издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как стать честным и чистым

«Опасные экстремисты склоняют люд честной на тёмную сторону силы» – под таким заголовком в сети «ВКонтакте» опубликованы фото с субботней встречи, где собрались около сотни иркутян, желающих стать наблюдателями на выборах. Публика была разношёрстной: от бабушек и дедушек до тех, которые им во внуки годятся. «Конкурент» решил и на собрании побывать, и сходить по партиям, чтобы убедиться на своей шкуре: с белой ленточкой бегать просто. А вот принести свою тушку на УИК и честно пронаблюдать «весь этот горький катаклизм» – трудно.

– Мне не нравится борода Чурова, не нравится, – гундосила я в очередной раз, перелистывая странички Андрея Мальгина, Навального и Путина. 

– Слушай, иди ты… запишись в наблюдатели, – не выдержала коллега, уткнувшись в монитор. Совесть меня заела. И я пошла. Если верить сайту «Росвыборы», уже 103 человека из Иркутской области рвутся провести выходной день на избирательном участке, чтобы схватить за руку фальсификаторов. 12 из них – со своими машинами, трое – юристы. Впрочем, даже через самый быстрый Интернет ждать приглашения в наблюдатели долго, убедился «Конкурент». Ещё один сотрудник нашей редакции с момента регистрации на сайте «Росвыборы» до уведомления «Ваша заявка принята» ждал пять дней. Вскоре ему придёт сообщение, к какой партии он «прикреплён», а уж там решат, куда направить новобранца. Нам с коллегой не хотелось ждать так долго. Мы сами отправились по партиям и кандидатам. 

«Вы знаете, что эта работа не оплачивается?»

«Копию паспортов, и завтра ко мне, оформим вас, и вперёд – на учёбу», – бодро заявила первый секретарь Свердловского райкома КПРФ Светлана Другова, узнав, что сладкая парочка желает внести свой неоценимый вклад в развитие гражданского общества. Коллега, как последовательный «яблочник», тут же отполз в демократическую тень и оттуда цинично прошипел: «Мне с ними религия не позволяет, ты уж как-нибудь сама». Мне терять было нечего. В обкоме сообщили, что наблюдателей записывает только райком, к которому ты приписан по месту жительства. «Бюрократы, Сталина на вас нет», – пробурчала я. Но пошла в свой Свердловский райком. Телефон, любезно предоставленный Светланой Друговой, не отвечал два дня, а дверь райкома в будний день была плотно заперта. «Есть в режиме непредвиденные выходы в ОК и ГК» – значилось на табличке. Видимо, я попала как раз на выход в эти буквы. Вполне возможно, коммунисты были сильно заняты. Но и передоговориться шанса не дали: телефон по-прежнему конспиративно молчал. Суровым ленинским взглядом с плаката меня проводил Геннадий Зюганов, которому кто-то ручкой подрисовал отфотошопленные морщинки. Второй раз ехать в райком мне совсем не захотелось. Может, коммунисты меня проверяли на прочность? Я не выдержала проверки. И подалась к олигарху. 

«Приёмная кандидата в Президенты РФ Михаила Дмитриевича Прохорова, – юный голос певуче манил нас в объятья к кандидату от партии власти (ой, простите, к независимому кандидату). – Конечно, конечно, приходите, записывайтесь!» Приёмная Михаила Дмитриевича находится в здании Восточно-Сибирского речного пароходства (глава «Истлэнда» Сергей Ерощенко – доверенное лицо Прохорова). Она была открыта нараспашку. На стенах  – огромные портреты самого завидного жениха России. Видя наши сияющие лица, девушка-секретарь даже усомнилась: «Вы знаете, что работа эта не оплачивается?»

«Да! Мы за идею!» – бодро заявили мы. 

И девушка тоже заулыбалась и протянула анкеты. Надо было честно сообщить свои данные и ответить на вопрос: за что мы? За кандидата Прохорова или за честные выборы? Можно было ещё и написать наказ кандидату Прохорову. Я лично наказала ему стать президентом, хотя хотелось написать: женитесь! Прохоровцы, как мы выяснили, к вопросу подходят серьёзно и даже проводят сегрегацию – более опытных людей направят в 

ТИКи (в анкете надо указать, работал ли ты наблюдателем раньше). Первую учёбу наблюдателей сторонники кандидата-олигарха проведут в эту субботу в «Интуристе». Паспортных данных, как пояснили в приёмной Прохорова, для наблюдателя не требуется. Только, если ты хочешь стать членом УИК, красная корочка понадобится. «Прохоров как станет президентом, никому сразу хорошей жизни не обещает, – доверительно рассказывала кому-то одна из женщин. – Первые четыре года будет плохо. Как в «Норникеле» было, помните? Зато потом как хорошо!» 

В обнимку с урной

Впрочем, если вдруг вам не хочется бегать по партиям, записаться в наблюдатели можно не обивая порогов: в городе теперь есть Единый центр наблюдателей. Появился он в минувшую субботу, когда на зов «Гражданского Иркутска» в библиотеку Молчанова-Сибирского пришли около сотни иркутян. С той же самой целью, что и у нас, – записаться в наблюдатели. «Мы совершенно разные, но мы хотим добиться честных выборов. Работа по фальсификациям будет серьёзнее и объёмнее, чем на выборах в Госдуму», – заявил Александр Канторович. Он сообщил, что на прошлых выборах просидел «практически в обнимку с урной», наблюдая от «Яблока». И теперь может поделиться опытом, как качественно обняться с урной, чтобы фальсификаторы не прошли. «Нас никто не спонсирует, ни от кого денег мы не берём», – предупредил один из лидеров «Гражданского Иркутска» Тимофей Кириченко. Всех желающих сразу на месте обнесли анкетами: «От кого из кандидатов хотите быть наблюдателем? Нужное подчеркнуть, ненужное цинично вычеркнуть». Цинично вычеркнуть или цинично подчеркнуть можно было только Зюганова, Прохорова и Миронова (именно эти партии дали свои квоты наблюдателям от ГИ). Оставшийся кандидат скромно был назван «другой». В анкетах спрашивали, юрист ли я, есть ли у меня видеокамера и машина. «Чёрт, – подумала я, – какой из тебя наблюдатель? Что ты без юрфака, видеокамеры и машины наблюдёшь?» Оказалось, таких тоже берут. 

На нынешние выборы иркутские общественники и штабы кандидатов в президенты собираются вывести не меньше пяти тысяч наблюдателей

«Мы хотим создать единый координационный центр, для того чтобы можно было вместе реагировать на какие-то угрозы, – сказал Кириченко. – Грубо говоря, если наблюдатель что-то заметил и не знает, как реагировать, то мы можем помочь. Каждый может пометить, куда он готов выехать в Иркутске и Иркутском районе. С вами будет водитель, юрист. Эта команда будет приезжать по звонку. Ещё одна команда – представители от СМИ с удостоверениями и камерами». 

Все три партии готовы бесплатно поучить неофитов. Новобранец помечает в анкете, от какой партии ему приятнее наблюдать. Группы делят по партиям и месту жительства, а потом передают «эсэрам», КПРФ и Прохорову. Юрист, глава Центра избирательных технологий ИрГТУ, член «Справедливой России» Павел Деранжулин заявил, что сам будет проводить ликбез. «Я смотрю – вы уж извините, граждане Иркутска, – что публика достаточно разношёрстная, – сказал он. – Я точно знаю: вам не хватает определённых правовых знаний и знания некоторых технологических уловок, чтобы достаточно грамотно отработать наблюдателем». «Особых нарушений именно на избирательном участке и в день выборов не будет, – раскрыли часть будущих тайн и коммунисты. – Нарушения будут, когда начнут оформляться протоколы. Наблюдатель должен проследить, как цифры в ТИК вводятся в «ГАС-выборы»: с протоколом, который у вас на руках, они должны отойти один к одному. В момент ввода данных в «ГАС-выборы» может быть жульничество». 

Единый центр наблюдателей решил отработать и чисто технические моменты. «Мы все понимаем, что если «Единая Россия» на каком-то участке в Иркутске набрала 60% при условии, что по городу было 34%, значит, задача у нас какая? Выявить эти проблемные участки и так отмониторить!» – рубанул по воздуху Александр Канторович. Публика одобрительно загудела. 

Выборы – это вам не «сходить позырить»

ЛДПР на бурлящую демократию смотрит с ухмылкой. Буйства много, а вот выхлоп какой? Соколы Жириновского от инициативы «Гражданского Иркутска» отказались. «Мы ни с кем не блокируемся, а сами готовы принимать наблюдателей, – говорит новый лидер ИРО ЛДПР Тимофей Шишов. – Но не всех, сначала проведём с человеком беседу. Был у нас пикет 4 февраля, там люди подошли, телефоны оставили, говорят, хотят сотрудничать. А как узнали, что на участке надо безвылазно просидеть больше 12 часов, так задор-то поубавился. Выборы – это вам не «сходить позырить» на 1-2 часа. В Интернете лазить и лозунги на митинге с белыми ленточками кидать – это одно. Поорал час, пошёл пиво пить. А без пятнадцати восемь утра на участок прийти и отработать, не прерываясь, до 12, до часу ночи – у многих кишка тонка». Тимофей Шевцов с грустью замечает: лучше всего работали наблюдатели раньше, им платили. А бесплатные волонтёры часто «ответственности не чуют». Своих людей ИРО ЛДПР снабдит инструкциями и образцами жалоб и заявлений, отпечатанных типографским способом. А учить будут коротко, но ёмко – в «день тишины» 3 марта.   

Мы попытались посчитать, сколько в итоге наблюдателей будет на этих выборах в Иркутске. Тимофей Кириченко сообщил «Конкуренту», что сейчас у «Гражданского Иркутска» около 110–120 наблюдателей, а всего вместе с партийным ресурсом они планируют набрать 300–400 человек. Тимофей утверждает, что теперь будут набирать людей и на «реальных» площадках, выходя за рамки Интернета. От КПРФ на прошлых выборах было полторы тысячи, а сейчас, по словам второго секретаря обкома КПРФ Евгения Рулькова, коммунисты будут стараться собрать не меньше 3,8 тысячи человек. Координатор ассоциации «Голос» в Иркутской области Алексей Петров сообщил, что в Иркутске будут работать 40–50 человек. В приёмной Михаила Прохорова план набрать по Иркутску не менее 500 наблюдателей, чтобы на каждом участке было по два «прохоровца». Пока набрали меньше половины. 

«Справедливая Россия» своих наблюдателей ещё не подсчитывала, заявил заместитель председателя реготделения Владимир Матиенко. ЛДПР обещает свести все цифры на последней неделе, но на прошлых выборах «соколы» по области дали более тысячи наблюдающих. Осторожничают и в «Единой России». «Цифра неизвестна, но на большинстве участков Иркутской области наши наблюдатели будут», – сказал пресс-секретарь ИРО «ЕР» Андрей Южаков. В Бурятии и Красноярске уже создан путинский корпус наблюдателей «За чистые выборы» (юристы до 35 лет, поддерживающие кандидата Путина). Но в Иркутске с корпусами пока всё тихо. «Если наши студенты-юристы захотят создать такой корпус, мы об этом узнаем», – загадочно сказал Андрей Южаков. «Чистых» в Иркутске никто пока не видел, но в городе вовсю бурлят «честные». И даже если кто-то, по справедливым словам Тимофея Шишова, «сольётся», а кто-то, как наглый журналист, запишется и к красным, и к большевикам, всё равно членам УИК будет на участках тесновато. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры