издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Усольская грамота

После молочного прорыва ЗАО «Железнодорожник» планирует совершить и мясной

Около 21 млн. рублей компенсации от минсельхоза получило ЗАО «Железнодорожник», реализуя два инвестиционных проекта по молоку и картофелю в 2011 году. В этом году предприятие планирует вложить 36 млн. рублей в новое производство по переработке мяса. И если мясной перерабатывающий цех – дело будущего, то молоко покрывает сейчас по доходам малоприбыльное мясо. Каждый день местный молокозавод отпускает 18 тонн продукции. Корреспондент «Крестьянской газеты» отправилась в хозяйство, чтобы своими глазами увидеть, какой путь совершает молоко от бурёнки до пластикового пакета в магазине.

«Гордость России»

«Разбросанность хозяйства небольшая: в пойме реки Ангары и вдоль Московского тракта от Ангарска до Усолья-Сибирского», – пишут научные работники ИГСХА. Мы едем по Московскому тракту, я читаю сухие цифры: молоко занимает 70% удельного веса в товарной продукции предприятия, второе место с 16% – мясо КРС, третье место с 8% – у картофеля. Посёлок Железнодорожный примерно в 80 км от Иркутска. 

«Молоко, картофель, мясо – это наше всё!» – встречает нас на пороге своего кабинета директор ЗАО «Железнодорожник» Виктор Лифантьев. Созданный в 1930 году совхоз «Железнодорожник» пережил советское время, перестройку. По итогам 2010 года ЗАО «Железнодорожник» оказалось на 32-й строчке социально-экономического рейтинга «Гордость страны». Из семисот предприятий была выбрана сотня, и в эту сотню вошли только два предприятия из Иркутской области, оба усольские  – ЗАО «Железнодорожник» и ЗАО «Большееланское». 

«Такая высокая оценка нашего труда для нас самих удивительна и приятна, – говорит Виктор Лифантьев. – Мы себя к героям, конечно, совсем не причисляем», – смеётся он и захлопывает папку с надписью «Гордость страны». В начале этого месяца второе и третье места во второй областной агрономической олимпиаде заняли главный агроном хозяйства Сергей Синьков и агроном Руслан Плешков. «И Сергей Синьков, и Руслан Плешков – специалисты грамотные, у нас вообще весь корпус специалистов очень сильный, я горжусь этим, – говорит Виктор Лифантьев. – Конечно, хотелось бы первое место. Плох тот солдат, который не стремится быть генералом. Люди совершенствуются, но пока теоретические знания у наших агрономов значительно превышают практические. Почва у нас не очень богатая, и, вероятно, рекордных урожаев трудно ждать». На предприятии работают 400–410 человек в зависимости от сезона. В 1985-1986 годах число работающих достигало 700–800 человек. Сейчас иные технологии и людского труда требуется меньше при растущих объёмах производства. В 1980-х на одной картошке работало огромное количество людей, преобладал ручной труд. Нынче новая техника не требует массы персонала. «Тем не менее мы постоянно увеличиваем число работающих: за последние 10 лет количество рабочих мест выросло на 10–15. В основном это происходит за счёт ввода новых цехов переработки – пекарни, кондитерского цеха, цеха полуфабрикатов, а также расширения собственной торговли», – говорит Виктор Лифантьев. Средний возраст работающих – около 42 лет. «Люди зрелые, а сил и желания работать достаточно», – замечает руководитель.  

«Мы находимся между двумя городами, приходится конкурировать за рабочую силу, – говорит Виктор Лифантьев. – Пока получается»

«В прошлом году ЗАО «Железнодорожник» получило поддержку минсельхоза Иркутской области по двум инвестиционным проектам на общую сумму 21 миллион рублей, – рассказывает Виктор Лифантьев. – Мы все условия развития проекта выполнили, вложив средства, и получили от областного бюджета возмещение. Я благодарен и правительству Иркутской области, и минсельхозу – здесь слово не разошлось с делом». На эти деньги были куплены тракторы, мощный силосоуборочный комбайн «Ягуар-810», который стоит 13 млн. рублей, очень хороший германский сенажный комплекс. В цехе механизации взору предстали новейшие американские бункера по хранению зерна ёмкостью 2 тысячи тонн, картофелехранилище, выстроенное в 2011 году, готовые выйти в поле К-744, посевной комплекс ДМС-9000.

«Техники у нас всегда хватало, – говорит Виктор Лифантьев. – Но всё же нужно обновлять свой парк более прогрессивными машинами, и по этому пути идём целенаправленно». Новая техника уже дала результат. К примеру, посевы картофеля занимают около 3% пашни, а производство этого продукта достигает 6000 тонн. Раньше в поля выходили до 21 отечественного комбайна, сейчас четыре комбайна справляются с той же работой. 

«Творог только из цеха, ещё тёпленький»

Однако основой производства является молоко. В прошлом году предприятие переработало 6400 тонн молока. Мы отправляемся на молочную ферму. Сейчас «Железнодорожник» владеет 1,2 тысячи голов дойных коров. Общая численность стада колеблется от 3 до 3,5 тысячи. Вместе с доктором сельскохозяйственных наук Дмитрием Адушиновым предприятие является соавтором нового типа чёрно-пёстрой породы – прибайкальской, которая даёт очень не-плохие результаты, говорит Виктор Лифантьев. 

Мы едем на территорию молочного комплекса. На входе надеваем бахилы, халаты, переступаем специальный порог, наполненный опилками с дезинфицирующим раствором. В доильном зале – идеальная чистота, кафель. «Не то что на старых фермах», – говорит наш фотограф, который немало поездил по области. Хозяйство за 10 лет полностью обновило технологическое оборудование для производства молока на всех фермах, перейдя на технику шведской компании «ДеЛаваль». Такие доильные комплексы и щадят корову, и позволяют существенно улучшить качество молока. Правда, к моему огорчению, бурёнок нет –  дойка к нашему приезду уже закончилась. С 6 утра и до 11 часов через доильный цех проходят 600 коров. Зато нам показали, как молоко принимают, проверяют на качество, пастеризуют и разливают по пакетам. 

На молочном заводе уже накрыт стол: йогурты, молоко обычное и топлёное, кефир, ряженка, творог, бифидок, бифилайф. Сейчас молокозавод выпускает 12 видов продукции. Переработка молока началась здесь около 18 лет назад, первоначально на молочном комплексе работали 13 человек, сейчас уже 32. «А нам к журналистам не привыкать», – улыбается начальник молокозавода Ольга Молчанова. И снова – порог с дезинфицирующей пропиткой, халаты и бахилы. 

«Мы работаем только на своём сырье с трёх наших ферм – Биликтуйского отделения, Центрального отделения и фермы в Тельме, – рассказывает Ольга Молчанова. – В день принимаем по шесть машин молока, сортируем его, хотя в основном продукция первого и высшего сорта». После приёмки молоко идёт в огромный танк-накопитель ёмкостью 8 тонн. В молочном комплексе таких танков шесть. Однако сначала – обязательная проверка. При комплексе работают три лицензированные лаборатории, две физико-химические и одна бактериологическая. «Здесь у нас физико-химическая лаборатория, – рассказывает Ольга Молчанова, открывая дверь в лабораторию. – Машина подошла, молочко взяли, сразу исследуем. Определяем СОМО (сухой обезжиренный молочный остаток), где он больше – это молоко идёт на кисломолочную продукцию. Исследуем белок, сахарозу, прибор способен определять наличие добавленной воды. Сырьё исследуем ежедневно, потому что если молоко не сортовое, то и хороший продукт мы из него не получим». В бактериологическую лабораторию вход воспрещён, действуют три степени защиты, в отдельном боксе идёт бактериологический посев. «Сейчас исследуется готовая продукция, прямо с конвейера, на бактерии группы кишечной палочки», – говорит Ольга Молчанова. Третья лаборатория занимается определением жира, кислотности, плотности молока. 

Ольга Молчанова подводит нас к сепаратору-молокоочистителю. «Молоко поступает сюда, подогревается, очищается центробежной силой. Каждые 13 минут происходит выброс, потом идёт автоматическая мойка оборудования, и цикл запускается вновь». Рядом ёмкость на 360 литров под изготовление сливок, в соседнем чудном аппарате четыре часа при температуре 96 градусов «томится» продукт на ряженку и топлёное молоко. На конвейере – коробочки для творога, идёт расфасовка. Ежедневно молокозавод вырабатывает 10-12 тонн молока. Плюс ещё 11 видов продукции. Всё сразу же увозят по торговым точкам. 

«Чем вас угостить? Творожок, сметана?» – спрашивает Ольга Молчанова. Мы стесняемся, отказываемся. Но директор молокозавода непреклонна: «Как это не хотите? Творог только из цеха, ещё тёпленький». В итоге фотограф съел  тарелку творога, а я творог и стакан топлёного молока. «Мне нравится, – довольно заурчал фотограф. – Мы, пожалуй, к вам ещё вернёмся». 

«Прошлый год нас окрылил» 

Новая сельхозтехника требует высокой квалификации работников

160 тонн составила в 2011 году прибавка по производству мяса в хозяйстве. Однако, как признаётся Виктор Лифантьев, мясо пока является убыточным и убытки при его производстве покрываются молоком. «Мы мечтаем защитить новый проект по созданию цеха переработки мяса, – говорит Виктор Лифантьев. – Будут созданы новые рабочие места, повышены налоговые отчисления в областной бюджет. Совокупно в наши старые проекты и новый мы планируем вложить порядка 36 миллионов рублей. 50% этой суммы просим в виде поддержки от минсельхоза. Сейчас ждём защиты проекта. Прошлый год нас окрылил». 

Лифантьев признаётся: хозяйству нужны высококлассные специалисты. Особенно не хватает механизаторов. «Подготовкой кадров никто не занимается серьёзно, – говорит Виктор Лифантьев. –  Люди старшего поколения, профессионалы уходят, а подпитки молодыми почти нет. Всегда крестьянский труд был тяжёлым и не возмещался той оплатой, которую мы имели и при социализме, и при неразвитом капитализме». Молодые ищут где лучше. От посёлка около 15 минут до Ангарска, где и работа легче, чем у сельских жителей. «Мы находимся между двумя городами, потому всё время приходится конкурировать за рабочую силу, – отмечает Виктор Лифантьев. – Заработную плату мы постоянно увеличиваем. Сейчас её средний уровень приближается к 20 тысячам рублей. Конечно, этого мало, но пока получается конкурировать с рабочими местами в городе». 

«Механизация по сравнению даже с уровнем 10-летней давности очень поменялась, – говорит Виктор Лифантьев. – Последние десять лет, а то и больше мы постепенно переходим на импортную технику, то же самое делают многие хозяйства Иркутской области. А такая техника требует очень высокой квалификации. Сейчас нужны не просто механизаторы, необходимы серьёзные профессионалы для таких сложных комплексов, как «Ягуар». Мы в прошлом году этот комбайн осваивали «всем колхозом». Благо шефнадзор ещё есть, покупали машину в Шелехове, специалисты сервис-центра нам помогали. Но не будешь же по каждой мелочи специалиста гонять. Пришлось думать самим, и в конце сезона «Ягуар» уже пошёл нормально».

В посёлке Железнодорожный есть собственное ПТУ, однако его техническая база состоит не из импортных машин. Проблема трёхуровневая: сначала надо оснастить учебные заведения современной техникой, потом обучить преподавателей, а уже те начнут готовить механизаторов. «Ну какое училище сейчас может себе позволить комбайн за 13 миллионов рублей? А как учить – на пальцах, на плакатах? – спрашивает Виктор Лифантьев. – Вопрос этот стоит очень остро».

15 млн. рублей в прошлом году хозяйство потратило на электроэнергию. По суммам – почти комбайн «Ягуар». «Молочко за пять последних лет, с 2007 года, увеличилось в цене на 89%, мясо – на 48%, картофель – на 29%, – листает Виктор Лифантьев свою невесёлую «аналитику». – А цена за киловатт-час потребляемой нами энергии выросла на 396%. В четыре раза! По ГСМ то же самое, по тракторам и автомобилям – опять повышение. Я уже не говорю по ценам на удобрения». Компенсацию, которую предоставляет федерация по удобрениям, аграрии называют «смешной». Впрочем, они рады, что стали хотя бы хорошо финансироваться инвестпроекты. «Мы ведь трактор вынуждены покупать так или иначе, но если 50% цены оплатит минсельхоз, это же реальная помощь, – говорит Лифантьев. – Бюджет области наполняемый, и губернатор обещал, что поддержка будет увеличиваться». Дело это нужное всем – на иркутские рынки заходят красноярские предприятия, сельский бюджет в этом регионе в три раза больше. Себестоимость их продукции ниже, и они успешно конкурируют по ценам. «Я считаю, что сельский бюджет в регионе должен занимать 4% от общего, сейчас мы имеем всего 1%», – подчеркнул Виктор Лифантьев. 

Тем не менее в 2012 году предприятие намерено увеличить важнейшие показатели на 4-5%. «Основа развития – это кормление, уход, содержание, иного пути нет, – говорит Виктор Лифантьев. – Увеличивать поголовье нам очень сложно, наше хозяйство ограничено географией: слева – Ангарск, справа – Усолье. Так что наши возможности только в повышении продуктивности. Наше будущее – в глубокой переработке продукции».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры