издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Стойкие «самоволки»

Почему в Иркутске дело редко доходит до сноса незаконных новостроек

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

В начале июля мэрия Иркутска демонтировала незаконно построенный нежилой двухэтажный дом в микрорайоне Университетский. Здание задумывалось хозяином как «родовая усадьба» на земле, которая «исторически принадлежала» его семье. Однако по документам вышло, что это просто очередная «самоволка» на свободном пятачке земли. Ликвидация такого объекта заняла почти год и 100 тыс. рублей, но оказалась по силам городским властям. С домами под снос, где уже живут люди, дело обстоит гораздо сложнее. Собеседники «М2» признают, что получить документы на снос – это только полдела. Как исполнять такие решения, в Иркутске пока не знает никто.

Захват родового гнезда 

Напротив остановки «Университетский»  3 июля бригады рабочих рушили недостроенный двухэтажный дом.  Его построил  предприимчивый горожанин «совершенно самовольно» – без отвода земли и  разрешительных документов, рассказала начальник отдела земельного контроля земельного департамента КУМИ Иркутска Нина Егорова, наблюдавшая за сносом. По её словам, когда застройщик попробовал оформить участок  в собственность, то представил на него поддельные документы. «Человек пытался заявить,  что исторически участок принадлежит его семье якобы с 1955 года.  В своей «родовой усадьбе» он планировал построить индивидуальный дом», – рассказала «М2» Егорова.

Сносу несостоявшегося особняка предшествовал судебный процесс, который завершился в  июне 2011 года: застройщик проиграл, а здание было решено снести. Дело находилось на исполнении судебных приставов с сентября прошлого года. «Сейчас процедура завершилась, и администрация города вместе с приставами производит снос. Расходы несёт мэрия, но в ходе исполнительного производства средства будут взысканы с застройщика. Снос обошёлся приблизительно в 100 тысяч рублей. Работы завершатся за два дня. Завтра здесь уже всё будет зачищено», – говорит Егорова. 

Подкинул проблем

Университетский, 4а/4 – один из примеров незаконных домов, снос которых мэрии не по силам

Университетский, 4а/4 – лишь один из небольших незаконно построенных объектов, которые сносит мэрия. В прошлом году администрация ликвидировала семь капитальных сооружений. Впрочем, это были в основном пристройки к жилым домам, гаражи и заборы. Активно мэрия демонтировала торговые павильоны и киоски (более 130  объектов в 2011 году и 20 – в 2012-м). Из более-менее значимых «самоволок» администрация снесла только кафе «Радуга». В ближайшее время планируется ликвидировать 18 незаконных  объектов, среди  которых опять-таки преобладают небольшие. «Прецедента сноса многоквартирных домов не было. До сих пор мы сносили двух-,  трёхэтажные здания, но они были нежилыми: гаражи, кафе, автосервисы и прочие. Как решать вопрос с домами, где уже живут люди, пока неясно», – сказала Егорова. 

Между тем с начала года мэрия получила решения на снос двух «проблемных» объектов, которые уже долгое  время находятся на слуху у горожан: дома по ул.  Бородина, 45, и Багратиона, 44, построенные компаниями Евгения Кузнецова. По словам Егоровой, исполнительные листы переданы службе приставов. «Снос второго объекта  планируется до конца лета. Сейчас идёт выбор подрядчика для демонтажа здания», – рассказала она.  По её словам, с домом на Багратиона, 44, «всё проще», поскольку там не живут люди. «А по Бородина, 45, вопрос открыт.  Хотя понятно, что нужно какой-то компромисс искать», – отметила Егорова. 

 В Главном  управлении Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области «М2» подтвердили, что работают по делу дома на Бородина, 45, но «это решение длительного исполнения». «Сейчас приставы выясняют, сколько человек проживает на Бородина, 45, на каком основании. Плюс ответчику даётся время самостоятельно снести здание, расселить жильцов. Хотя мы понимаем, что это вряд ли случится. Кузнецов к нам не является, для нас он в розыске», – рассказал собеседник «М2». Он признал, что «никто пока толком не понимает, как исполнять решение суда». «Очень сложный случай. Пожалуй, первый для Иркутска, – отметил источник. – Точные сроки не установлены, они зависят от многих факторов: нужно понять, как быть с людьми, и найти финансирование для сноса». Он добавил, что в доме на Багратиона, 44, тоже возможны задержки из-за проблем с бюджетным финансированием работ. 

В очереди на снос 

Следующим в списке зданий, которые снести нужно, но сложно, может стать объект на  ул. Пискунова, 40 – ещё один дом Евгения Кузнецова и его ООО «МетРоссо». «Девятиэтажка была построена компанией самовольно на шести сотках, предназначенных для строительства индивидуального жилья. В настоящий момент судом рассматривается требование о сносе объекта», – рассказал «М2» начальник отдела надзора в области долевого строительства Стройнадзора Владислав Зенкевич. В Стройнадзоре не исключают, что вскоре список  пополнит ещё один объект Кузнецова на Румянцева, 54. Впрочем,  там ситуация будет такая же, как в случае с домом на Бородина, 45: люди живут, как сносить – непонятно. 

По словам Зенкевича, мэрия также активно «продвигает тему» сноса и другой «самоволки» – на улице Мира, 13, строящейся  предпринимателем Евгением Чистяковым без разрешительных документов. Объект, как полагают в прокуратуре Ленинского района, не соответствует требованиям технических регламентов и создаёт угрозу промышленной, пожарной и иной безопасности будущих жителей многоквартирного жилого дома, поскольку может даже обрушиться. На сносе прокуратура пока не настаивает, однако уже потребовала запретить стройку до проведения экспертиз и получения документов. 

«Почти все незаконные стройки жилья в Иркутске связаны с одной фамилией. Таких объектов в городе – в пределах десятка», – рассказал глава Стройнадзора Денис Воронов. Стандартная схема для «самоволок» выглядит одинаково: берётся участок, где стояла какая-нибудь избушка, там возводится многоквартирный дом, жильё продаётся по инвестиционным договорам, договорам займа или под  векселя (любой вариант без регистрации в Росреестре). «Потом гражданам говорят: вот вам дом, вводите его в эксплуатацию сами. Людей застройщик использует в качестве живого щита. А те в свою очередь идут к властям и требуют ввести дом», – сказал Воронов.  

Единственный шанс отстоять незаконно построенное жильё – ввести его в эксплуатацию, причём тоже  через суд, добавляют в Стройнадзоре.  Процедура непростая, но прецеденты есть. За последнее время это удалось только ООО «Норд-Вест». Судебное решение, удивившее Стройнадзор, вынесли в начале июня в отношении 22 блок-секций  на Верхней набережной (квартал «Набережный»). «В процессе участвовали городская администрация и «Норд-Вест».  Нас не звали, – рассказал Денис Воронов. – Компания построила полноценные четырёхэтажные дома, хотя в решении суда они названы  трёхэтажными домами с подвалом. Подвал там выше, чем потолок в конференц-зале, где мы находимся.  Однако суд принял решение в пользу «Норд-Веста».  Он добавил, что  если жильцы возьмутся за самостоятельный ввод незаконно построенных зданий,  их ожидают существенные расходы, которые вообще-то должен был понести застройщик. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры