издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Интеллектуал – вовсе не ругательное слово»

В 2010 году, когда в Иркутске трижды высаживался «десант» знатоков из телешоу «Что? Где? Когда?» во главе с Александром Друзём, об интеллектуальных играх заговорили даже те СМИ, которые никогда этой темы не касались. Тогда многие иркутяне с удивлением узнали, что в городе уже 14 лет играют в спортивные версии известных телевизионных игр. И за это время собралась целая тусовка неординарно проводящих досуг людей со своими негласными законами, сленгом и легендами. Корреспондент «Иркутского репортёра» Егор ЩЕРБАКОВ попытался выяснить, какова мотивация людей, считающих словосочетание «интеллектуальная элита» самым страшным ругательством на свете.

«Есть некий миф о том, что интеллектуалы – это такие взлохмаченные люди в очках с аквариумными линзами, – рассуждает заместитель декана исторического факультета ИГУ по воспитательной работе Алексей Петров, возглавляющий общественную организацию «Клуб молодых учёных «Альянс». – Это не так, интеллектуал – вовсе не ругательное слово». Собеседник «Иркутского репортёра» знает, о чём говорит, – именно он был одним из зачинателей движения, как они сами себя называют, «чегэкашников» (от сокращения ЧГК – «Что? Где? Когда?»). Петров был в компании студентов и аспирантов истфака, 5 сентября 1996 года собравшейся на лавочке недалеко от пятого корпуса ИГУ и решившей создать общественную организацию, которая проводила бы интеллектуальные игры и издавала сборники с работами молодых учёных. «Тогда, конечно, никто и представить не мог, что Лёха когда-нибудь станет заместителем декана», – с улыбкой вспоминает руководитель службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Виталий Барышников – первый президент зарегистрированного 16 декабря 1996 года клуба «Альянс». Через три месяца после учредительного собрания появилась организация, которая вот уже 15 лет проводит различные турниры по спортивным версиям «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринга» и «Своей игры». 

Вопрос на 5 долларов

Конечно, соревнования среди школьников Иркутский горком Российского союза молодёжи устраивал ещё раньше, в начале девяностых, но какой-то системы в их организации не было. А в сентябре 1996 года студенты-историки, проходившие практику в лицее-школе №13 (впоследствии ставшей лицеем №3), обратились к её директору Николаю Кашину и преподавателю Петру Боханову с предложением провести среди учеников соревнования по брейн-рингу. На ту игру, ставшую первой в истории интеллектуального движения в Иркутске, собрались четыре команды: по две от десятых и одиннадцатых классов. А первый турнир городского уровня проходил позднее в Белом доме – здании научной библиотеки ИГУ. В нём участвовали команды из 11-й и 27-й школ, 44-й гимназии и 3-го лицея. Кстати, одним из игроков от гимназии был Иван Мелешенко, победивший впоследствии в игре «Умники и умницы» и за счёт этого поступивший в МГИМО. 

Игры проводились и в библиотеке имени Уткина, и в музее истории Иркутска, который тогда располагался на улице Чайковского. Вопросы в те времена ещё придумывали сами – «чегэкашных» баз в Интернете даже не существовало. Потом выяснилось, что сестра Барышникова, жившая в Саянске, выписывает сборники «Своя игра», так что стали использовать их. И эти книжки в мягких обложках ходили по рукам иркутских интеллектуалов даже в 2006 году – во время поездки в Новосибирск на Открытое первенство Сибири по интеллектуальным играм по ним тренировались в поезде. Когда Иркутск стал участвовать в турнирах российского уровня, в первую очередь в знаменитом «Овоще» –  ОВСЧ, или Открытом всероссийском синхронном чемпионате, проблема с вопросами перестала существовать. А для городских мероприятий – Байкальского фестиваля интеллектуальных игр, открытых кубков ИГУ и БГУЭП – сейчас их просто покупают у «редакторов пакета» (у людей, которые специально составляют сборники). Например, пакет вопросов на последний Байкальский фестиваль обошёлся почти в тысячу долларов, а цена одного вопроса колеблется от 3 до 5 долларов. Так что для проведения подобных мероприятий приходится собирать организационные взносы с команд. Однако в целом действует главный принцип: интеллектуальные игры – это не игры на деньги. 

Никакой коммерции

Алексей Петров – зачинатель интеллектуальных игр в Иркутске

В этом, наверное, и заключается главное отличие от телевизионных шоу, где знатоки получают определённую сумму за правильный ответ. Впрочем, сам Петров когда-то пытался попасть на экран. В 1997 году он в компании с другими членами «Альянса» был в Москве, пришёл в телецентр на улице Академика Королёва, 12, и попытался обратиться в продюсерский центр «Игра», отвечающий за выпуск программы «Что? Где? Когда?». «Мы хотели связаться или с самим ведущим передачу Ворошиловым, или с его помощником и узнать, как можно к ним попасть, – рассказывает он. – Мы с телефона на вахте до кого-то дозвонились, но когда у нас поинтересовались, кто за нами стоит и с какими деньгами, стало понятно, что это исключительно коммерческий проект. Так что мы решили спуститься на землю и системно заниматься играми в Иркутске».

Заметим, что как минимум один раз за прошедшие 15 лет в городе пытались интеллектуальные забавы поставить на коммерческие рельсы. В конце 2005 года РУСАЛ реализовал проект под названием «Игры друзей» – турнир по брейн-рингу, участниками которого стали практически те же команды. Победила в нём, по словам президента «Альянса», «команда – обладатель всевозможных титулов» того времени «Геродот». Как пошутил её бывший участник, редактор сайта «КПРФ, Иркутск» историк Павел Петухов, победа досталась «за счёт склочности характера». В финале на последнем, пятом, вопросе при счёте 2:2 на столе у «Геродота», который сошёлся с командой из СИПЭУ (в настоящее время – академия), по какой-то причине не сработала кнопка. Соперники, конечно, свой шанс не упустили и уже начали отвечать, когда историки из ИГУ потребовали переиграть вопрос. И своего добились – прозвучал новый вопрос, ответ на который принёс «Геродоту» победу и 20 тысяч рублей. Конечно, сейчас, когда появился коммерческий проект «Quiz Night», где суммы выигрышей доходят до 50 тысяч, эти деньги не кажутся такими уж большими. А тогда сумму поделили на семерых и один из участников купил зимнюю куртку на заработанные своим умом деньги. 

Однако ключевой принцип чемпионатов по спортивным интеллектуальным играм заключается в том, что они не проводятся на коммерческой основе. «Нас не назначали никакие «Серые дома», это просто инициатива людей, объединённых одной целью, тех, кто приходит на игры не по приказу, не зарабатывает никаких денег, кто просто нашёл свою компанию, друзей или даже семью», – подчёркивает Петров. И сейчас тех, кто «просто нашёл свою компанию», только в одном Иркутске насчитывается свыше 600 человек (получается более 100 команд, в каждой из которых в среднем играют шесть человек). 15 или 20 команд есть в Ангарске, свои клубы существуют в Усолье-Сибирском, Черемхове, Железногорске-Илимском и Тайшете. Ребята из последнего города, кстати, не пропустили ни одного Байкальского фестиваля интеллектуальных игр – они участвовали и в первом, который проходил в ночном клубе «Объект 01» в 2002 году и который вела Ирина Хакамада, и в десятом, состоявшемся в 2011 году. 

«Такая она»

Для кого-то, как для иркутянки Анны Жижко и новосибирца Сергея Чугреева,
спортивное «ЧГК» стало семейным делом

А в среде интеллектуалов благодаря этому появилась крылатая фраза «Ждём команду из Тайшета». Дело в том, что в большинстве случаев они не успевают добраться от вокзала до места проведения игр вовремя, так что ведущий – а в его роли чаще всего выступает всё тот же Петров – вынужден тянуть церемонию открытия фестиваля. При этом чаще всего он и произносит эту фразу. Но одним только этим мемом словарь иркутских «чегэкашников» не ограничивается. 

Например, года четыре или пять назад появилось выражение «Такая она» – эвфемизм, которым заменяют любимое чиновниками словосочетание «интеллектуальная элита». Дело в том, что сами интеллектуалы себя элитой не считают и ничего элитарного, в отличие от телевизионных знатоков, в своём занятии не видят. 

Мемом, впрочем, может стать не только фраза, но и человек сам по себе. Например, бессменный капитан команды «5+» Александр Перевалов, ставший известным своими апелляциями на вопросы. И главным свойством характера – напористостью. «Есть такое хорошее выражение: если не удаётся выиграть игру обычным способом, есть шанс сделать это с помощью апелляции, – рассказывает он. – Иногда нам это даже удавалось». И не только «5+» (сами игроки произносят «Пять плюс») – многие другие команды добивались либо снятия вопросов, либо дополнительных очков. 

Как стать «знатоком»

Задолго
до приезда Александра Друзя в Иркутске начали активно играть в интеллектуальные игры

Просуществовавшая до лета 2011 года команда, которую возглавлял Перевалов, сформировалась ещё тогда, когда он учился в девятом классе. Произошло это так: заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея №3 Ольга Серышева предложила ему и его одноклассникам сыграть на Байкальском фестивале интеллектуальных игр. Через год к команде присоединился ученик школы №19 Артём Беденко (ныне выпускник БГУЭП) – Перевалов познакомился с ним на городской школьной олимпиаде. 

Практически все иркутские знатоки, с которыми довелось пообщаться, попали в «чегэкашное» сообщество схожим образом. «Мы по инициативе учителя истории Петра Петровича Боханова то ли в 1997, то ли в 1998 году собрали команду одноклассников и назвали её «Софолхид», то есть «Дихлофос» наоборот», – говорит Павел Петухов. «Наша учительница истории Ольга Николаевна Шевелёва собрала нас и спросила: «Ребята, хотите сыграть в брейн-ринг?» – вторит ему капитан «Тридцатиногой сороконожки», технический консультант компании «Форус-консалт» Илья Городецкий. «В 2000 году, когда я училась в восьмом классе одиннадцатой школы, моя учительница истории  Наталья Борисовна Афанасьева предложила поучаствовать в играх», – рассказывает педагог дополнительного образования школы №14 Анна Чугреева, игравшая в командах «Новый век», «Тридцатиногая сороконожка» и «5+». 

Истории о приходе в интеллектуальное движение тех, кто начал играть в студенческие годы, звучат примерно так же. Например, к преподавателю факультета филологии и журналистики ИГУ Марии Ильиной, в 2004 году учившейся на втором курсе, подошла заместитель декана факультета Наталья Пономарёва и предложила возглавить команду первокурсников для участия в отборе на третий Байкальский фестиваль интеллектуальных игр. Примерно в это же время на историческом факультете возникла команда «Геродот»: профорг факультета Антон Вишневский на перемене попросту подошёл к своим одногруппниками и предложил сыграть в брейн-ринг. Через неделю, когда проходил Байкальский фестиваль, из собранного таким образом состава к началу игры приехали только два человека. Им на глаза попался Павел Петухов – в университете он забросил «чегэкашество», но, когда поступил в аспирантуру, ходил на некоторые мероприятия в качестве зрителя. «Сейчас я даже не могу сказать, почему согласился сразу», – отвечает он на вопрос «Иркутского репортёра». 

Интерес, самооценка и умение зарабатывать головой

На вопрос о том, почему он до сих пор продолжает играть, звучит похожий ответ. «У меня не было каких-то причин уходить», – замечает он. 

«Основной мотив прост – играть хочется», – замечает Илья Городецкий. А по мнению Артёма Беденко, сам процесс игры доставляет удовольствие. «Это удовольствие от взятых вопросов, от какого-то мозгового штурма, от поднятия самооценки, в конце концов», – говорит он. Анна Чугреева в свою очередь считает, что интеллектуальные игры – это просто «интересный досуг, когда можно сходить и пообщаться с интересными людьми». 

«Мы, ещё когда создавали клуб, хотели зарабатывать своей головой, – подчёркивает Виталий Барышников, сам когда-то игравший в команде «Альянса». – В этом заключался главный мотив. И я очень рад, что многие из тех, кто начинал в «ЧГК» и брейн-рингах, стали успешными людьми: кто занимается предпринимательством, кто преподаёт, кто работает во власти». Помимо самого Барышникова и Петрова, которых действительно можно назвать успешными, в интеллектуальные игры когда-то играли генеральный директор ООО «Аргументы и факты в Восточной Сибири» Наталья Яблонская и ведущий научный сотрудник отдела правовой информации Института законодательства и правовой информации им. 

М. М. Сперанского Максим Тирских. Когда проводились игры для журналистов, в них участвовали известные в кругах СМИ Валерий Почекунин, Евгений Павлов и Сергей Исполатов, на играх среди бизнесменов «засветились» глава группы компаний «Материк» Игорь Кокоуров, директор управляющей компании «Альянс ресторанс» Павел Поляков и генеральный директор ОАО «Сибавиастрой» Антон Волков. Да и те, кто играет в «ЧГК» постоянно, по мнению Барышникова, – «это современные порядочные молодые люди, которые могут построить и свою, и окружающую жизнь». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры