издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сергей Каминский: «Мы готовы к изменениям»

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Профессиональный путь Сергея Каминского почти сорок лет связан с Красноярской ГЭС (входит в структуру «ЕвроСибЭнерго»), из которых более десятилетия он возглавляет гидроэлектростанцию. В прошлом году ГЭС побила очередной рекорд, выработав электроэнергии на 27% выше среднемноголетнего значения. Говоря о достижениях компании, генеральный директор чаще употребляет местоимение «мы», чем «я», и подчёркивает: «Не стремимся хвастаться. Имя зарабатывается годами, а потерять деловую репутацию можно за одну минуту». В интервью «Сибирскому энергетику» Сергей Каминский, который входит в пятёрку самых успешных российских топ-менеджеров в 2010 году по версии интернет-портала slon.ru, рассказал о работе ГЭС и своих жизненных принципах.

– Сергей Николаевич, весь ваш профессиональный путь связан с Красноярской ГЭС. Выбор профессии связан с семейными традициями? 

– Никак не связан. Энергетик в первом поколении.

– Как получилось, что выбрали эту профессию? 

– Как и все, кто, заканчивая школу, делает выбор – благодаря разным обстоятельствам. Всё-таки решающим фактором в моём выборе стала подсказка родителей. В частности, отца. Он никакого отношения к энергетике не имел, занимался авиацией – до войны, во время войны – всю жизнь. Не всегда правильный выбор делается по зову сердца, оно частенько обманывает. Лучше подумать разумно головой и сделать выбор. Так и получилось.

– Не разочаровались в своём выборе?

– Нет такой причины – раз, а второе… Если ты за что-то берёшься, так надо делать, а не сетовать на судьбу. Одни люди сетуют, что жизнь не удалась, другие же подстраивают либо себя под сложившиеся обстоятельства, что не так уж плохо, либо – обстоятельства под себя. Скорее всего, это взаимные действия. Выбор, опять же, уступает только тем, кто что-то делает. Если не делаешь ничего, часто выбор может оказаться неудачным. Будь то в сфере человеческих отношений или профессиональных. Дорогу осилит идущий. 

Вы пришли на станцию в 1972 году. Каково было работать на самой мощной на тот момент ГЭС в мире?

– Если что-то делаешь с интересом, с полной профессиональной, душевной отдачей, это дело становится твоим, родным. Тогда Красноярская ГЭС представлялась как что-то большое, непонятное, требующее серьёзного подхода. Работая на электростанции тогда и сейчас – всегда, понимаешь, что здесь нельзя пошутить, сделать что-то не всерьёз, отложить на потом. И в жизни надо так поступать. Иначе эффекта не будет. 

– Если говорить о результатах, как Красноярская ГЭС прошла минувшую зиму? Как идёт подготовка к следующему осенне-зимнему периоду, что требует особого внимания специалистов и руководства в этом году?

– Зима в этом году была не особенно сложная. Без резких колебаний атмосферных температур. На ГЭС не было отказов или отключений, повлёкших нарушение производства электроэнергии. 

Есть два сезонных момента, требующих от нас внимания: подготовка к осенне-зимнему периоду и к весеннему паводку. Особых действий в этот год мы не предпринимали, это был рабочий плановый порядок принимаемых мер. Результат – стабильная, благополучная работа гидроэлектростанции. 

Красноярская ГЭС будет станцией нового поколения, уверен Сергей Каминский

Подготовка к зимнему периоду состоит из двух частей: первая – проведение плановых ремонтов, замена оборудования; вторая – сезонная подготовка, например, регулировка масла в маслонаполненных аппаратах, проверка системы отопления, обогрева зданий, помещений и конструкций оборудования.  Сейчас усилия сосредоточены на ремонтной кампании. Это обычная, стандартная работа энергетиков. 

– На какой стадии работы по реконструкции гидроагрегатов Красноярской ГЭС?  В чём их уникальность?

– Гидростанция вообще по своей сути уникальна. Здесь установлено оборудование, которое не используется больше ни на одной станции мира. Это обусловлено тем, что все ГЭС расположены на разных реках, в разных створах, эксплуатируются в разных климатических условиях  и т.д. Соответственно, и оборудование везде разное. 

Красноярская ГЭС отличается, в частности, от гидроэлектростанций Иркутской области типоразмером. До Красноярской ГЭС максимальная мощность любого оборудования была чуть больше 200 МВт, у нас – 500 МВт (!). Естественно, оно требует другого технического подхода, поэтому на Красноярской гидростанции  впервые в Советском Союзе была создана лаборатория технической диагностики, которая благодаря оснащению оборудования  датчиками позволяет определять его состояние, не разбирая. 

Например, на генераторе и трансформаторе постоянно контролируется более четырёхсот точек по температуре и вибрации,  не говоря о других параметрах. В любую минуту в одно касание – представьте сенсорную панель без кнопок, примерно как на «айфоне», – можно получить информацию о состоянии оборудования, его работе. 

На данный момент на нашей станции полностью модернизированы девять гидроагрегатов, десятый – в финальной стадии реконструкции. После замены всех гидроагрегатов, их 12, Красноярскую ГЭС можно будет назвать станцией нового поколения. 

В этом году начали реконструкцию открытого распределительного устройства 500 киловольт. Реализация проекта требует сотен миллионов рублей, но это та сумма, которая окупится в течение одного-двух лет. 

Насколько Красноярская ГЭС зависит от режима работы Ангарского каскада? Сложно ли найти компромисс при установлении режимов работы Ангаро-Енисейского каскада ГЭС? 

– Прямой связи в работе гидростанций, расположенных на Енисее и Ангаре, нет. Есть связь навигационная. Тот самый северный завоз в Иркутской области – это суммарные усилия нашей ГЭС и гидростанций Иркутской области. 

– В 2010 году Красноярская ГЭС установила новый рекорд по выработке электроэнергии. При этом она имеет такой резерв установленных мощностей, что позволяет покрыть достаточно длительное отключение любой электростанции в сибирском регионе. Часто ли используется этот резерв? 

– Режим работы Красноярской ГЭС отличается тем, что мы находимся в центре Сибири, поэтому являемся регулятором энергопотоков. У нас водохранилище годового регулирования – то есть всю набранную воду вырабатываем. Байкал же постоянно даёт подпор. На водохранилище Иркутской ГЭС коэффициент использования мощности 0,65, на красноярском – 0,3-0,4. Так задумана наша станция: мы имеем технологическую возможность восполнить выпавшие мощности из объединённой энергосистемы Сибири.

Красноярская ГЭС вырабатывает от 13 до 23 миллиардов кВт-часов, в зависимости от задаваемого режима Системного оператора на ГЭС могут работать и 4-5 генераторов, и все 12 генераторов. На сегодняшний день за всю историю эксплуатации на все 100%, то есть на полную проектную мощность, станция немного, но работала. 

– Красноярская и Братская ГЭС прошли отбор компаний для участия в рынке системных услуг по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии, который проводит Системный оператор Единой энергетической системы. Что это означает для компании?

– Кроме объёма электроэнергии, есть её качество – частота, напряжение. В быту нормальное напряжение в сети 220 В, но если его не регулировать, то при передаче электроэнергии на большие расстояния напряжение будет меньше и, значит, электроприборы в наших домах работать не будут. Соответственно, в различных точках на огромной территории Сибири нужно поддерживать и напряжение, и частоту, – это и есть системные услуги при передаче электроэнергии. Предоставлять такие услуги в том числе готовы Братская и Красноярская ГЭС. 

Для Красноярской ГЭС работа на рынке системных услуг даст возможность использовать потенциал предприятия больше. Это следствие ввода новых устройств, оборудования. Мы готовы к этой работе, потому что ориентируемся на потребителя. Работать на шаг вперёд – это условие профессионализма. 

– В развитие темы. Недавно прошло собрание акционеров компании, на котором был решён вопрос о распределении прибыли за прошлый год. На какие основные мероприятия в этом году запланировано потратить деньги?

– Порядка 980 миллионов рублей будет вложено в реконструкцию оборудования. Основа успешного развития предприятия, которое производит половину электроэнергии, потребляемой всем Красноярским краем, – это в первую очередь надёжная бесперебойная работа оборудования. Наша стратегическая задача – за три ближайших года сделать станцию станцией нового поколения с обновлённым современным оборудованием, отвечающим всем требованиям рынка. 

– Сказывается ли на оперативном управлении тот факт, что крупный пакет акций компании принадлежит «РусГидро»?

– Работу  Красноярской ГЭС определяют государство, акционеры, потребители, поставщики оборудования и собственный коллектив. В связи с этим должен быть максимально соблюдён баланс интересов всех участников. 

– Специалисты Красноярской ГЭС регулярно обмениваются опытом с экспертами из других стран. Какие идеи были заимствованы из мирового опыта и реализованы на станции, и наоборот – какие решения наших экспертов внедряются на зарубежных станциях?

–  Мы имеем опыт взаимодействия, обмена опытом со специалистами и Афганистана, и Анголы, и Египта, и Бразилии. Специалисты Красноярской ГЭС, без преувеличения, востребованы во всём мире. Я сам работал в Анголе, Бразилии. Приезжая к нам, зарубежные энергетики рассчитывают на получение новых современных знаний, навыков. И практика подтверждает: мы не обманываем их доверия. 

Работая на крупнейшем и столь важном с точки зрения экономики, промышленности предприятии, мы обязаны встраиваться в меняющуюся жизнь. На Красноярской ГЭС внедрены процессинговые системы, которые позволяют максимально эффективно осуществлять всю производственную деятельность. Каждый шаг специалистов чётко выверен, обязательность процедур возводится в порядок абсолюта. Процессинговый метод нам поставила компания PA Сonsulting – один из мировых лидеров по управлению процессами в менеджменте. Красноярской ГЭС был выдан международно признанный диплом, подтверждающий, что система управления производством станции соответствует лучшим мировым образцам. Профессионализм персонала вырос кратно. К слову, из 500 человек, которые работают на ГЭС, больше половины имеют высшее образование. Профессиональные люди – наш огромный потенциал для дальнейшего роста. Благодаря выстраиванию бизнес-процессов повысилась эффективность людей, производства в целом. У нас есть чему поучиться. В 2010 году система экологического менеджмента Красноярской ГЭС была сертифицирована компанией Det Norske Veritas в соответствии с международным стандартом ISO 14001:2004. 

– Сергей Николаевич, при такой личной отдаче своему делу остаётся ли у вас время на семью, увлечения?

– У меня четыре внука, – улыбается Сергей Каминский, указывая на фотографию на рабочем столе, – находится иногда. Вообще у нас действует принцип: работаем 24 часа в сутки 365 дней в году. Повторюсь – шутить мы не можем. 

– Задам всё же не очень серьёзный вопрос. Как вы относитесь к тому, что изображение ГЭС размещено на купюре в десять рублей?

– Нормально. Это вообще единственное предприятие, изображенное на государственной валюте, более того – единственное частное предприятие. Эти купюры видели во многих странах мира, а значит, и Красноярскую ГЭС. Мне это отчасти приятно.

Досье «СЭ»
Каминский Сергей Николаевич – генеральный директор Красноярской ГЭС. Родился 18 апреля 1950 года в селе Берёзовка Красноярского края. В 1972 году окончил Красноярский политехнический институт по специальности «энергетика» с квалификацией инженера-электрика. Работал мастером, начальником электротехнического цеха, заместителем директора, директором Красноярской ГЭС. В 1998 году утверждён генеральным директором Красноярской ГЭС. Имеет звание «Заслуженный работник Минтопэнерго России». Красноярская ГЭС по установленной мощности (6000 МВт) занимает второе место в России и входит в десятку крупнейших ГЭС мира.  Доля ОАО «Красноярская ГЭС» в производстве электрической энергии в ОЭС Сибири в 2010 году составила 11,6 %, при этом доля в объёме гидрогенерации составила 26,9 %. Контрольный пакет акций станции принадлежит крупнейшей российской частной энергетической компании ОАО «ЕвроСибЭнерго» (входит в En+ Group).
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры