издательская группа
Восточно-Сибирская правда

ЖКХ долгов не прощает

Минрегион опубликовал на своём сайте проект постановления правительства об автоматическом «расщеплении» платежей населения за услуги ЖКХ между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. Документ стал формальным исполнением требования федеральных властей прекратить практику кредитования УК за счёт поставщиков ресурсов ЖКХ. Законодательная инициатива ещё не вступила в силу. Но иркутские чиновники решили подготовиться к этому загодя и создать городской информационный расчётный центр. Его планируется открыть уже с нового года.

По мнению разработчиков проекта, лучший способ борьбы с несвоевременными расчётами УК с ресурсоснабжающими организациями  – лишение управляющих компаний возможности быть посредниками в системе оплаты. В правовых актах описана  схема так называемого автоматического «расщепления платежей». По ней деньги за услуги ЖКХ будут переводиться сразу компаниям, поставляющим в дома свет, тепло, газ и воду. 

В платёжном документе будут перечислены все организации, участвующие в предоставлении коммунальных услуг. Таким образом, житель будет перечислять деньги не управляющей компании, как сейчас, а конкретным получателям платежей. При этом управляющая компания получит лишь деньги, причитающиеся  за непосредственно оказанные ею услуги. 

До вступления документа в силу пройдёт ещё около полугода. Сроки реализации автоматического «расщепления» увязаны с вступлением в силу новых правил предоставления услуг ЖКХ, утверждённых постановлением правительства № 354 от 6 мая. 

Иркутск – первопроходец

О том, что проблема неплатежей за ЖКХ в Иркутске и в регионе в целом требует незамедлительного решения, заговорили уже давно. При этом если в домах государственного жилищного фонда за неуплату гражданина на основании судебного решения можно выселить из занимаемого жилья с предоставлением меньшей площади, то в ситуации с ТСЖ и ЖСК государство не имеет рычагов воздействия на неплательщика. 

Одна из проблем иркутского ЖКХ в том, что деньги, которые платят жители, не всегда в полном объёме попадают к поставщикам ресурсов. Кроме того, отсутствует прозрачность начисления управляющими компаниями сумм платежей. Это вызывает огромное количество жалоб от населения, которое доверило содержание своего дома УК. В связи с этим местные власти решили объединить усилия в борьбе с неплательщиками и создать новую структуру – городской  информационный расчётный центр для расщепления коммунальных платежей.

Как сообщил заместитель мэра Иркутска Дмитрий Разумов, создание центра позволит  сделать прозрачными начисления и их распределение по поставщикам. Специалисты центра будут рассчитывать коммунальные платежи, вести информационную и разъяснительную работу с иркутянами, при этом организация не будет финансироваться из городского бюджета. Создаваемое учреждение будет иметь организационно-правовую форму открытого акционерного общества. «Это позволит привлекать к деятельности центра инвесторов, – отметил Разумов. – Одним из потенциальных партнёров станет «Иркутскэнерго» как основной поставщик ресурсов (тепловой и электроэнергии). Кроме того, в состав совета директоров войдут местные депутаты, чтобы отстаивать интересы Иркутска». 

А мы не против 

Основная доля платежей за коммунальные услуги приходится на энергоресурсы, поставленные ОАО «Иркутскэнерго». В счетах за тепло  и горячую воду, которые получают жители, 60 – 65% приходится на энергокомпанию. Это не учитывая плату за электричество.  «В результате получаются большие суммы, которые не могут не сопровождаться нашим пристальным вниманием»,  – рассказал «Сибирскому энергетику» директор по продаже энергоресурсов ОАО «Иркутскэнерго» Олег Причко. Он констатировал, что не все УК платят за ресурсы  вовремя, хотя допустил, что платежи могут собираться своевременно. «Но они либо до нас не доходят, либо доходят по остаточному принципу, поскольку УК свои затраты закрывают в первую очередь», – подчеркнул Причко. В противном случае, по его мнению, УК  не очень активно собирают платежи.  

Поэтому, как считает Причко,  идея создания центра расщепления платежей  в сложившейся ситуации – наиболее здравое решение.  «Все денежные потоки будут прозрачными, – отметил он. – Поэтому мы поддерживаем эту идею и готовы участвовать в компании как соучредители. Какую долю в создаваемом предприятии мы получим – вопрос не принципиальный, но  мы как минимум претендуем на блокирующий пакет акций, который составляет 25% плюс одна акция». А вот вопрос включения в число акционеров центра управляющих компаний необходимо обсуждать, полагает собеседник газеты.  

Олег Причко отметил, что центр  должен  быть самоокупаемым, но ни в коем случае не ориентироваться на получение прибыли. Главной идеей его создания является исключение возможности нецелевого использования средств, перечисленных жителями, и понятное всем распределение собранных платежей. «Пока обсуждается сама идея, а там уже будут рассчитаны конкретные цифры в бизнес-плане, который, возможно, уже начали разрабатывать городские власти, но мы пока его не видели». 

В энергокомпании надеются, что создание центра по расщеплению платежей должно улучшить  сложившуюся ситуацию и задолженность  перед поставщиками коммунальных ресурсов будет снижаться. По словам собеседника «СЭ», задолженность УК за тепло и горячую воду в Иркутске на сегодняшний день составляет порядка 200 млн. рублей, свыше 250 млн. рублей – перед «Водоканалом». Ровно половина задолженности за тепло – это долг УК «Приморский». Ещё 80 млн. рублей – задолженность УК «Сибирская», остальные долги в 20 млн. – других компаний. При этом по Иркутской области управляющие компании задолжали «Иркутскэнерго» почти 1,5 млрд. рублей, что на 400 млн. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.  «Таким образом, количество неплательщиков достигло внушительных цифр, а бремя оплаты за принадлежащие им квартиры ложится на других собственников жилья в их доме», – отметил Олег Причко. 

По его мнению, население пока ещё не очень понимает, что в процессе производства тепла, например, задействована цепочка участников – угольщики, железнодорожники, энергетики, – которые несут вполне определённые затраты. «Кто-то не заплатил, и у всех предыдущих звеньев возникают кассовые разрывы на следующие операции, – рассказывает Олег Причко. – Если вовремя не оплачено, то возникает необходимость идти в банк за кредитами, по которым нужно выплачивать проценты, а это в свою очередь окажет влияние на себестоимость энергоресурсов». 

Олег Причко отметил, что монополисты на рынке производства тепла и энергии в соответствии с федеральным законом ограничены в наборе инструментов давления на неплательщиков.  «Если бы государство точно так же следило за неплательщиками, как за нами, то порядок в этой сфере был бы обеспечен, – сказал он. –  Навести порядок очень просто: нужно запретить потреблять то, за что не платишь. Кроме того, выселять злостных неплательщиков из жилого помещения, как это давно практикуется в других странах. Тогда даже не совсем добросовестные управляющие компании сами не захотят задерживать часть собранных платежей, ведь жильцы быстро наймут другую УК. Пока такие решения властью не приняты, создание кассового центра позволит контролировать движение средств, уплаченных жильцами, своевременно пресекать использование их не по назначению». 

«УК не имеют дополнительных ресурсов»

Как рассказал «Сибирскому энергетику» исполнительный директор СРО «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек, в принципе управляющие компании не против расщепления платежей.  Однако, по мнению Михаила Дамешека, этот центр должен заработать только после принятия федерального постановления, которое регламентирует порядок расщепления платежей.  «Сейчас не определено на уровне законодательства, кто выступит в качестве центра расщепления платежей: будет ли это банк либо какое-то другое учреждение, – отметил Михаил Дамешек.  –  Второй принципиальный вопрос, который остаётся нерешённым, – за счёт чего этот  центр будет финансироваться, ведь УК не имеют дополнительных ресурсов оплачивать работу  ещё какой-то структуры».    

Говоря о проекте постановления правительства РФ, который опубликован на сайте Минрегиона, Михаил Дамешек отметил, что законопроект ещё сырой и в него  будут вноситься корректировки. «Когда эта законодательная норма обретёт силу, тогда управляющие готовы перейти на расщепление платежей. Хотя бы для того, чтобы прояснить ситуацию с добросовестными УК, которых также постоянно обвиняют в том, что они не платят деньги поставщикам ресурсов».  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры