издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Перешли все границы

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Пока туроператоры и перевозчики подсчитывают полученную за летний сезон прибыль, эксперты осторожно заявляют, что в региональной сфере туризма наметился новый тренд. Если до сих пор безоговорочными фаворитами у иркутян были страны с безвизовым режимом и экономичным пляжным отдыхом по системе «всё включено», то теперь всё больше жителей области готовы оформлять визу и самостоятельно покупать билеты в Прагу или Вену. Недавно открывшаяся возможность оформить в Иркутске визу сразу в восемь стран Шенгенского соглашения этому только способствует, а вот отсутствие регулярного прямого авиасообщения со странами Европы – мешает. Станут ли иркутяне чаще летать в Европу, выясняла Татьяна Постникова.

Каждый двадцатый

На днях специалисты Ассоциации туроператоров России (АТОР) подсчитали, что этим летом за границей побывали 5 млн. российских туристов, или 3,5% всего населения страны. Самым популярным местом отдыха соотечественников оказалась Турция – туда отправилось абсолютное большинство россиян, а самый большой прирост (в пределах 20–25%) показали Греция, Испания и Болгария. Средняя стоимость приобретаемого тура составляла 600–1500 долларов на человека, или от 19 до 48 тыс. рублей.

Интересно, что иркутяне не только не отставали от большинства среднестатистических россиян, но и в некоторых случаях их опережали. К примеру, по данным ОАО «Международный аэропорт Иркутск», только с мая по август за пределы страны вылетели 124,9 тысячи жителей области, что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года (в общей сложности за границу этим летом вылетал почти каждый четвёртый пассажир иркутского аэропорта). В пересчёте на общую численность населения региона получается, что в течение четырёх месяцев 2012 года за границей побывали 5% жителей, или каждый двадцатый в Приангарье. Самыми посещаемыми, по информации аэропорта, оказались те же Турция и Испания, а также Таиланд и Вьетнам.

И хотя большинство иркутян по-прежнему отдают предпочтение азиатским направлениям, лето 2012 года показало, что всё больше жителей области интересует отдых в Европе. В компаниях говорят, что сегодня доля таких туристов составляет около 15 – 20%. Растущий интерес к Европе подтверждает и пример чартерных рейсов в Испанию и Грецию. Так, по словам маркетолога компании Pegas Touristik Надежды Юрышевой, в общей сложности этим летом в Барселону вылетели 11 чартеров из Иркутска. «И каждый раз загрузка лайнеров была почти 100-процентная, даже пришлось организовывать дополнительные рейсы», – говорит она. С учётом вместимости выполняющих туда полёты Boeing 767-300 получается, что только в Испанию с мая по сентябрь слетали почти 3,5 тыс. жителей области. Полными отправлялись самолёты и в Грецию, однако их дополнительно загружали в Красноярске. Высокий интерес к двум этим направлениям специалисты местной туротрасли объясняют просто: сегодня это единственные прямые рейсы из Иркутска в Европу. И говорят, что если бы плотность полётов была выше, спрос на туры сохранился бы.

«Что смогли, то открыли»

Тем временем представители местного туррынка уверены, что в ближайшее время иркутяне будут ещё активнее бронировать туры по Европе. Поводом к таким заявлениям стало открытие в Иркутске в мае этого года Объединённого сервисно-визового центра, где сегодня можно получить визу сразу в восемь стран Шенгенского соглашения. Сначала центр работал по выдаче виз в пять стран (Австрию, Болгарию, Испанию, Мальту и Швецию), затем этот список пополнился Норвегией, а в конце августа добавилось ещё две страны – Дания и Чехия.

Напомним, до недавнего времени, не выезжая из столицы Приангарья, получить шенгенскую визу была возможность только в Польшу. Затем, в связи с запуском рейса Иркутск – Мюнхен, в течение недолгого времени в городе выдавали визы на поездку в Германию. Но после того как полёты по этому направлению прекратились, выдача виз была остановлена. 

Средняя стоимость получения визы в центре – 2–2,5 тыс. рублей, срок выдачи – от одной до двух недель. Отказы во въезде есть практически по каждой стране, но процент их очень маленький.  По словам старшего специалиста центра Екатерины Беркович, самыми востребованными у иркутян по итогам первых четырёх месяцев работы оказались визы в Испанию, а также Австрию и Болгарию. К слову, Болгария в этом году, похоже, решила побить рекорд по количеству посетивших её российских туристов. Если в 2007 году туда приехали 150 тысяч россиян, то в этом году – больше 500 тысяч. Долю иркутян в этом потоке первый секретарь представительства посольства Болгарии Ангел Георгиев назвать затруднился, но отметил, что число их также будет увеличиваться. По его словам, во многом растущий интерес к стране объясняется тем, что у многих людей там есть недвижимость.

Помимо Испании и Болгарии, считает директор туристического агентства компании «Гранд Байкал» Ирина Толкачёва, иркутяне охотно поедут в Австрию и Чехию. «В этих странах много достопримечательностей, большой выбор туристических маршрутов, к тому же эти направления достаточно хорошо рекламируются в России», – объясняет она. Ещё одно потенциально перспективное направление – Мальта, которая интересна прежде всего в плане образовательного туризма. Правда, как рассказала «Конкуренту» менеджер по туризму компании «Вояж» Ирина, большого потока туристов из Иркутска на Мальту ждать не стоит. «Я семь лет работаю в туризме, и систематических запросов по Мальте пока не было. В этом году турами туда интересовалась всего пара человек», – приводит пример она.

В сервисно-визовом центре объясняют, что решение о том, в какие страны начать выдавать визы, принималось не иркутскими специалистами, а сотрудниками швейцарской компании VFS Global, которая обслуживает центр. «Поэтому пока что смогли, то открыли», – говорит Екатерина Беркович. По её словам, в будущем список стран, куда можно получить визу прямо в Иркутске, будет расширяться. Так, в ближайшие месяцы должна открыться выдача разрешений на въезд в Грецию, на очереди – Литва и Швейцария. По мнению Ирины Толкачёвой, также из стран Шенгенской зоны целесообразно было бы начать выдачу виз в Германию и Францию. Ещё две страны, к которым у иркутян высокий интерес, это США и Великобритания. Однако для получения туда визы нужно личное присутствие в посольстве.

Сделай сам

Каждый четвёртый пассажир иркутского аэропорта вылетал этим летом за границу

Как  и следовало ожидать, возможность получить в Иркутске шенгенскую визу, по мнению туроператоров, будет выгодна в первую очередь самостоятельным туристам.

– До сих пор путешествовать через агентства многим было удобнее, потому что агентство являлось их представителем в посольстве, а все связанные с получением визы затраты входили в стоимость тура, – объясняет специалист компании «Вояж». – Хотя собирать весь пакет документов человеку в любом случае приходилось самому. Теперь же возможность самостоятельно получить визу в Иркутске, не прибегая к услугам турфирм, полностью меняет дело.

Есть у нового порядка получения виз и существенное ценовое преимущество. Если раньше агентства включали комиссионные за оформление визы, то теперь достаточно оплатить только консульский сбор, который в большинстве европейских стран составляет 50–80 евро. 

Именно поэтому участники рынка уверены, что поток самостоятельных туристов из Иркутска в Европу одно-значно будет расти. Так, по данным агентства компании «Гранд Байкал», уже сейчас около 15% отдыхающих из Иркутска, посещающих страны Европы, самостоятельно бронируют авиабилеты и отели. 

Единственное, что в этой ситуации будет сдерживать поток туристов за рубеж, это отсутствие прямого регулярного авиасообщения со странами Европы. Так, существующие перелёты в Испанию и Грецию выполняются на чартерной основе, и попасть туда можно, только предварительно купив полный турпакет. В результате из 18 международных рейсов, которые сегодня выполняются из Иркутска, ни один регулярно не летает в Европу. Впрочем, как пояснили  «Конкуренту» в центре общественных связей ОАО «Международный аэропорт Иркутск», сейчас специалисты коммерческой дирекции ведут работу по возобновлению регулярного авиасообщения с Германией.

– Развитием маршрута Иркутск – Мюнхен заинтересовалась Монголия. Сейчас рассматриваются варианты продления рейса Мюнхен – Иркутск до Улан-Батора. Кроме того, ведётся работа с другими авиаперевозчиками по стыковке рейсов из Владивостока, Хабаровска, – пояснили в центре общественных связей аэропорта. При этом все стороны соглашаются, что необходимость в развитии регулярных перевозок по новым зарубежным направлениям из Иркутска существует. «Тем более что в соседних регионах доля прямых регулярных и чартерных перевозок невысока, поэтому наша задача – консолидировать пассажиропоток в Иркутске», – говорят специалисты местного аэропорта.

Полетит – не полетит

Туроператоры надеются, что, возможно, ситуация с организацией авиаперевозок по зарубежным направлениям будет развиваться по формуле «спрос рождает предложение». И по мере роста числа транзитных пассажиров, летающих  через Москву и другие города за рубеж, авиакомпании начнут расширять географию полётов.

Пока самое большое количество анонсированных к открытию рейсов в Европу принадлежит авиакомпании «Якутия». Именно она  в 2011 году выполняла перелёты по маршруту Иркутск – Мюнхен. Строила «Якутия» в конце прошлого года и планы по регулярным полётам из Иркутска в Прагу, однако в расписание аэропорта этот рейс так и не попал. Зато авиакомпания «Якутия» этим летом возобновила чартерные рейсы в Японию. Кроме того, перевозчик заявил о своих намерениях выполнять рейсы в Ереван (Армения) с конца октября этого года, сообщает коммерческая дирекция ОАО «Международный аэропорт Иркутск». Больше интереса к выполнению полётов в страны Средней Азии демонстрируют и другие перевозчики. Так, у авиакомпании «Сомон Эйр» в планах выполнение рейсов в Алма-Ату (Казахстан). Активная работа ведётся и по привлечению авиаперевозчика на Баку (Азербайджан) с лета 2013 года.

Что касается европейских стран, то, к примеру, у другого крупного российского перевозчика, авиакомпании «S7», планов открывать туда прямые рейсы из Иркутска в ближайшее время нет. Интересно, что причины в авиакомпании объясняют не отсутствием коммерческой заинтересованности, а тем, что «основу парка воздушных судов «S7 Airlines» составляют самолёты Airbus A320, рассчитанные на выполнение рейсов средней дальности». И предлагают пассажирам из Иркутска для перелётов в Европу пользоваться стыковочными рейсами. «Доля таких пассажиров последние годы постоянно растёт», – пояснила пресс-секретарь авиакомпании Анна Бажина.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры