50 рублей. На лекарства из диапазона от 50 до 500 рублей надбавка снизилась на 2,9%. Объём надбавок на препараты дороже 500 рублей существенно не изменился. Таким образом, средняя розничная цена на лекарственные средства стоимостью от 50 до 500 рублей снизилась на 1,6%. По данным статистики, именно лекарства из этой стоимостной категории наиболее востребованы, на них приходится 69% средств, включённых в перечень жизненно необходимых.

– Где ещё, кроме информационных стендов аптек, можно узнать максимальную стоимость того или иного препарата?

– Во-первых, следует проверить, зарегистрирована ли цена на нужный вам препарат. Такая информация размещена на сайте www.minzdravsoc.ru в разделе «Портал по ведению государственного реестра лекарственных средств». По состоянию на конец января Минздравсоцразвития России зарегистрировало более 8000 жизненно необходимых и важнейших препаратов. Если брать все формы выпуска, получается 77 тысяч наименований. Цены, выше которых эти препараты не могут продаваться в Иркутской области, можно посмотреть на сайте www.farmcom.irk.ru.

– Зачем рядовому покупателю знать, зарегистрирован препарат или нет?

– Если препарат не зарегистрирован, то он не должен применяться в России. Вам должны предложить его аналог.

– Куда обращаться, если цена лекарства в аптеке выше максимально допустимой?

– Телефоны «горячей линии» иркут-ского управления Росздравнадзора есть в каждой аптеке и лечебном учреждении: 21-70-81, 21-70-13. У нас ведётся журнал учёта обращений на «горячую линию», где мы фиксируем обращение, его суть и результат рассмотрения. Меры по каждому обращению принимаются в течение трёх дней. 

– С какими проблемами чаще всего обращаются на «горячую линию»?

– 90% звонков – жалобы на реализацию программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), кому-то врач не выписывает рецепт либо нет препарата. Такие ситуации возникают не из-за дефицита средств. К счастью, денег хватает. Просто в муниципалитетах до конца не отработана система формирования заявок. Сейчас минздрав Иркутской области ведёт персонифицированный учёт льготников. Формируется база данных, где на каждого льготополучателя рассчитывается общее количество определённых препаратов в зависимости от потребностей конкретных льготников.

На долю оставшихся 10% приходятся в основном жалобы на качество организации лечебного процесса в учреждениях. В последнее время также поступают звонки от жителей области, которые не могут разобраться со стоимостью препаратов, спрашивают, где посмотреть предельные розничные цены.

Кроме устных жалоб по телефону, к нам приходят письменные обращения. Причём большинство писем жители области направляют по Интернету, это существенно ускоряет процесс рассмотрения вопросов. 

Если сравнивать прошлый год с 2009-м, то можно заметить, что жалоб стало на 38% меньше. Сокращение произошло за счёт программы обеспечения необходимыми лекарствами. Теперь финансирование осуществляется по двум направлениям: первое – семь высокозатратных нозологий, второе – остальные категории льготников. Количество жалоб уменьшилось ещё и потому, что еженедельно совместно с администрацией области, министерством здравоохранения области мы проводим еженедельный анализ реализации программы. Сейчас в денежном выражении два направления программы идентичны. 700 миллионов в год выделяется по ОНЛС и 500 миллионов – на высокозатратные. Средняя стоимость одного рецепта по семи нозологиям составляет 62–65 тысяч. Оплатить такое лечение бывает не под силу даже обеспеченным людям. Есть рецепты стоимостью 110–115 тысяч рублей. Раньше люди с редкими заболеваниями – их в области около 1100 – были обречены на страдания.

– В начале года многие информ-агентства передавали, что из аптек исчез дешёвый парацетамол. Сообщалось, что препарат не прошёл регистрацию. Правда ли это? 

– В некоторых регионах, действительно, в начале года возникли проблемы с парацетамолом. Но к нам такие жалобы не поступали, в аптеках препарат продавался. 

Теоретически такая опасность, что производители не смогут вовремя зарегистрировать цену на тот или иной препарат, существует. Сегодня нет никакого законодательного акта, который бы устанавливал обязательную регистрацию для производителей  и импортёров зарубежных лекарств. Например, в 2010 году процесс регистрации длился в течение всего года. Нынче регистрация прошла очень быстро. Уже к концу января зарегистрировано столько препаратов, сколько за весь прошлый год. Для фармацевтов это бизнес, им невыгодно терять деньги. 

– Может в нынешнем году повториться ситуация с противовирусными препаратами, которая была в начале прошлого: в аптеках отсутствовали самые ходовые лекарства, многие препараты существенно подорожали.

– На сегодняшний день регион готов к любым эпидемиям гриппа. В этом году мы заранее начали предупреждать аптеки, проверять запасы. Например, общее количество масок, которыми запаслись аптеки, – 999 тысяч. Контроль будет продолжаться.

– Какова доля импортных и отечественных препаратов в аптеках региона? 

– Два года назад доля импортных препаратов была выше, сегодня распределение приближается к соотношению 50 на 50.

– Часто ли к вам обращаются с жалобами на плохое качество лекарств?

– Не часто, но бывает. Контроль качества препаратов – наша ежедневная работа. На сайте управления Росздравнадзора практически каждый день мы вывешиваем информационные письма с просьбой обратить внимание на тот или иной препарат, если его качество сомнительно. Аптеки и лечебные учреждения убирают его в карантинную зону. 

У нас на территории области есть лаборатория – Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств. Если качество какого-то препарата специалисты центра считают неудовлетворительным, они передают нам протокол испытания, мы издаём приказ и убираем партию с реализации. После этого направляем образцы в Московский научно-исследовательский институт. Если качество лекарственного средства подтверждается, мы выдаём разрешение на дальнейший оборот. Если нет – контролируем его изъятие из реализации, отслеживаем всю цепочку возможного распространения. Аптеки и лечебные учреждения направляют нам информацию-отчёт, сколько этого лекарства к ним поступило, сколько они вернули оптовику. Оптовик возвращает партию производителю. А от производителя мы требуем акт об уничтожении. По закону некачественный препарат должен быть утилизирован в течение 30 дней. 

У нас в области мы выявляем партии недоброкачественных препаратов ежемесячно, в основном забракованных по показателям «Упаковка», «Маркировка». Но все они «перехватываются» на уровне оптовика, до аптек, как правило, не доходят. Если раньше мы направляли всем участникам фармацевтического рынка письма с информацией о выявленных нарушениях, то теперь всё чаще сами производители, опасаясь санкций, отзывают партии некачественных лекарств. 

Контроль качества лекарственных препаратов осуществляется не только в аптеках, но и в лечебных учреждениях. Так, в 2009 году мы впервые начали работать с картами-извещениями. Если в каком-то учреждении у пациента произошёл анафилактический шок, аллергическая реакция, повышение температуры, которые не должны возникнуть при применении, врачи должны сообщить нам серию препарата, вызвавшего реакцию организма. Далее документы направляются в Москву, там лекарство тщательно исследуется. Результаты исследования могут стать причиной снятия этой серии препарата с реализации.

Хочу обратить ваше внимание на то, что сейчас мы говорим о недоброкачественных препаратах, но не о фальсифицированных. Последний случай обнаружения подделки в Ир-кутской области был в 2006 году: тогда задержали партию супрастина. 

В скором времени сотрудники управления Росздравнадзора смогут прямо в аптеках проводить экспресс-исследования качества препаратов с помощью портативных лабораторий. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры