издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Жду бульдозер»

Вице-спикер требует от губернатора компенсации за пригородную компанию

С 10 марта ВСЖД может ограничить в два раза парк подвижного состава, предоставляемый в аренду ОАО «Краспригород» для пригородных перевозок в Иркутской области. Как заявил глава ВСЖД Анатолий Краснощёк, это связано с тем, что только в январе дорога понесла убытки по перевозкам в 193 млн. рублей, в бюджете же на компенсацию заложено всего 100 млн. Депутаты ждут от губернатора в течение полумесяца информацию о перспективах создания местной компании. «Договорённости с РЖД будут реализованы в течение 15 дней», – заявил «Конкуренту» Дмитрий Мезенцев.

«Может быть, мне кто-нибудь из членов правительства ответит, почему мы сейчас выделяем в бюджете 5 млн. рублей на Байкальскую пригородную компанию? Внесены или нет изменения в решение совета директоров РАО «РЖД», которую возглавляет Жуков (вице-премьер РФ Александр Жуков. – «Конкурент»)? Если внесены, то когда и какой уставный капитал согласован с РАО «РЖД»?» – с этих слов вице-спикера ЗС Геннадия Истомина на комитете по бюджету в минувший вторник начался новый виток конфликта вокруг Байкальской пригородной компании.

На следующий день Анатолий Краснощёк внёс на сессию депутатский запрос, в котором сообщил, что может с 10 марта ограничить в два раза парк подвижного состава, предоставленного в аренду ОАО «Краспригород», которое заключило договор на перевозки в Иркутской области. Связано это с тем, что, по подсчётам ВСЖД, убытки дороги только за январь составили 193 млн. рублей, тогда как компенсация в бюджет заложена в размере 100 млн. Февраль, по мнению Геннадия Истомина, «вылетит» в 150 млн. рублей. «Так это по году действительно выйдет убыток в 2 миллиарда рублей», – заметил депутат. Между тем сообщений о создании пригородной компании пока от правительства не поступало. 

По информации Анатолия Краснощёка, состоявшееся недавно общее собрание акционеров ОАО «Краспригород» не одобрило предложение совета директоров о заключении договора аренды на пригородные перевозки в Иркутской области, так как был предоставлен расчёт убытков, который составит по году 1,8 млрд. рублей. Краснощёк заявил, что «работает в долг», и попросил губернатора в течение 15 дней сообщить, что происходит с созданием Байкальской пригородной компании. 

Напомним, что по соглашению, заключённому между руководством области и РАО «РЖД» на БЭФе, по предложению ВСЖД должна была появиться пригородная компания с уставным участием в 100 тысяч рублей, 51% средств должен был быть у дороги, 49% – у области. Однако губернатор ещё в декабре предложил вложиться в компанию «сотнями миллионов» в виде обновления пассажирского подвижного состава, что даст региону гарантии управления. В бюджет области минфин заложил 5 млн. рублей как перспективную долю в уставный капитал. «Если внесены изменения в решение совета директоров РАО «РЖД», только тогда у нас появляются основания для включения в расходы 5 млн. рублей», – считает Геннадий Истомин. А Анатолий Краснощёк на бюджетном комитете во вторник и вовсе сказал, что область зря не хочет идти на условия по учреждению, которые приняли остальные 26 регионов, где созданы пригородные компании. 

«Я скажу только по части той логики, которой мы руководствовались, вставляя пять миллионов, – есть распоряжение губернатора, минфин обязан его исполнять», – ответил министр финансов Алексей Зезуля на вопросы депутатов. «А я уж думал, Алексей Францевич, вы нам сегодня свидетельство о государственной регистрации этой пригородной компании покажете, – съязвил глава бюджетного комитета Сергей Курилов. – А так, может, распоряжение-то есть, а компанию-то и не учредят». 

Представители «Серого дома» заметили, что наличие у 26 из 83 регионов договорных отношений с РЖД – ещё не повод толкать регион на огромные траты. «Надо всё же нам понять, что РАО «РЖД» в лице ВСЖД пытается Иркутской области предъявить затраты, которые они раньше несли самостоятельно. Но это же тупиковый путь: вы должны понимать, из бюджета Иркутской области нельзя выделить на компенсации 1,2 млрд. рублей», – заявил во вторник заместитель министра ЖКХ Александр Трифонов. 

Однако Геннадий Истомин был очень активен. Вчера на сессии он отметил, что в конце декабря губернатор обещал лично ему: если пригородная компания не будет создана 1 января, то он подарит парламентарию бульдозер. «Так что бульдозер я жду», – сказал депутат. Министр экономического развития, труда, науки и высшей школы Сергей Аникеев на это заметил, что на правительстве лежит большая ответственность, так как после создания компании все тарифы, не покрытые сборами за перевозки, лягут на областной бюджет. И нужно учесть все «подводные камни» такого решения. «Так разгребайте подводные камни, – не унимался Геннадий Истомин. – Надевайте акваланг и решайте. Бульдозер мой тоже используйте, туда же, чтобы разгребать». Пока не ясна и картина по федеральным компенсациям за пассажирские перевозки. Министр финансов Алексей Зезуля сказал, что в Москву заявлена «максимальная сумма» в 950 млн. рублей, однако компенсировано будет около 25–50%. Интересно, что запрос Анатолия Краснощёка был принят депутатами в присутствии губернатора. Но ни один парламентарий лично главе области ничего сказать не пожелал. Страсти разгорелись, когда Дмитрий Мезенцев уже ушёл. 

«Договорённости с РЖД будут реализованы в течение 15 дней, – сообщил «Конкуренту» Дмитрий Мезенцев, выйдя из зала заседаний. – Это время на ответ депутатскому корпусу». На вопрос, будет ли Иркутская область настаивать на своих условиях при создании компании, губернатор заявил: «Мы поступили не так просто, а согласовали этот вопрос с руководством РЖД, поэтому я убеждён, что эта договорённость должна состояться. Но надо понимать, что это поле конкурсного соперничества перевозчиков из различных регионов. И более того, Иркутская область – хороший регион по пассажиропотоку, прибыли и прочему. Поэтому, конечно, идёт борьба за заказ».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры