издательская группа
Восточно-Сибирская правда

По утверждённой стратегии

В Иркутске построят первый центр обработки данных, работающий на СФО

В ближайшие годы IT-рынок Иркутской области может выйти на новый уровень развития. Компания «Иркутскэнергосвязь» заявила о готовности построить в Иркутске первый центр обработки данных (ЦОД), который будет работать также на Республику Бурятия, Красноярский и Забайкальский края. Завершить строительство планируется в 2012 году, объём необходимых инвестиций составит порядка 400 млн. рублей. Клиентами будущего центра станут государственные структуры, представители бизнес– и научного сообщества.

 Банки, нефтяная отрасль и государство 

Соединённые Штаты Америки стали первой страной, разработавшей и внедрившей проект центров обработки данных, или дата-центров. В первую очередь они были созданы при министерстве обороны и в университетах в качестве приложения к кампусным сетям. Затем начали появляться коммерческие центры, обслуживающие бизнес-структуры. Сейчас необходимость ЦОДов очевидна не только для западных стран. «Они активно создаются в Китае, Индии, Бразилии», – рассказал заместитель директора ООО «Иркутскэнергосвязь» по коммерции Владимир Щадрин. 

В России первые дата-центры начали появляться в 2000 году, их основными клиентам были банковские структуры, нефтяная отрасль и государственные органы. Сейчас большая часть «коммерческих» центров сосредоточена в центральной части страны, а самым «восточным» является ЦОД, расположенный в Новосибирске. Создание и аутсорсинг таких центров – одно из самых перспективных направлений развития IT-рынка: эксперты утверждают, что спрос на эти услуги в 1,5-2 раза превышает предложение. 

Классический ЦОД – это специально спроектированное здание, отвечающее необходимым требованиям безопасности. Оно максимально защищено от стихийных бедствий и различных воздействий. Одно из условий эффективной работы центра – бесперебойное обеспечение электроэнергией. До 60% общего объёма потребления приходится на инженерную инфраструктуру: системы кондиционирования, обогрева, пожаротушения, охранно-пожарные системы. «Начинка» центра – серверы и устройства для хранения информации, а также стойки, предлагаемые потенциальным клиентам для размещения своего оборудования. 

Решение о появлении центра именно в Иркутске обусловлено несколькими факторами. Во-первых, в регионе самые низкие тарифы на электроэнергию. Во-вторых, Иркутск является географическим центром Сибирского федерального округа. Предполагается, что ЦОД будет обслуживать не только Иркутскую область, но и Красноярский, Забайкальский края и Республику Бурятия. Кроме того, в регионе есть и цифровые выходы на Китай и Монголию. Некоторые операторы заявили о своей готовности строить сети в эти страны через посёлок Наушки, находящийся на границе России и МНР. 

Ключевой элемент стратегии развития 

Строительство центра обработки данных в Иркутске – один из ключевых элементов стратегии развития ООО «Иркутскэнергосвязь» до 2015 года. Накануне она была одобрена советом директоров ОАО «ЕвроСибЭнерго». По словам Владимира Щадрина, к проектированию ЦОДа планируется приступить в нынешнем году. Дата начала строительства – 2012 год, завершено оно будет в третьем-четвёртом квартале следующего года. Площадь будущего ЦОДа составит порядка 1000 квадратных метров с возможностью расширения до 3000 квадратных метров, а объём инвестиций в строительство – около 400 млн. рублей. «Проект центра будет создаваться, но уже сейчас очевидно, что его площади будут рассчитаны на размещение более 150–200 стоек», – рассказал заместитель директора ООО «Иркутск-энергосвязь» по коммерции. 

В качестве клиентов ЦОДа в ООО «Иркутскэнергосвязь» рассматривают целую группу пользователей. В первую очередь это представители государственных органов власти. «Центр обработки данных – необходимый элемент для создания так называемой единой электронной карты, которая впоследствии должна заменить и паспорт, и водительские права, и ряд других документов, – рассказал директор ООО «Иркутскэнергосвязь» Юрий Исайкин. – Создание единой карты вписывается в поставленную президентом России задачу о переходе на электронную систему обработки информации. На основе центров может быть реализована и программа электронной подписи». 

Как хранилище информации центр может быть интересен и пред-ставителям государственной власти, и крупным компаниям, и научным учреждениям, и военным структурам. «В настоящий момент многие пользователи вынуждены хранить базы данных локально в не приспособленных для этого условиях или отправлять в Москву, неся значительные затраты на аренду широкополосных каналов связи», – рассказал Владимир Щадрин. Услугами центра смогут воспользоваться и физические лица – они получат доступ к ЦОДу через Интернет и смогут создавать там новые сервисы, например различные коллекции. 

Отдельной группой клиентов станут телекоммуникационные компании, предоставляющие услугу «IP-телевидение по требованию». Иными словами, они дают зрителям возможность просмотреть интересующую программу или фильм в удобное время. «Один фильм в режиме высокой чёткости занимает примерно 6 гигабайт на диске. 1000 фильмов – уже 6 терабайт, – подсчитал Юрий Исайкин. – Для качественного предоставления такой услуги без дата-центра не обойтись». 

Мобильное хранилище

Услуги пользователям будут предоставлены в двух вариантах: клиенты смогут арендовать 19-дюймовую стойку с гарантированным энергоснабжением (до 5 кВт) или разместить программное обеспечение на серверах компании-владельца. Дополнительным элементом безопасности хранения данных станет мобильный ЦОД. Это 40-футовый контейнер с нужным оборудованием, который в случае необходимости может быть выдвинут к месту возникновения форс-мажорной ситуации. «Информация основного и мобильного центров обработки данных будет полностью синхронизирована», – рассказал Владимир Щадрин.

Впрочем, возможности ЦОДа не ограничиваются только переработкой и хранением информации. Он может стать и своеобразным центром быстродействующих коммуникаций между операторами связи и пользователями. В современных условиях, чтобы объединить три подразделения компании из разных регионов, подключённых к трём разным операторам связи, необходимо создавать отдельный частный проект. «Как правило, он не гибкий, – рассказал заместитель директора ООО «Иркутскэнергосвязь» по коммерции. – И если изменился способ подключения в одном из регионов, нужно разрабатывать новый проект и согласовывать его со всеми заинтересованными операторами, создавать новые точки и линии подключения». Преимущества дата-центра очевидны: в данном случае достаточно перебросить небольшой оптический патч-корд (коммутационный шнур) с одного «гнезда» на другое. 

Ресурсов иркутского центра обработки данных, по мнению идеологов проекта, должно хватить на ближайшие 5–10 лет. В случае необходимости его возможности будут расширены. В компании «Иркутскэнергосвязь» не исключают, что региональный ЦОД станет одним из элементов федеральной сети. «В России медленно, но выполняется программа строительства таких центров, – рассказал Владимир Щадрин. – В перспективе они должны появиться в крупных административных городах». В случае с Иркутском создание дата-центра станет примером частно-государственного партнёрства: государству не придётся тратиться на непрофильный бизнес, потому что строительство будет идти в основном за счёт частных инвестиций. В то же время госорганы смогут пользоваться услугами центра. В свою очередь представители компании рассчитывают на то, что власть возьмёт на себя консолидирующую роль в этом проекте. 

В «Иркутскэнергосвязи» считают, что проект строительства ЦОДа является не только коммерческим, но и социальным. «По окупаемости он будет растянут во времени, – рассказал заместитель директора ООО «Иркутск-энергосвязь» по коммерции. – Мы полагаем, что сможем предложить пользователям более доступные расценки, чем в западной и центральной частях России. Ведь цена на услуги напрямую зависит от стоимости электроэнергии». Социальная составляющая проекта заключается в том, что ЦОД позволит предоставлять государственные услуги более оперативно. Речь идёт о получении паспорта, оформлении прописки и других документов. Ведь, как показывает практика, структурирование и упорядочение информации значительно увеличивает скорость обслуживания. 

Тел. (3952) 793-333, Факс (3952) 792-999 
E-mail: secretar@iren.ru    Сайт: www.iren.ru

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры