издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Правила Алексея Шульца

Откровенно и убедительно о своих принципах работы рассказывает глава администрации Слюдянки

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА, «Восточно-Сибирская правда»

Глава Слюдянки Алексей Шульц не нуждается в представлениях не только в городе, но и во всём Слюдянском районе. Его редко увидишь в собственном кабинете, все семь лет на посту главы администрации он максимально приближен к реальности: каждый день общается с жителями, на местах выясняет причины проблем и ищет пути решения. Благодаря этому Алексея Шульца уважают в соседних городах и посёлках, население которых нередко ставит его в пример своим главам. Однако какой бы результативной ни была работа первого руководителя города, срок полномочий рано или поздно истекает и приходит время подводить итоги и задумываться о дальнейших планах. Накануне очередных муниципальных выборов Алексей Шульц побеседовал на эти темы с корреспондентом «Восточки».

«Бюджет должен быть агрессивным»

– Городом Слюдянкой вы руководите с 2005 года. Что было самым сложным на посту главы? 

– Прошедший период для Слюдянки был знаковым, необходимо было поставить территорию на колеса: сохранить и приумножить имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства и попытаться войти во все государственные программы.

И то и другое удалось. В 2006– 2008 годах, когда начался переход ЖКХ в частные руки, ситуация была ужасающей. Новые «хозяева», приезжие люди, пытались распоряжаться водозабором, который питает практически весь город, и могли нагло сказать: «Плати, иначе я не дам воды». Тогда мы вдвоём с бывшим председателем Думы района Петром Ивановичем Шеховцевым, с юристами отвоевали комплекс ЖКХ. Был конфликт с КУМИ района, который пассивно отнёсся к создавшейся ситуации. В итоге значимые объекты ЖКХ района, даже артезианские скважины, ушли в частные руки. Но мы стояли насмерть, потому что понимали: управляемость ЖКХ напрямую зависит от того, кто является собственником. В последней судебной инстанции догнали, остановили и в суде отстояли основную часть имущества. Чтобы было понятнее, о чём речь: стоимость имущества, которое удалось отстоять, составляет только в Слюдянке больше миллиарда рублей.

– После того как ситуация изменилась, каких успехов удалось добиться в жилищно-коммунальном хозяйстве? 

– Очевидно, что при скудости местных бюджетов своих средств муниципалитетам едва хватает на латание мелких дыр. При этом в коммунальное хозяйство уходили миллионы, потому что приходилось эксплуатировать морально и физически устаревшее оборудование. На основных котельных Слюдянки оборудование монтировалось почти в одно и то же время, поэтому и котлы стали выходить из строя тоже одновременно. Были большие проблемы с отоплением в городе. Цифры огромные: порядка 20 миллионов стоит один большой котёл, а у нас в бюджете таких сумм нет. Но мы всё равно модернизировали три крупнейшие котельные, получив достаточный объём финансирования благодаря работе и помощи областного правительства и министерства жилищной политики. Только за последние три года мы привлекли в коммунальный комплекс порядка 90 миллионов рублей из собственных и областных средств. Разве частнику дали бы такие деньги в ЖКХ?

– Не каждый муниципалитет может похвастать такими же показателями. За счёт чего вы добились этого? 

– Надо быть напористым, уметь показать области, что территория не проживёт без того, о чём ты говоришь. Это не всегда нравится, потому что денег даже в правительстве Иркутской области не хватает на все проблемы, скопившиеся в регионе за десятки лет. 

Доказывать нужно по-деловому, с документами на руках. Методы могут быть любые, надо идти во все кабинеты, в Законодательное Собрание, лишь бы это было на пользу территории, на пользу жителям. Убеждён, что избранный людьми первый руководитель должен планку для себя и своих специалистов ставить повыше, жить не только на те деньги, которые автоматом придут в бюджет. Чем администратору заниматься, если работать  согласно утверждённому на год бюджету? Если так, то тебе вообще нечего здесь делать. Но если у тебя бюджет, например, 40 миллионов, а ты на них за год, благодаря вхождению в программы, привлёк ещё 40, а то и 80, тогда это уже о чём-то говорит. Получается, что за один год можно привлечь в три раза больше финансов – на развитие. В Слюдянке так и происходит, это факт. Я всегда говорю: бюджет должен быть агрессивным.

– Поддерживают ли депутаты города Слюдянки политику администрации? 

– Разногласий с депутатским корпусом у меня ни разу не было. Отношения сложились доверительные, потому что всё открыто. Всем депутатам доступны все документы. И по итогам года они видят, что вместо одного бюджета мы привлекли на территорию ещё два таких же. Совместно с Думой мы приняли решение вкладывать солидные средства в развитие культуры, спорта. Если в первый год работы в бюджете города было где-то 260 тысяч рублей на эти цели, то ныне – около 13 миллионов. У нас возводятся новые и ремонтируются старые корты, мы из подвала сделали прекрасный шахматный клуб, проводим региональные турниры по боксу. Для популяризации спорта в Слюдянку приезжают знаменитые чемпионы мира, вскоре планируется открытие школы Николая Валуева. Такие же школы следует открыть в Байкальске и Култуке.  

Депутаты Думы нормально воспринимают политику администрации, потому что если мы слово даём, то мы его держим.

«Первичны не деньги, а здоровье»

– Вы упомянули о вхождении в государственные программы как об одном из приоритетов работы администрации. Расскажите, пожалуйста, подробнее.  

– Мы поставили перед собой задачу участвовать во всех возможных программах. И за семь лет вошли в 14. Многим территориям это недоступно, потому что одним из обязательных условий участия является софинансирование из местного бюджета, а у них чаще всего нет на это денег. Мы вышли из положения при помощи внутренней экономии – на штате администрации. Каждый год подкапливали средства, до копейки не расходовали. Эти переходящие деньги не пропадали, и в год копили не миллион-два-три, а шесть, и уже в 2008 году это дало нам возможность участвовать в программах. Благо они реально работают и за счёт них на территории можно что-то исправлять. Поначалу не все жители верили, когда мы приглашали их участвовать в разных программах. А потом, когда увидели первые результаты, желающих стало много. Например, по программе «Молодым семьям – доступное жильё». Ведь у молодых нет никакой надежды получить нормальное жильё. Только ипотека или помощь родителей. А программа (государство и наш бюджет) возмещает определённую долю стоимости. Жильё в Слюдянке достаточно дорогое, квадратный метр стоит в пределах 30–32 тысяч рублей. Так вот у нас есть пример, когда одной молодой семье трёхкомнатная квартира досталась… за сто тысяч. В этом году сумма сертификата составляет от 400 до 800 тысяч рублей в зависимости от количества детей. Сейчас у нас уже очередь, а ведь поначалу в программу зазывали. Уже 18 семей получили сертификаты. Ради такого стоит работать.

– То есть в первую очередь речь идёт о помощи в приобретении жилья? 

– Работаем по всем направлениям. За счёт программ строим новое и капитально ремонтируем старое жильё. Например, раньше программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области» у нас вообще не работала. А сейчас, если брать показатели из расчёта на душу населения, в объёме полученных средств мы можем соревноваться и с Иркутском. Когда люди видят снос и видят строительство, они начинают оживать, верить. В этом году уже четыре дома сносим и в ноябре снова будем заселять жильцов в новые дома. Также у нас действует программа капитального ремонта домов по Федеральному закону «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». В 1990-е годы ремонт был полностью брошен, дома доведены до ужасного состояния. Объём благоустроенного жилья у нас большой, 520 домов, и, попав в программу, мы начали их преображать. За эти годы обновили 85 зданий: и фасады, и сети, и крыши. При этом для собственников квартир это доступно. Более того, мы решили, что пенсионеры могут вносить оплату в течение года. 

– Работает ли администрация Слюдянки с ветеранскими сертификатами на получение квартир?  

– Когда государство выделяло сертификаты, мы предложили ветеранам построить новые дома, чтобы не покупать квартиры на вторичном рынке. Те, кто согласился, остались довольны. И я доволен, потому что понемногу растёт количество нового жилья в Слюдянке.

– Низкое качество ремонта жилья и возводимого нового  стало характерным в целом по стране. Вы контролируете ход строительства? 

– Безусловно. Ранее деньги на ремонт жилья поступали… в октябре-ноябре. Их надо было освоить до конца года, иначе из программы исключали. И подрядчики-строители тоже бывают разные. Поэтому в Слюдянке мы собираем старших по дому, до них доводится полная информация, и они сами определяют, какой подрядчик для них более надёжен.

Планируем, что к концу года все ремонтные работы и новостройки завершатся. Сейчас у нас вырос новый посёлок на берегу реки. Красивая территория, через дорогу парк, пять домов в кирпичном исполнении, солидные, мощные, нареканий не вызывают. Ветерану при въезде ничего не надо, только мебель свою завезти. Застройщик за свой счёт им кухонный гарнитур и плиту поставил. 

– Каковы перспективы участия в других программах? 

– В коммунальном хозяйстве правительство Иркутской области реализует программу опорных территорий, для модернизации теплоисточников и всего комплекса на это выделяются дополнительные средства. Сначала мы не могли в неё войти, потому что по условиям она несовместима с программой капитального ремонта за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Однако сейчас мы участвуем в обеих программах. Это означает, что Слюдянку ждёт кардинальная модернизация коммунальной сферы. В 2013 году мы проводим объединение четырёх котельных в одну и три старых убираем. В следующие три–пять лет займёмся остальными котельными. Это важнейшее событие для города: после того как заменим сети, можно капитально благоустраивать улицы, с заменой асфальта, иначе из-за постоянных раскопок деньги будут потеряны. А намеченная модернизация ЖКХ и дорог в Слюдянке – это качественный задел лет на 15–20 вперёд.

– Сколько стоит реализация этого проекта? 

– Первая часть в будущем году обойдётся примерно в 100 миллионов рублей, вторая, рассчитанная на три–пять лет, получится  дороже. Но здесь первичны не деньги, а здоровье и экология: на Байкале живём. Модернизация котельных позволит убрать смог, который постоянно зимой висит над Слюдянкой. Это благоприятно скажется на здоровье людей, на привлечении туристов.  

«Роль района – дать территориям развиваться» 

– Вы настолько увлечённо говорите о жизни города, но при этом намерены избираться на пост мэра Слюдянского района. Зачем вам эта должность? 

– Я не согласен с теми методами руководства, которые сегодня применяются на этом уровне. Пять лет назад, после очередных выборов, мэр Слюдянского района говорил о том, что все территории должны работать в сотрудничестве, единой командой. Но, к сожалению, сотрудничества не получилось. А.В. Должиков в этом публично признался в СМИ.  Слюдянка и Байкальск живут самостоятельно, отвечают сами за себя, сюда же можно отнести и Култук. А остальные территории – Быстрая, Тибельти, Маритуй, Порт Байкал, Новоснежная, Мурино, Утулик? У них мизерные налоговые отчисления, они полностью дотационные. Люди видят, что на малых территориях почти нет развития, только пустые обещания. Район ими не занимается, наоборот, закрыт клуб в Тибельти, закрыты хоспис и ДШИ в Култуке! Нет средств… При этом около семидесяти чиновников районной администрации «проедают» бюджет, вместо того чтобы работать хотя бы для сельского населения. Потому что, повторю, вся остальная территория – города Слюдянка и Байкальск, во многом Култук – полностью самостоятельна, работает без района (это где-то 95% жителей района). Поэтому я понимаю свою задачу на уровне района так: надо дать территориям работать, за счёт внутренней экономии необходимо войти в программы. И тогда развитие пойдёт совсем по-другому. 

– Какие у вас взаимоотношения с районной властью сейчас?  

– Их практически нет. На совещания к мэру района я перестал ходить, потому что это пустая трата времени. На мой взгляд, в районной администрации есть хорошие специалисты, но им надо ставить конкретные задачи на перспективу развития района. Это первое. Второе: мэр района не должен бояться жёстко отстаивать интересы жителей всего района в регионе. А этого мы не видим. Третье: на содержание районных чиновников в 2010 году «ушло» 55,8 миллиона рублей из бюджета, в 2011-м – уже 75 миллионов! Рост 134%. При этом как выполняли Байкальск, Слюдянка, Култук свои полномочия, охватывая 95% жителей, так и выполняют…

Судите сами: у меня в администрации работают 16 муниципальных служащих, нет ненужной надстройки из двух-трёх начальников, в основном специалисты. Все семь лет численность администрации Слюдянки составляет 48% от разрешённого штатного уровня. По моим подсчётам, только на зарплате мы сэкономили около 40 миллионов рублей, не говоря о транспортных и прочих расходах. Это и даёт нам возможность участвовать в программах, привлекать два-три бюджета дополнительно – на развитие, не на проедание.

Это принципиальная позиция не только моя, но и всех 15 депутатов Думы города Слюдянки. Коллег из рай-онной администрации это, мягко говоря, не совсем радует, в чём одна из причин нашего конфликта. Поэтому весной, пока официально я не заявлял, что выставлю свою кандидатуру на должность мэра района, в местной газете корреспонденты и мэр сообщали, что Шульц – отличный хозяйственник и руководитель. Теперь в этой же газете Шульца поливают такой грязью, что слов нет… 

– На ваш взгляд, какими должны быть первые действия нового главы района, которого жителям предстоит выбрать 14 октября?  

– Повторю: за счёт внутренней экономии в районе можно скопить определённый объём средств и справедливо распределять его по поселениям. Далее – областной фонд выравнивания, который идёт через район: за последние годы фонд для Слюдянки, Байкальска вообще уменьшился в 3-4 раза! А эти средства надо давать на территории, чтобы все поселения могли участвовать в программах. Не только Слюдянка и Байкальск, а все сёла и посёлки нашего района должны иметь возможность войти в программы и на один бюджетный рубль привлечь два-три-четыре. У кого как получится. Вы понимаете, молодёжь и ветераны в сёлах смогут получать жилищные сертификаты! Можно направлять миллионы рублей в благоустройство, в ремонт дорог. Прекратить поборы с родителей на подготовку учреждений образования. То есть садикам и школам на подготовку надо давать до 500 тысяч каждый год, а не перед выборами. Второго детства у ребятишек не будет, они сейчас должны расти в комфортных условиях. Это всё выполнимо. 

Я убеждён: качество жизни во всех поселениях реально поднять за несколько лет, для чего районной администрации необходимо стать «скромнее» в удовлетворении собственных интересов. Мне, главе города, по штату положены два заместителя, секретарь, но их нет. Зато я принял на работу сварщика и электрика, что позволяет быстро и в разы дешевле выполнять необходимые в Слюдянке работы. Считаю такой подход правильным: у меня нет политических претензий. Только экономика.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры