издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Качественный подход «Тулунугля»

  • Автор: Беседовал Алексей СИВЕНЯ, Тулун

Вопросам качества поставляемого потребителям угля в филиале «Разрез «Тулунуголь» всегда уделяли огромное внимание. На предприятии существуют служба технического контроля и служба углехимических лабораторий (на Мугунском и Азейском производственных участках). О том, как работают эти подразделения, читателям «Сибирского энергетика» рассказал начальник ОТК производственного участка «Мугунский» Сергей Мерцалов.

– Сергей Викторович, в огромном хозяйстве «Тулунугля» возглавляемая вами служба играет совсем не второстепенную роль. От своевременного опробования и проведения анализов угля, от их оперативности и точности зависит в том числе и финансовое состояние предприятия. Но для того, чтобы определять качество, помимо высококвалифицированных специалистов, нужно ещё иметь определённые основополагающие документы?

– Совершенно верно, такие документы у нас имеются. Если говорить кратко, свою работу служба технического контроля и служба углехимических лабораторий ведут на основании и в полном соответствии с государственными стандартами, другими нормативными документами и инструкциями и, конечно, в соответствии с договорными условиями. Кроме государственных стандартов, у нас разработана и выполняется система управления качеством добываемого и отгружаемого угля, целью которой является отгрузка топлива потребителям с улучшением показателей качества. Для того чтобы эта система действовала в полном объёме и с максимальной ясностью и точностью, в нашем филиале разработаны и внедрены регламенты производственных отношений, которые определяют порядок выполнения работ в структурных подразделениях и ответственность за качество выпускаемой продукции. Согласно им в процессе производства качественной продукции участвуют все технологические звенья, начиная от машиниста экскаватора и заканчивая директором предприятия. Перечислять регламенты нет необходимости, а какие вопросы решает система управления качеством в филиале, кратко поясню: порядок оформления и передачи удостоверений качества на электронных носителях в углесбыт и непосредственно на каждую ТЭЦ, отгрузка угля соответствующего качества по крупности, выполнение поставщиком профилактических мер против смерзания и намерзания угля в вагонах, улучшение показателей качества по сере в единовременно отгружаемой партии угля. Это основные внутренние документы, которые помогают управлять качеством. Кроме этого отделы технического контроля и углехимические лаборатории руководствуются Положением об ОТК и Положением об УХЛ, должностными инструкциями и, конечно же, Государственными стандартами по методам отбора, обработки и анализа проб угля. В итоге вся наша работа полностью соответствует всем предъявляемым требованиям.

– Это документальные обоснования, так сказать, теория. А как всё осуществляется на практике? 

– Сразу после вскрытия угольного пласта наши работники принимают зачистку угольных пластов, затем производят предварительное опробование угля с использованием буровой установки, планируют количество подвагонной отгрузки из угольных забоев для каждого потребителя, то есть составляют суточные наряды и разбивки по каждому маршруту, выполняют контроль за отгрузкой, отбирают контрольные пробы из загруженных вагонов, определяют качество угля на выходе, и только после этого продукция отправляется потребителям с оформлением соответствующих документов. Также наши работники производят отбор пластовых, эксплуатационных проб, определяют фракционный состав угля по всем угольным забоям и угольным пластам в соответствии с государственными стандартами. 

– То есть уже на основании предварительных проб вы задолго до погрузки угля в полувагоны знаете, какой уголь какому потребителю отправить?

– Да, именно так. Требования наших потребителей разные, они определяются технологическими особенностями ТЭЦ или котельных по зольности угля, крупности, содержанию в нём серы, влаги и прочему. Заранее зная качественные характеристики угля во вскрытом пласте и технологические особенности оборудования, мы уже на основании предварительных проб можем планировать отгрузку потребителям партии угля именно с требующимися характеристиками. Они, в свою очередь, заблаговременно получают документы, характеризующие качество отгруженного топлива, а затем и сам маршрут с углем. Потребители используют оперативную информацию по качеству угля и принимают решение о его выгрузке на склад или непосредственно в котлы с целью более эффективного и экономичного сжигания топлива.

– Какое оборудование используется для отбора проб и проведения точных анализов?

– Для отбора проб непосредственно из угольного пласта мы используем специализированную буровую установку, приобретение которой позволило нам значительно снизить долю ручного труда, облегчить и упростить процесс отбора проб, чего не скажешь об отборе проб с груженых вагонов, где вся механизация сводится к ручной лопате. В химических лабораториях имеется всё необходимое для работы оборудование. А для выполнения анализов по сере, калорийности наши углехимические лаборатории оснащены современным оборудованием, таким как анализатор серы, калориметр, позволяющим значительно упрощать процессы выполнения анализов и сокращать их по времени – в буквальном смысле на несколько порядков. Ежегодно оборудование проходит поверку Иркутским центром стандартизации, метрологии и сертификации. Раз в три года наши лаборатории успешно проходят аттестацию. В общем, всё необходимое имеется, но мы постоянно следим за новинками в нашем деле, принимаем меры для своевременного обновления оборудования.

– Сергей Викторович, а если уголь поступает потребителю и уже там оказывается, что какие-то его параметры не соответствуют заявленным в удостоверении качества – бывает такое?

– Если уголь не соответствует качеству, мы просто не имеем права такой уголь отгружать и не отгружаем. Такого у нас в принципе не бывает. Случаются определённые капризы потребителей: кому-то хочется, например, чтобы уголь был покрупнее, это в основном мелкие муниципальные котельные. Либо в плане смерзаемости в зимний период что-то не устраивает. Мы, как поставщики, принимаем все необходимые меры, но полностью этого избежать невозможно. Уголь имеет определённую влажность и занесён в реестр смерзающихся грузов. При низких температурах зимой он в любом случае будет смерзаться в вагонах, особенно если по каким-то причинам выгоны были разгружены несвоевременно. А ведь бывает, что днём у нас плюсовая температура, а ночью резкий заморозок. Хотя мы и принимаем определённые меры, тем не менее капризы погоды предугадать не в состоянии.

Для профилактики примерзания угля вот уже третий год мы используем специальную технологию – стенки и днища вагонов покрываем специальной смесью, что позволяет если уж не совсем ликвидировать проблему, то, во всяком случае, заметно снизить. Причём мы сейчас не просто обмасливаем вагоны, но ещё и экспериментируем, применяем другие смеси с целью найти оптимальный вариант, чтобы это и стоило дешевле, и эффект был хороший.

– Сергей Викторович, филиал «Разрез «Тулунуголь» сегодня самый крупный в регионе, запасы угля в месторождении огромны. Потребности в угле имеются и постоянно растут. Угледобыча в Тулунском регионе будет расти и развиваться, соответственно, будет развиваться вместе с предприятием и служба технического контроля. Какие у вас планы и перспективы?

– Пока мы со своими задачами справляемся. А в дальнейшем будем стремиться приобретать новое оборудование, совершенствовать нашу работу. Мы постоянно, как я уже говорил, следим за новинками в нашем деле, на необходимое нам оборудование заранее составляем инвестиционные проекты. Планируем в ближайшее время, например, приобрести ещё одну буровую установку для отбора проб на Азейском производственном участке. Думаем купить ещё один точный и высокотехнологичный прибор – анализатор влажности угля. Есть задумка приобрести механизированный шнековый пробоотборник ПБШ для отбора проб из вагонов. Всё это позволит снизить долю ручного труда, ускорить процессы отбора проб и выполнения анализов, повысить качество всей нашей работы, а значит, и качество поставляемой «Тулунуглем» продукции. Ещё одно немаловажное направление нашей деятельности –  повышение квалификации сотрудников, к этому мы относимся со всей серьёзностью, работа ведётся постоянно. В общем, будем стараться соответствовать предъявляемым к нам требованиям.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры