издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ирония судьбы

Или почему суд лишил старика крыши над головой

  • Автор: Ольга МУТОВИНА, «Восточно-Сибирская правда»

Пенсионер из Иркутска Анатолий Садовников не силён в экономике и вряд ли представляет, что такое рейдерский захват. Но, пожалуй, именно этим термином можно охарактеризовать то, что произошло со скромной усадьбой 84-летнего старика. Спустя шесть десятков лет проживания в своём, как казалось Анатолию Алексеевичу, доме, он обнаружил, что все права на владение принадлежат родственникам покойной жены, живущим по соседству.

Полгода назад, 24 января 2012 года, в статье «Выжить без завещания» мы подробно рассказывали о беде иркутянина. Тогда ни Анатолий Садовников, ни сотрудники редакции не знали, что «захватчики» уже оформили документы о праве собственности на дом. Мы всерьёз рассчитывали помочь человеку, на старости лет оказавшемуся на улице.

История такова. Анатолий Садовников и Людмила Николаева прожили вместе 53 года. Первое время семья размещалась в бывшем амбаре, стоявшем на участке родственников Людмилы Петровны в Жилкино. Потом начали расширяться, пристраивать дополнительные комнаты. В итоге к 1974 году супруги имели крепкий дом площадью около 60 квадратов.  

Брак не был зарегистрирован, поэтому, почувствовав себя плохо, Людмила Петровна позаботилась о завещании. По документу всё её имущество должно было перейти к гражданскому супругу. Спустя три года, в ноябре 2005-го, хозяйка усадьбы умерла. Её родственники не захотели мириться с тем, что дом вместе с землёй будет «отрезан» от общего семейного надела и может достаться чужим людям. Детей у Людмилы Николаевой и Анатолия Садовникова не осталось, и, если бы имущество унаследовал вдовец, он мог подарить и завещать дом кому угодно. 

«Он к этому дому никакого отношения не имеет. Я его строил» – так говорит о человеке, который в доме на улице Полярной прожил больше полвека, брат покойной Иннокентий Непомнящий. За время нашего разговора он ни разу не назвал зятя по имени, предпочитает использовать местоимения. 

Первое решение Ленинского районного суда о признании недействительным завещания Людмилы Николаевой появилось в феврале 2009 года. Иск подал Иннокентий Непомнящий. Тогда ему не удалось убедить суд, что в момент составления завещания женщина не понимала значения своих действий. Но в апреле того же года коллегия областного суда отменила решение районного и вернула дело на новое рассмотрение. На этот раз суд первой инстанции признал завещание недействительным.

Анатолий Садовников обратился в редакцию «Восточно-Сибирской правды» в декабре 2011 года. Позже выяснилось: в это время соседи уже полностью владели его жильём. В сентябре того же года Иннокентий Непомнящий вновь обратился с иском в суд. На этот раз в качестве истца вместе с ним выступила племянница Светлана Клыпина. Они потребовали признать за ними право собственности на постройки, поскольку якобы они являются единственными наследниками Людмилы Николаевой. Кроме того, в заявлении истцы указали, что принимали участие в строительстве наследуемого жилья. 

«Согласно пояснениям Клыпиной С.П., являющимся в силу действующего законодательства доказательствами по делу, строение было переустроено Клыпиной С.П. и Непомнящим И.П. своими силами и за счёт собственных средств, что также подтверждается показаниями Непомнящей Лидии Игнатьевны и Непомнящих Лидии Иннокентьевны, основания не доверять которым у суда отсутствуют», – говорится в судебном решении. Какой-то семейный подряд получается: Иннокентий Непомнящий заявляет, племянница подтверждает, жена и дочь выступают свидетелями. Наверное, каждый хотел бы иметь таких соседей, которые бы «за свой счёт своими силами» строили  жильё всем добрым людям. Интересно только, где во время перестройки находился Анатолий Садовников? 

Суд выяснил, что у умершей не было наследников первой очереди. Иннокентий Непомнящий является наследником второй очереди, Светлана Клыпина признана наследницей по праву представления. О существовании Анатолия Садовникова, который в доме, о котором идёт речь, был зарегистрирован с 1956 года, в судебном решении нет ни слова. 

Представитель Садовникова Олег Писанко поясняет, что факт брачных отношений закон признаёт, если супруги жили вместе до 1944 года. Ирония судьбы в том, что Анатолий Алексеевич и Людмила Петровна начали вести совместное хозяйство несколькими годами позже законодательно установленного срока. «Но и в этом случае мой клиент имеет право на долю в наследстве. В 1987 году он получил травму на производстве и стал инвалидом. Выходит, на протяжении 18 лет Садовников находился на иждивении у супруги, поэтому он имеет право на 1/8 долю», – говорит Олег Писанко. Когда представитель обратился в суд с иском о признании за Садовниковым доли в наследстве, тогда и выяснилось, что всё имущество уже распределено. Собственником одной половины усадьбы является Иннокентий Непомнящий, вторая половина закреплена за Светланой Клыпиной. Анатолий Садовников об этом узнал нынешним летом от своего представителя.

Вместе с тем у Олега Писанко есть вопросы к тому, как было проведено судебное расследование. Как отмечает представитель, суд не запросил поквартирную карточку, не выяснил, кто проживает в доме, кто оплачивает расходы на его содержание. Кроме того, если бы Анатолия Алексеевича спросили, он мог бы доказать, что на свои деньги сам переустраивал своё жилище. Олег Писанко подал заявление в полицию о фальсификации доказательств, представленных в суде. Он считает, что, если виновные будут привлечены к ответственности, решение суда будет оспорено и Садовников сможет рассчитывать на свою долю в наследстве.

Пожилому человеку сейчас не пришлось бы волноваться, если бы он в своё время зарегистрировал брак с Людмилой Петровной. Была у него ещё одна возможность поправить дела – после отмены завещания он мог заявить свои права на долю. Но, думается, у Анатолия Садовникова изначально практически не было шансов, потому что мошенники всегда юридически более подкованны, чем их жертвы. Теперь единственная гарантия того, что Анатолий Алексеевич сможет до конца жизни оставаться в своём доме, – устное обещание бывших родственников.

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры