издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сам себе ликвидатор

БЦБК предложит варианты утилизации собственных отходов

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Минприроды РФ 2 ноября рассмотрит конкурсные заявки по подготовке проекта утилизации отходов Байкальского ЦБК. Своё участие в тендере на 111,5 млн. рублей официально подтвердил пока только сам БЦБК, который подготовил совместную заявку с институтом «Сибгипробум». Проектировщики уверены, что при любом варианте утилизировать накопленные отходы можно только при работающем комбинате. Их оппоненты настаивают на обратном, но признают, что окончательное решение всё равно останется за правительством.

Согласно конкурсной документации на сайте Минприроды РФ, победитель тендера должен разработать программу проведения инженерных изысканий и проектную документацию для реализации мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «БЦБК». Стоимость заказа составляет 111,5 млн. рублей, срок исполнения работ – от 127 до 170 дней.  На первом этапе победитель тендера должен провести инженерные изыскания  и предложить сравнительный анализ как минимум трёх технических решений ликвидации отходов. После этого будет разработан сам проект. Всего на утилизацию в его рамках федеральный центр намерен выделить 2,9 млрд. рублей. 

Утилизировать предполагается отходы, накопленные на участке общей площадью 154 гектара. Суммарная масса отходов превышает 6 млн. тонн. Работы предполагается проводить в отношении Бабхинского и Солзанского полигонов. Первый расположен между реками Бабха и Утулик, в двух километрах от Байкала. Там производится захоронение золошлаков от сжигания углей на ТЭЦ  БЦБК. Здесь же расположена карта, которую эксплуатирует ООО «Жильё» Байкальска. Солзанский полигон находится по обоим берегам реки Большая Осиновка, менее чем в километре от Байкала. Здесь велись захоронения жидкого шлам-лигнина,  образующегося в процессе целлюлозного производства. В 1966–1976 годах на Солзанском полигоне были сооружены десять карт, общая площадь шламонакопителей – 118,9 гектара. Оба полигона названы в конкурсной документации «одним из проявлений нанесённого вреда окружающей среде  от хозяйственной деятельности комбината».

Срок подачи заявок завершится 29 октября, конкурсная комиссия оценит их 2 ноября. Своё участие в тендере официально подтвердил пока лишь сам БЦБК. Там заявили, что «по большому счёту, сегодня только комбинат располагает достаточной базой для реализации сколько-нибудь значимого проекта».  «Есть обученный персонал, необходимая техника, лаборатории, инженерная инфраструктура, очистные сооружения и, что немаловажно, уже есть наработки», – сообщается на сайте комбината. Генеральный директор Сибгипробума Алексей Гончаров рассказал «Конкуренту», что институт подал совместную с БЦБК заявку. По его мнению, озвученной суммы в 2,9 млрд. рублей может хватить на утилизацию, однако никто точно не оценивал затраты, поскольку  до сих пор не было проекта. 

Участвовать в конкурсе наотрез отказался Лимнологический институт СО РАН. Как рассказал «Конкуренту» его директор академик РАН Михаил Грачёв, лимнологи не собираются подавать заявку. Кроме того, они находятся в судебном процессе с Минприроды, поскольку оно отклонило прошлый проект,  связанный с ликвидацией отстойников отходов шлам-лигнина на берегу Байкала. Как сообщал «МК Байкал», проект предусматривает инвентаризацию объектов Байкальской природной территории, на которых был накоплен экологический ущерб, в том числе ликвидацию 11 прудов-отстойников отходов БЦБК. Предлагалось уже летом этого года провести пробную рекультивацию одного из накопителей отходов. Минприроды вернуло проект Лимнологическому институту в феврале этого года с формулировкой «по незначительным замечаниям», а затем вовсе «завернуло» его. «Мы работаем, а нам не платят», – резюмировал Грачёв. Будет ли участвовать в конкурсе «ВЭБ-Инжиниринг», который должен был представить варианты закрытия или перепрофилирования БЦБК, неизвестно. В ВЭБе этот вопрос комментировать не стали. 

Главная карта, которую разыграют победитель тендера и заказчик, – будет работать БЦБК во время ликвидации отходов или нет. В конкурсной документации осторожно говорится, что «проектирование очистных сооружений в составе работ третьего этапа не предусматривается», но «при необходимости […] могут быть предусмотрены конструкции очистных сооружений, выпускаемых промышленностью». По мнению Гончарова, «каким бы ни был проект, утилизировать отходы всё равно придётся при работающем комбинате». Он отметил, что в процессе будут задействованы очистные БЦБК, которые работают в технологической цепочке. А на строительство новых очистных понадобятся дополнительные средства и около 26 месяцев. По мнению Грачёва, утилизация всё же возможна и при неработающем комбинате, «но всё зависит от цены и целесообразности». Окончательный вариант выберут не проектировщики, а правительство, заключают собеседники «Конкурента». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры