издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Охотники за миллионами

В суд передано уголовное дело «добропорядочных» налётчиков

Как сообщил начальник управления уголовного розыска ГУ МВД РФ по Иркутской области Алексей Кампф, в регионе участились случаи разбойных нападений на инкассаторов и охранников, перевозящих крупные суммы денег. Достаточно вспомнить хотя бы последние резонансные уголовные дела такого типа – убийства водителя почтовой машины на трассе Слюдянка – Байкальск и сотрудника Транссибирской пассажирской компании в Иркутске, совершённые при нападениях с целью хищения нескольких миллионов рублей. По мнению Алексея Кампфа, подобных трагедий можно было бы избежать, если бы руководители предприятий и организаций при перевозке крупных денежных сумм принимали адекватные меры безопасности. Недавно в суд передано уголовное дело, которое наглядно демонстрирует причины и условия совершения таких таких преступлений.

Дело об открытом хищении 29 декабря 2009 года почти трёх миллионов рублей, предназначенных для выдачи заработной платы коллективу Октябрьского районного суда Иркутска, имело большой общественный резонанс. Алексей Кампф рассказал, что раскрыть преступление по горячим следам сыщикам не удалось. Но, как это обычно случается, удачное ограбление вдохновило преступников на новые криминальные подвиги, и при совершении очередного налёта их удалось вычислить и задержать. Показательно, по словам начальника угрозыска, что фигурантами этого дела стали ранее не судимые молодые люди – их спровоцировала на преступления очевидная доступность чужих миллионов.   

Главным фигурантам этого уголовного дела Сергею Кудрявцеву и Вячеславу Егорову, кроме ограбления иркутского суда, вменяются также два разбойных нападения в Братске: в июле 2010 года – на сотрудника частного охранного агентства «Витязь», сопровождавшего инкассатора ООО «Самоплат», где похищено около 900 тысяч рублей; в ноябре – на охранников ЧОП «Витязь-2» и кассира офиса «Братский» Ир-

кутского филиала «Номос Банка», перевозивших 12 миллионов 600 тысяч рублей. На скамье подсудимых кроме иркутянина Сергея Кудрявцева и ангарчанина Вячеслава Егорова должны предстать также двое братчан – Александр Кудрявцев и Александр Попов. Завладеть сумкой, в которой находились деньги «Номос Банка», преступникам не удалось, и они были вынуждены скрыться с места происшествия. 

Сотрудники уголовного розыска УВД г. Братска под руководством начальника Анатолия Пиликуева и его заместителя Василия Анисатова в тот же день, 19 ноября 2010 года, в ходе чётко организованных оперативно-розыскных мероприятий установили подозреваемых. К ночи по ориентировке братских сыщиков Сергей Кудрявцев и Вячеслав Егоров были задержаны в Тулуне. Почерк преступников, совершивших налёт на банк, показался настолько дерзким, что было решено в помощь отделению уголовного розыска Братского УВД, руководимому Сергеем Крастылёвым, направить опытного офицера из областного аппарата. К оперативному сопровождению уголовного дела подключился заместитель начальника оперативно-розыскной части №1 (по линии УР) при ГУ МВД РФ Александр Молчанов.

«Рекомендуются к службе в органах»

В совершении особо тяжких преступлений против личности и собственности обвиняются вполне благополучные, на первый взгляд, молодые люди, в ближайший круг общения которых входят сотрудники органов правопорядка и правосудия. Например, Сергей Кудрявцев – сын судьи Иркутского областного суда Владимира Кудрявцева, недавно ушедшего в почётную отставку. В свои 33 года, по словам сыщиков, занимавшихся оперативным сопровождением дела, молодой человек не работал ни одного дня – его вместе с гражданской женой содержал папа-судья на свою зарплату, а затем и пенсию. И неплохо содержал: парень имеет и квартиру, и машину.      

Вячеслав Егоров, которого с Сергеем Кудрявцевым сблизила срочная служба в спецназе ВДВ, получил от командования армейского подразделения рекомендацию к дальнейшей службе в органах ФСБ, МВД, инкассации. Однако бывший спецназовец предпочёл устроиться аппаратчиком на Ангарский завод полимеров. Инкассаторской же работой он интересовался лишь на досуге.

Ещё один обвиняемый – Александр Кудрявцев, племянник ветерана судейского корпуса региона, – в то время, когда совершались налёты на инкассаторов, служил милиционером-водителем во вневедомственной охране при отделе внутренних дел по Центральному округу Братска. За добросовестное исполнение служебного долга и примерную дисциплину руководство поощрило его почётной грамотой. В обязанность милиционера на второй, криминальной, работе, как выяснилось в ходе оперативно-розыскных мероприятий, входило подыскивать объекты для разбойных нападений в своём городе, организовывать к приезду старших подельников жильё, арендовать гараж и участвовать в запланированных преступлениях на правах рядового исполнителя.

Сотрудник частного охранного предприятия «Витязь» Александр Попов обвиняется в пособничестве разбойникам: за гонорар в размере 10% от вырученных при налётах денег он предоставлял бывшему однокашнику Александру Кудрявцеву всю необходимую информацию о работе своих коллег, обеспечивающих безопасность клиентов при инкассации денег (численность, вооружение, обязанности, маршруты и т.д.). Советы охранника, готового ради денег подставить сослуживцев под пули, очень пригодились при планировании преступлений: места, времени, путей подъезда и отхода, ролей каждого участника нападений.      

Бедность как порок

Все обвиняемые, как рассказали сыщики, слыли в своём кругу добрыми, порядочными, непьющими людьми. Их прекрасно характеризовали соседи по месту жительства. Деньги, заработанные при ограблении суда, Вячеслав Егоров потратил на покупку квартиры и лечение гражданской жены и пасынка. Его армейский друг тоже не жалел средств на сожительницу и её родственников: ребёнка, сестру, бабушку, мать-инвалида. Давал, например, подруге, посещавшей богослужения, по нескольку тысяч рублей на пожертвования и строительство храма. 

Пойти на преступления подельников заставило тяжёлое, на их взгляд, материальное положение. Сыну судьи, по его словам, было стыдно просить у папы больше денег, а Егорову не хватало зарплаты на заводе (он получал «всего» 30 тысяч рублей в месяц). О младшем Кудрявцеве с зарплатой милиционера и говорить не приходится. С приятелем Поповым, охранником ЧОП, они частенько за кружкой пива обсуждали несправедливость свого положения: работают на страже порядка и не могут позволить себе достойное существование!  

«Бедствующие» подельники очень быстро почувствовали вкус лёгких денег. Когда Сергей Кудрявцев и Вячеслав Егоров собирались грабить Октябрьский суд, они рассчитывали, по их признаниям, «заработать» около миллиона рублей. Добыча тогда превзошла ожидания втрое, но денег, разделённых поровну, хватило ненадолго: к лету пришлось искать новый объект для нападения. 

Ключ от шкафчика, где деньги лежат

Кстати, об эпизоде ограбления Октябрьского суда Вячеслав Егоров, раскаявшись, рассказал оперативным сотрудникам Александру Молчанову и Сергею Крастылёву сам – это случилось в первые же сутки после задержания. Из его признания выходило, что друзья-однополчане, которым было трудно смириться со своим «тяжёлым материальным положением», просто не смогли удержаться от преступления. Как тут удержишься, когда деньги так плохо лежат и сами просятся в руки! 

Предложение ограбить суд поступило от Сергея Кудрявцева. Как рассказал  сыщикам Егоров, его товарищу впервые пришла в голову такая мысль, когда он застрял в автомобильной пробке возле Октябрьского районного суда. Парень наблюдал, как к крыльцу подъехала «Волга», из неё вышли водитель и женщина в дублёнке с полиэтиленовым пакетом в руке. В пакете были уложены прямоугольные пачки – Сергей Кудрявцев понял, что так перевозят зарплату судьям. Эта сцена никак не выходила из головы сына судьи, прекрасно осведомлённого о днях получки. Приняв решение, он предложил поучаствовать в операции своему другу Егорову. Тот, по его словам, согласился не сразу – попросил время на обдумывание. 

Но риск, как показали дальнейшие события, был действительно минимальный. Сотрудница общего отдела суда, получавшая зарплату на весь коллектив, о возможности нападения не думала, как и сопровождавший её администратор. Когда из рук пожилой женщины дёрнули пакет, она поскользнулась, ударилась головой о крыльцо и, получив сотрясение мозга, потеряла сознание. Разбойнику оставалось только подобрать сумку с деньгами и сесть в поджидавшую его машину. Руководство управления Судебного департамента, можно сказать, само создало условия для совершения преступления – лишь после ограбления сотрудников, которым были вменены не положенные по должности инкассаторские обязанности, выдача зарплаты в судах была организована перечислением на банковские карты. Теперь управление в лице его начальника Николая Новокрещенова заявило гражданский иск на похищенную сумму.      

По мнению сыщиков, лёгкость, с которой удалось провернуть ограбление суда, подвигла обвиняемых к поиску других объектов, охрана которых организована столь же небрежно. И найти такие объекты трудности не представило. Сотрудники братского ЧОП «Витязь» не имели лицензии на огнестрельное оружие, они были «вооружены» только пневматическими пистолетами, стрелявшими пульками-шариками, как детские игрушки.  Да и таких «боеприпасов» им не выдавали. Это обстоятельство, по-видимому, и стало решающим аргументом при выборе очередного объекта нападения. 

Спасти 12 миллионов, предназначенных для перевозки, от налётчиков удалось лишь благодаря героизму безоружных охранников и кассира «Номос Банка». Сотрудник «Витязя», которого разбойники ослепили струёй газа с вытяжкой красного перца, упал животом на сумку с деньгами, прикрыв своим телом банковские миллионы. Его напарник, несмотря на ожог глаз газом, выпущенным из баллончика преступником, бросился коллеге на помощь. Его не остановила даже пуля из травматического пистолета, угодившая в бедро. Не захотела остаться в стороне от заварушки и кассир банка: вцепилась в разбойника и стала оттаскивать его от охранника, прикрывавшего собой драгоценную сумку. Спасая деньги клиентов, мужественная женщина тоже получила струю слезоточивого газа в лицо. Одного из охранников, зацепившегося за «дворник»   иномарки, протащило за машиной около 50 метров, пока стеклоочиститель не оторвался. 

Вообще работники этого банка, по словам сыщиков, проявили необыкновенную бдительность и наблюдательность, которые и помогли задержать подозреваемых по горячим следам. Как ни страховались разбойники, выезжая на разведку к «Номос банку» на машине с разными регистрационными номерами, их маневры не остались незамеченными людьми, ворочающими чужими миллионами. Сотрудники кредитного учреждения обратили внимание на иномарку, которая в течение трёх дней парковалась поблизости, хотя из неё никто не выходил, и запомнили номер автомобиля. Когда через несколько дней поднялась тревога, они, конечно, узнали машину, несмотря на то что на неё был нацеплен уже другой номер. В результате сотрудники ДПС региона получили ориентировку не только с описанием цвета и марки разыскиваемого автомобиля, но и с указанием двух возможных  регистрационных номеров: настоящего и фальшивого. 

Кроме того, оперативники отделения Сергея Крастылёва, изучив запись видеонаблюдения банка, в считанные часы вышли на человека, которому срочно понадобился «дворник» на заднее стекло иномарки. Местный милиционер Александр Кудрявцев, попросивший о такой услуге соседа, был задержан. Чуть позже на мосту через реку Ию милиционеры остановили иномарку, за рулём которой сидел Сергей Кудрявцев, а на пассажирском сиденье – Вячеслав Егоров. При водителе оказались использованные в нападении на братский офис «Номос Банка» медицинская маска и травматический пистолет «Стражник», пуля от которого была извлечена в тот же день из охранника «Витязя». 

В Братск для совершения запланированного налёта на банк друзья отправились на машине, которую Кудрявцев одолжил в семье знакомого – иркутского адвоката Алексея Черешкова. Кстати, узнав о задержании друга, адвокат тут же полетел к нему на выручку и  подготовил фальшивую характеристику. Не работая ни дня, Сергей Кудрявцев оказался  вдруг сотрудником частной фирмы, пользующимся исключительным уважением в коллективе. Надо полагать, действия защитника, который привёз в Братский суд состряпанный им «документ» и выдал его за действительный, будут должным образом оценены областной адвокатской палатой. 

А в собственном автомобиле сына судьи были обнаружены, по словам сыщиков, две пары наручников, бинокль, нож и обрез двуствольного ружья с патронами. «Для самообороны», – пояснил позднее обвиняемый, у которого не оказалось разрешения на хранение, ношение и использование оружия, что содержит состав преступления, предусмотренного статьёй 222 УК РФ. 

В отношении братьев Кудрявцевых и Егорова судом была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, обвиняемый в пособничестве Попов находится на подписке о невыезде. Все подельники, по словам Александра Молчанова, дали признательные показания, от них поступили явки с повинной, что судом должно быть учтено в качестве смягчающего обстоятельства.  Сергей Кудрявцев написал явку с повинной последним, лишь после того как были собраны доказательства вины.

Уголовное дело будет рассматривать Братский городской суд.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры