издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Под знаком «STOP»

Иркутские автомобилисты требуют остановить рост цен на бензин

Бензин на АЗС Иркутска, равно как и на заправках в других городах России, вновь подорожал. Сто- имость наиболее востребованного «девяносто второго» у большинства операторов увеличилась на 50 копеек, чуть меньше «подрос» ценник на Аи-95 и Аи-98. Эксперты объясняют подорожание снижением курса рубля по отношению к доллару и в ближайшее время не прогнозируют колебания рынка. Однако российские авто-владельцы, в том числе иркутские, требуют остановить рост цен и снизить стоимость литра Аи-92 до 18 рублей, а «девяносто пятого» – до 20 рублей.

Доллар виноват

Первый и, как считают эксперты, основной всплеск роста цен на бензин произошёл в конце апреля – начале мая. Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Анатолий Вакулшенко напомнил, что он был спровоцирован возникшим в ряде российских регионов дефицитом топлива, который был вызван закрытием некоторых нефтеперерабатывающих заводов на плановый ремонт и реконструкцию. Сказался и рост мировых цен, из-за которого крупные производители увеличили объёмы экспорта и снизили поставки на внутренний рынок. «Правительство пошло на введение повышенных пошлин на экспорт бензина, что несколько уравняло российский рынок по привлекательности для нефтяных компаний с зарубежными рынками, – заметил Вакулшенко. – Однако в связи с начавшимся в августе–сентябре ослаблением рубля к доллару цена вновь начала расти, на что отреагировали в первую очередь мелкие игроки рынка». В информационно-аналитическом центре «Кортес» также полагают, что повышать стоимость начали именно небольшие компании. 

Словно в подтверждение этих слов цены в Иркутске начали поднимать независимые операторы, которых, по меркам федеральных экспертов, можно отнести к «мелким игрокам». Как сообщают «Сибирские новости», ещё 16 сентября бензин марки Аи-92 на сети АЗС «Омни» подорожал на 50 копеек и стал стоить 27,4 рубля за литр. Стоимость литра Аи-95 поднялась до 30 рублей (рост на 50 копеек), Аи-98 – до 30,9 рубля (40 копеек). 19 сентября цены подняли и в ООО «Крайснефть»: цена литра Аи-92 и Аи-95 также поднялась на 50 копеек и составила 27,4 рубля и 29,8 рубля соответственно. Стоимость бензина марки Аи-98 увеличилась на 30 копеек и достигла 30,8 рубля за литр, летнее дизельное топливо стало дороже на 40 копеек – 26,3 рубля. На АЗС Роснефти цены не менялись с 15 августа: 26,7 рубля за литр Аи-92, 29 рублей – Аи-95, 30,2 рубля – Аи-98. Летнее дизельное топливо на заправках компании стоит 25,8 рубля за литр, зимнее – 26,3 рубля. Неизменными остались цены и на одиночных заправках, многие из которых пользуются у автовладельцев дурной славой из-за некачественного бензина. 

Прогнозируемая стабильность

Немногочисленные журналисты не удержались от искушения наклеить на свои машины плакаты с требованием снизить цены на бензин

Аналитик «Финама» не ожидает «значимых движений на внутреннем рынке топлива» в ближайшее время. «Мировые цены на топливо сейчас несколько снизились, а рубль, напротив, начал укрепляться к доллару», – объяснил он. Эксперты «Кортеса» на вопрос о том, чего можно ожидать от стоимости топлива, отвечают коротко: «Стабильности». И уточняют, что оснований для роста цен, по крайней мере, до конца года нет. 

Впрочем, Вакулшенко заметил, что основное влияние на стоимость топлива будут оказывать мировые цены на нефть, которые к концу 2011 – началу 2012 года вполне могут вырасти на 15–20%. В долгосрочной перспективе, по его словам, ключевым фактором будет необходимость инвестиций в модернизацию изношенных нефтеперерабатывающих заводов, доставшихся в наследство от СССР. «Профинансировать эти вложения придётся из стоимости бензина», – пришёл аналитик к неутешительному для автовладельцев выводу. 

Против «бензинового беспредела»

Пока аналитики не прогнозируют колебаний стоимости топлива в ближайшей перспективе, но говорят о возможном росте в дальнейшем, жители России начинают выступать против установившихся высоких цен. Так, 24 сентября более чем в 70 городах страны прошла акция под названием «Всероссийский протест бензиновому беспределу». Требование протестующих сводилось к одному – снизить стоимость бензина как минимум на 30%. По их мнению, которое, кстати, поддерживают рядовые автомобилисты, литр Аи-92 должен стоить не более 18 рублей, Аи-95 – 20 рублей. «Эта цена учитывает экономические обстоятельства и опыт, сложившийся в нефтедобывающих странах», – полагает председатель Иркутского отделения общественной организации «Народный контроль» Евгений Еремеев, выступивший координатором акции в столице Приангарья.  По всей России об участии в ней заявили свыше 12 тысяч одних только пользователей социальной сети «ВКонтакте». В реальности акция оказалась несколько скромнее: например, в поданной в администрацию Иркутска заявке на проведение пикета значились 30 участников. 

В минувшую субботу протестующие автомобилисты собрались в двух местах: тот актив общественной организации и сочувствующие, кто был на автомобилях, к полудню подъезжали на стоянку вблизи здания городской администрации на улице Ленина, а «безлошадные» с транспарантом подошли к половине первого на площадь 50-летия Октября. «Дорогой бензин – дорогая жизнь» – красовалось на плакате, некоторые лозунги призывали сограждан не дать себя, говоря языком эвфемизмов, обмануть. Другие, на которых был схематично изображён «стреляющийся» из заправочного пистолета человечек, гласили: «Всероссийская акция протеста автомобилистов. STOP росту цен на бензин!».

Немногочисленные журналисты, подъехавшие к месту проведения пикета, не удержались от искушения наклеить на свои машины плакаты, выражающие мысли и чувства если не всех российских автовладельцев, то как минимум их подавляющего большинства. Впрочем, даже с ними в колонне пикетчиков набралось всего восемь автомобилей: от простого фургончика Nissan Vanette и его собрата в кузове «универсал» Nissan AD до не самых дешёвых Toyota Cresta, Honda Odyssey и нового Ford Focus. Однако тех, кто поддерживает выдвинутые на акции протеста лозунги, было значительно больше. Из стоявших неподалёку таксистов на предложение наклеить плакат на машину отказом не ответил ни один. Те же, кто ехал мимо, поддерживали собравшихся традиционным водительским знаком – гудком клаксона. Даже проезжавший мимо стилизованный под автомобили тридцатых годов лимузин Excalibur, украшенный свадебной атрибутикой, то ли одобряюще, то ли приветственно просигналил. «Вот бы на него приклеить», – мечтательно заметил кто-то из пикетчиков, державший в руках пачку плакатов и моток скотча.  

Пока это происходило, журналисты продолжали расспрашивать председателя иркутского «Народного контроля» о том, на что рассчитывают организаторы акции протеста. «Мы понимаем, что власть идёт на диалог с населением только в преддверии выборов, и мы будем использовать эту возможность для того, чтобы хоть как-то начать обсуждение проблемы с теми, от кого зависит её решение», – отвечал тот. Организаторы всероссийской акции, в свою очередь, требуют до 1 ноября создать правительственную комиссию, которая должна разработать комплекс мер по решению проблемы высоких цен, а также отменить прямой транспортный налог и сохранить только акцизы на нефтепродукты. Дальнейшие действия протестующих как минимум в Иркутске, по словам Еремеева, будут зависеть «от политической конъюнктуры и того, как акция пройдёт в других городах». Тем не менее напоследок он заявил, что новый пикет планируют провести через месяц, причём для массовости на него хотят пригласить таксистов. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры