издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Так началася война…»

  • Автор: Ю.П. ПЕРФИЛЬЕВ, пресс-секретарь Нижнеилимского районного совета ветеранов

Это строчка из популярной в военные годы песенки. Автор её так и остался неизвестен. Но те, кто пережил трагические дни начала войны, нет-нет да вспоминают: «22 июня ровно в 4 часа Киев бомбили, нам сообщили - так началася война…». По своим журналистским нуждам мне частенько доводилось беседовать не только с участниками войны, но и с теми, «кто ковал Победу в тылу», тружениками тыла. Их теперь приравняли к ветеранам войны. Встречался и с теми, кто в те годы под стол пешком ходил или школьником собирал металл для танков, по мере сил трудился на полях и фермах – одним словом, с «детьми войны». Их воспоминания о первом дне войны так зримы и так похожи, как будто это было совсем недавно…

В годы войны Мария Харитоновна Анисимова работала заведующей отделом пропаганды и агитации, а потом секретарём по кадрам Нижнеилимского райкома КПСС. Она рассказывала: «Вспоминаю ясный, солнечный воскресный день 22 июня 1941 года. У нас в районе после завершения весенних полевых работ в живописном месте около села Нижнеилимск обычно проводился праздник, на который собирались все жители села и молодёжь из ближних деревень. Многие участвовали в спортивных соревнованиях или выступали в концертах художественной самодеятельности. Работали буфеты, звучала музыка. Шла обыкновенная мирная жизнь. И в самый разгар веселья пришло сообщение о том, что рано утром по московскому времени фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Война! Всё замерло в ощущении большой беды… Наш район находился далеко от линии фронта, но в одночасье изменилась вся жизнь, всё перестроилось на военный лад. Главным для каждого из нас, где бы он ни трудился: в партийных, советских и комсомольских органах, в колхозе, в сельсовете, на предприятии или учреждении, – главным стало одно задание: «Всё для фронта! Всё для Победы!». 

Евгений Иннокентьевич Черных рассказывал, как он и все пацаны его родной деревни Игнатьева завидовали его брату Николаю Иннокентьевичу Черных. Ещё бы – гвардии младший лейтенант, командир сапёрного взвода Николай Черных не только получил Золотую Звезду Героя, но и был участником Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года. А вот Жене Черных в 1941 году исполнилось всего 14 лет. Таких на войну не брали.

– Всякий раз, когда речь заходит о войне, вспоминаются картины той поры, – говорил Евгений Иннокентьевич. – День начался так весело и красиво. К обеду, когда закончилась школьная эстафета, наш учитель Иван Никитич Прокопьев повёл колонну спортсменов к центру села. Над колонной звенели любимые песни: «Дан приказ ему на запад», «Если завтра война»… Впереди нас ждали награды за призовые места, а потом – каникулы, рыбалка, походы в лес, лапта и городки. Да мало ли у деревенских пацанов дел и забот! Илимчане жили своей обычной жизнью, которая, когда по радио пришла весть о войне, в один момент кончилась. 

Вскоре Нижнеилимский райвоенкомат провёл мобилизацию военнообязанных. Колонны новобранцев, чеканя шаг, с песнями двинулись по шоссе от Нижнеилимска к деревне Игнатьевой. У паромной переправы толпились провожающие. Убитые горем матери, жёны и невесты не сдерживали слёзы. Мужчинам плакать не полагается. Они степенно вели разговоры об охоте, о видах на урожай, вспоминали, как воевали «в ту германскую», как ходили походами с партизанскими командирами Зверевым и Дворяновым. И все верили в скорую победу над врагом…

– Я был совсем маленький, – вспоминает бывший председатель Нижнеилимского совета ветеранов Геннадий Константинович Ленчевский, – когда по радио объявили о нападении Германии на Советский Союз. Помню слёзы и рыдание женщин, объятия знакомых и незнакомых друг с другом, вещмешки за плечами мужчин, подводы, на которых из нашей деревни Заовражье, что в Башкирии, везли их в райцентр. Отца на войну я не провожал – он был призван в ряды Красной Армии ещё в 1939 году. А вот всех шестерых дядек пришлось. Из них только двое вернулись с войны. Когда к нам из оккупированных немцами сёл и городов стали прибывать женщины с детьми, мы сначала удивлялись, видя, как ребята, заслышав звук самолёта, падали в обморок, старались спрятаться куда-нибудь в укрытие. Потом мы узнали, что они боялись бомбёжек. Так вот она какая, война…

– В тот воскресный день ничто не предвещало беды, – вспоминает Вениамин Иннокентьевич Погодаев. – А уже вечером в переполненном Доме культуры Нижнеилимска состоялся митинг. Военком и другие выступающие были единодушны: защитим Родину, разобьём врага! Тут же началась мобилизация, запись добровольцев. Старшеклассники тоже становились в очередь, но их отправляли по домам. 

Вениамин Погодаев со своим девятым классом сдавал экзамены. Ребята пошли в военкомат: «Всеобуч проходим? Проходим. Оружие изучаем? Изучаем. Можем принести пользу Родине на фронте? Можем. Почему нас не записывают добровольцами на фронт?» Первый секретарь райкома партии Иван Степанович Вологжин сказал, как отрезал: «Свой патриотизм вы должны проявить в учёбе, в изучении военного дела. До окончания средней школы ни один из учеников не будет отправлен на фронт».

В 1942 году выпускники класса, в котором учился Вениамин Погодаев, вместе с классным руководителем ушли добровольцами на фронт. Из класса домой вернулись трое. Вениамин Погодаев после войны посвятил себя комсомольской, партийной, советской работе. Каждый год 22 июня, в день начала войны, он приходил на мемориал воинам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны в Железногорске, чтобы помянуть своих невернувшихся одноклассников.

Всего за годы войны из Усть-Илимского района на фронт ушли 4228 человек, 1889 из них не вернулись с полей сражений.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры