издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Это всё о ней

Представители турбизнеса считают слабым звеном «Зимниады» её продвижение

В Иркутской области началась активная подготовка к десятому, юбилейному, фестивалю зимних игр на Байкале «Зимниада». Фестиваль ждут изменения: будет новый партнёр церемонии открытия, а в календарь включено два новых мероприятия. Как и в предыдущие три года, нынешний фестиваль пройдёт при минимальном финансовом участии областных властей и без единого оператора. Профессиональные участники туррынка отмечают, что отчасти «Зимниада» выполняет возложенную на неё задачу по привлечению туристов в зимний период. Однако слабым звеном фестиваля является его продвижение.

Начнётся и закончится на льду Байкала 

Десятая «Зимниада» стартует 4 февраля конкурсом ледовой скульптуры «Хрустальная нерпа» и завершится в конце марта выставкой «Байкалтур». Пока на официальном сайте фестиваля размещён календарь, включающий в себя 11 различных мероприятий. Речь идёт как о традиционных событиях  – церемонии открытия, «Лыжне России», «Студзиме», чемпионате по подлёдному лову рыбы, – так и о новых – гонке «Хрустальный лёд Байкала», которая стартует в посёлке Листвянка 17 марта и завершится 31 марта в Северобайкальске.

Как и несколько предыдущих фестивалей, десятый по счёту пройдёт в отсутствие единого оператора – ответственность за мероприятия поделят туристические компании и структуры правительства Иркутской области. С 2005 по 2008 год оператором «Зимниады» выступала туристическая компания «Гранд Байкал», которая так или иначе участвовала во всех мероприятиях, организовывала церемонию открытия, работу пресс-центра, презентационные и другие меро-приятия. В 2009–2010 годах присутствие компании ограничилось разработкой и проведением церемонии от-крытия. 

Уже четвёртый раз «Зимниада» проводится без масштабной финансовой поддержки. Если в 2008 году бюджет фестиваля составил 5,3 млн. рублей, то в 2009 году, по неофициальным данным, он сократился в несколько раз. Накануне фестиваля 2011 года власти объявили, что из областной казны будет выделено 450 тыс. рублей на торжественное открытие «Зимниады» и 350 тысяч – на проведение выставки «Байкалтур». Бюджет предстоящего фестиваля пока неизвестен. Не исключено, что присутствие областных властей ограничится медалями, дипломами, кубкам, а также организационной и информационной поддержкой. Уже объявлено, что руководителем оргкомитета назначен руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области Александр Лобаков. 

В нынешнем году «Зимниаду» ждут изменения. Одним из партнёров программы открытия станет группа компаний «КлЁвер», организующая в рамках фестиваля гонки на снегоходах «Снежный барс – 2012». «Мы отвечаем за ведение самой церемонии открытия, музыкальное оформление, а также хотим провести конкурсную программу для зрителей, что является нововведением», – рассказал нашему корреспонденту генеральный директор группы компаний «КлЁвер» Максим Хвостишков. В 10.00 напротив ледокола «Ангара» пройдут соревнования по мини-футболу и второй этап областного студенческого фестиваля «Студзима-2012». После официального открытия «Зимниады», которое начнётся в полдень, запланированы старт гонки «Снежный барс – 2012», показательные выступления фигуристов и воспитанников детского хоккейного клуба «Лига», а также конкурсы и спортивные забавы для зрителей. Завершит официальную часть дневной фейерверк. 

Включены в программу «Зимниады» и два новых мероприятия. Это международная многодневная экстремальная гонка «Хрустальный лёд Байкала», об участии в которой заявили порядка 20 спортсменов и любителей из Англии, Норвегии, Австралии, Ирландии и других европейских стран. Им предложены две дистанции – спринт по маршруту Листвянка – Ольхон (Узуры) и марафон по маршруту Листвянка – Ольхон – Северобайкальск. На сегодняшний день большинство участников выбрало спринт. Организатор гонки – Британская проектная группа Extreme World Races, которая проводит ежегодные экстремальные забеги на Южный и Северный полюса. 

В случае успеха гонка по льду Байкала может стать ежегодной. Иностранные группы поддержки не ожидаются, организаторы из Британии планируют привезти свою группу журналистов, чтобы отснять качественный материал для рекламы следующих байкальских гонок. 

«То, что гонка проходит в рамках «Зимниады», обогащает оба мероприятия, – уверены иркутские организаторы «Хрустального льда Байкала». – В коллекцию «Зимниады» добавляется яркое спортивное событие мирового масштаба, а гонке – вес и значимость. Безусловно, мы ожидаем поддержку со стороны оргкомитета – важно и участие журналистов в анонсировании и освещении мероприятия, и символические подарки всем участникам и награды победителям». 

В марте стартует ещё одно мероприятие, которое ранее не значилось в календаре «Зимниады», – фестиваль «Сарминский шквал». Участникам будет предложено посоревноваться в конькобежном забеге, кайтинге, вело-триале по льду, ледолазанье. Запланировано проведение джип-ралли, а также прохождение пещер «Мечта» и «Ая». 

Бренд узнают за рубежом 

Наполнением бюджета фестивалЯ в основном занимаются туроператоры

По данным агентства по туризму правительства Иркутской области, интерес  к «Зимниаде» растёт. Так, если в 2003 году на мероприятиях фестиваля присутствовали около 600 человек (в основном спортсмены-любители из России и стран дальнего зарубежья), то в 2009 году – порядка 34 тыс. человек. В официальном отчёте за 2010 год говорится о 32 тысячах туристов из разных регионов России и из-за рубежа (Польши, Германии, Швеции, Австрии, Бельгии, Великобритании, Ирландии, Финляндии, Японии, Китая, Индии). Профессиональные участники туррынка сообщили нашему корреспонденту, что бренд «Зимниада» узнают за рубежом. «На мой взгляд, у названия фестиваля хорошее имя и большие перспективы», – отметил один из наших собеседников. 

«Туроператоры начали активно придумывать свои микрособытия и включать их в календарь фестиваля, – говорит о значении «Зимниады» один из её идеологов, директор ООО «Абсолютная Сибирь» Алексей Никифоров. – Многие участники Байкальского ледового марафона «За сохранение чистых вод» после его завершения становятся клиентами региональных туристических компаний». На конец января зарегистрировано 135 участников забега из 16 стран, включая шесть новых для марафона стран – Австралию, Гонконг, Эстонию, Канаду, Чехию и Ирландию. В последние годы марафонцы приезжают с группами поддержки из 5-6 человек, которые также вносят свой вклад в «туристическую копилку» региона. 

«Безусловно, отдельные мероприятия «Зимниады» стали магнитом для туристов из России и зарубежных стран, активно в них участвуют и жители региона, – говорит директор  туристической компании Green Express Вадим Копылов. – Речь идёт о ледовом марафоне и подлёдной рыбалке. Но с другой стороны, нынешнему фестивалю не хватает по-настоящему креативных событий, таких как соревнования по подлёдному проныриванию и хоккей-антипод, вошедших в календарь 2006 года. Без такого подхода «Зимниада» рискует превратиться в формальное застывшее мероприятие». 

Слабым звеном фестиваля, по мнению некоторых наших собеседников, является его продвижение. «О «Зимниаде» забывают почти на год и вспоминают о ней буквально за месяц до начала ключевых мероприятий», – отмечает Вадим Копылов. «Первый момент: нужно, чтобы сайт работал круглый год, – сказал Алексей Никифоров. – Второй момент: продвигать фестиваль необходимо в первую очередь за рубежом. Понятно, что у регио-нального бюджета не всегда есть такая возможность, но можно начинать с малого: размещать в Интернете качественные переводы анонсов и отчётов с мероприятий». 

«Нужно понимать, кто является целевой аудиторией фестиваля, где она живет, как её цеплять. После этого понимания «Зимниаде» требуется комплексная рекламная кампания, – рассуждает генеральный директор тур-оператора «Байкалов» Анатолий Казакевич. – Необходимый бюджет – порядка 10–12 миллионов рублей. Причём подрядчик должен быть один, так как требуется комплекс эффективных рекламных коммуникаций, а не разрозненные акции».

Алексей Никифоров отметил, что пока проведение марафона не является для его организаторов прибыльным мероприятием. «По прошлому году (если считать все наши затраты – до и во время марафона, рабочий и маркетинговые ресурсы) мы остались в «минусе», – рассказал он. – Наше мероприятие сейчас больше работает на регион, чем на самих организаторов. Поэтому Байкальскому марафону необходим постоянный финансовый партнёр – спонсор, которому взамен мы можем предложить достойный рекламно-информационный пакет». 

В  то же время Анатолий Казакевич уверен, что «Зимниаду» можно и нужно сделать окупаемой как для коммерческих структур, так и для Иркутской области. «Самый оптимальный вариант организации фестиваля – оргкомитет, куда входят туроператоры, каждый отвечает за организацию своей части фестиваля. При  этом каждый  туроператор занимается  продажей  путёвок на мероприятия «Зимниады», – рассказал наш собеседник. – Соответственно, в календарь должны войти только те проекты, которые  представляют высокий интерес для туристов из других городов и стран».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры