издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вал без плана

Иркутская область тратится на инновации без комплексной программы

14,2 млн. рублей выделено в 2011 году в бюджете Иркутской области на инновации. Это в три с лишним раза меньше, чем в Новосибирской области, почти в девять раз – чем в Красноярском крае. Данные о собственных тратах субъектов СФО в инновационную деятельность были озвучены в минувшую пятницу на президиуме Иркутского регионального объединения работодателей «Партнёрство товаропроизводителей и предпринимателей». Город Иркутск на инновационной карте России тоже выглядит пока не очень. К примеру, в Калуге доля инноваций в расходах бюджета составляет 0,25%, в Омске – 0,1%, а в Иркутске всего 0,016%.

Если посмотреть на 2010 год, то регион более чем в два раза увеличил собственные расходы на инновации. В прошлом году областные власти в рамках программы поддержки малого бизнеса (а именно в эту программу, за неимением специальных, ввели графу «инновации») сумели выделить всего 6 млн. рублей. В этом году – 14,2 млн. рублей. В сравнении с другими субъектами СФО цифры выглядят совсем не впечатляюще. Новосибирская область в прошлом году из собственного бюджета отдала 226 млн. рублей, Красноярский край – 364 млн. рублей, Томская область – более 1,4 млрд. рублей. То есть разница между нашим регионом и Томском более чем в 240 раз. Надо отметить, что в этом году по трём субъектам – лидерам в области инноваций идёт снижение финансирования из региональных бюджетов. Соседи-новосибирцы сократили свой инновационный бюджет в 2011 году до 48 млн. рублей, красноярцы – до 121 млн. рублей, Томск остановился на цифре чуть более 100 млн. рублей. Однако и в этом случае Иркутская область на три с лишним порядка отстаёт от Новосибирска и почти в девять раз – от Красноярска. 

Как показывают цифры, объёмы выделяемых на инновации денег не зависят от наполняемости казны, а более всего – от политической воли. Если смотреть по тем городам, где приняты собственные программы развития инноваций, то Иркутск явно не в лидерах. Омск при сопоставимых с Иркутском доходах в 12 млрд. рублей 14 млн. рублей отдал в 2010 году на инновации. Это около 0,1%. Томск имеет объём бюджета на 2 млрд. рублей меньше, чем столица Приангарья, при этом 10 млн. рублей идёт на инновации. А это 0,12%. Усреднённая доля финансирования по таким городам, как Челябинск, Омск, Томск, Калуга, Смоленск, Хабаровск, Новосибирск и Владивосток, составляет 0,12%. Иркутск же при бюджете 10,1 млрд. рублей сумел выделить 0,016%, или 1,7 млн. рублей. 

Столица Приангарья сейчас имеет свою программу развития инновационной деятельности, рассчитанную с 2009 по 2012 год. Общий бюджет городской программы вместе с внебюджетными источниками составил 19,4 млн. рублей на четыре года. Это примерно по 4,8 млн. рублей в год (около трети от областных ежегодных вложений). Около 2,5 млн. рублей за два года были отданы шести инновационным компаниям на развитие бизнеса. Из них 680 тысяч рублей частных, остальные – города. А вот около 1,6 млн. рублей ушли на субсидирование организаций, которые занимаются формированием инновационной инфраструктуры. «Однако мониторинг инновационного потенциала города и анализ основных проблем развития города позволяют сказать: в целом эффективность программы в нынешнем варианте недостаточна. Меняются условия, и теперь этого мало», – тем не менее считает заместитель председателя комитета по экономике администрации Иркутска Евгений Семёнов, о чём он и сообщил членам президиума.  

Как ранее писал «Конкурент», в области целевой программы развития инноваций и вовсе нет. Несмотря на активные контакты с Российской ассоциацией венчурного инвестирования, ОАО «Российская венчурная компания», визит главы «Роснано» Анатолия Чубайса в 2009 году и проведение Байкальской венчурной ярмарки, область не получила, за исключением Nitol Solar, крупных проектов с «Роснано» и не сумела создать собственный венчурный фонд. А они уже существуют в Томске, Красноярске и Новосибирске. 

Выступая перед членами партнёрства, Евгений Семёнов не исключил, что в будущем траты Иркутска на инновации могут вырасти. Это очередная попытка завести регион на поле венчурного инвестирования. Семёнов лелеет два крупных проекта: создание организации – «венчурного партнёра» фонда посевных инвестиций ОАО «РВК» и консультационной и аналитической «Сервисной компании». Активы посевного фонда РВК составляют 2 млрд. рублей, но скромному владельцу инновационного бизнеса заявку можно подать только через венчурного партнёра. А сделать полную «упаковку» проекта к встрече с инвестором может «Сервисная компания». Фонд ОАО «РВК», специально ориентированный на развитие рынка специфических инновационных сервисов в России, если постараться, может вложить не менее 75% денежных средств либо имущественного комплекса в создание такой компании в регионе. 

Впрочем, в регионе, где до сих пор нет целевой программы развития инноваций, очень трудно бить «точечно». «Я надеюсь, партнёрство товаропроизводителей и предпринимателей услышало наше предложение и обратится к губернатору с просьбой разработать такую программу», – сказал «Конкуренту» Евгений Семёнов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры