издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Чтобы «Единой России» жизнь мёдом не казалась»

Оппозиция обещала использовать закон о митингах против партии власти

В понедельник в зале Заксобрания было всё необычно. Чинно проследовал Тимофей Кириченко, избитый в марте неизвестными «за честные выборы», гуськом прошли люди со значками «31», появилась Русская община Иркутска. Осмотрелся и сел на место известный по «Другой России» Максим Воронцов. Оппозиционеры прибыли по смотреть в глаза тем, кто создал региональный закон о митингах. Публичные слушания, вопреки ожиданиям «Конкурента», собрали вовсе не «прикормленную» общественность. Но вот вняли ли депутаты хотя бы одному из советов оппозиции – узнаем только в конце ноября.

Законопроект «Об отдельных вопросах, связанных с организацией и проведением публичных мероприятий на территории Иркутской области» должен вступить в силу до 31 декабря 2012 года. Отсюда такая спешка с принятием. Замечательно, что закон уже прошёл первое чтение, а вот публичные слушания были назначены в преддверии второго. Директор Института регионального законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Алексей Петров представлял закон сначала перед депутатами, а уже потом перед общественностью. 

«Что значит «как правило»?»

Федерация, приняв общероссийский закон «о митингах», делегировала регионам право создать свои законы, в частности определить список «специально отведённых мест». То есть мест, в которых можно проводить публичные мероприятия общественно-политического характера. Поскольку федеральный закон уделяет недостаточное внимание «регламенту выделения» мест, региону предстоит решить это на свой вкус. Местные законодатели на всякий случай добавили в федеральный перечень требований к таким местам ещё и санитарную и пожарную безопасность. 

«Получается, что если я подам заявку в другое место, то мне надо будет просто отказать, потому что это место специально не отведено», – возмутился координатор ИРО ЛДПР Тимофей Шишов. Юристы попытались его успокоить: федеральный законодатель говорит, что публичные мероприятия проводятся «как правило» в специально отведённых местах (в таком месте можно проводить только собрания граждан, зато не требуется спецразрешения властей). «Закон не запрещает проведение публичных мероприятий в других местах», – подчеркнул Алексей Петров. «Что значит «как правило»? – снова закричал Тимофей Шишов. – Я субъект права, я выбираю, где проводить – в сквере Кирова, на Центральном рынке».

Тема действительно неясная, поскольку с точки зрения юристов всё правильно: если закон не запрещает, он разрешает. С точки зрения чиновников всё совсем не так. «Как правило» будет означать веский аргумент для отказа в проведении публичного мероприятия в любом другом месте, за исключением отведённого. А уж там можно оспаривать сколь угодно долго в суде. Хотя формально на митинг или шествие можно получить отказ только по двум основаниям: если личность организатора митинга не отвечает требованиям федерального закона или если заявка на митинг подана на место из списка запрещённых. 

«Огнетушитель или мешок с песком с собой таскать?»

А вот запрещено собираться по законопроекту много где: на остановках, розничных рынках, территории медицинских и детских учреждений, детских площадках, в зданиях, занимаемых органами госвласти, культовых зданиях и сооружениях, а также в местах, где ведутся строительство и «ремонтно-восстановительные работы». Плюсом идёт целый список ограничений: нельзя мешать работе транспорта, связи, нельзя не пускать старушек и мамаш с колясками к социальным объектам и много ещё чего. «В общем, где не разрешено, там за-прещено», – буркнул один из общественников, услышав список. Жириновцам, к примеру, вообще не повезло. Они всегда собирались на рынке «Фортуна» помахать флагами, а теперь, получается, и «проводы зимы» сделать будет нельзя, чтобы под запрет не попасть. 

Активист «Гражданского Иркутска» Тимофей Кириченко напомнил о Жилищном кодексе РФ, который предоставляет собственникам жилья право на публичные собрания. «Любая придомовая территория – это детская площадка», – заметил Кириченко. Оказалось, сражающиеся за «покраску подъездов» и мусоропровод менее поражены в правах. Собрания собственников жилья не подпадают под законы «о митингах», поскольку касаются проблем конкретного юрлица, а не публично значимых вопросов. «Федеральный и региональный законы не создают препятствий для такого рода мероприятий», – сказал Алексей Петров. Бунтарям от разных ТОСов на детских площадках собираться можно в любом удобном количестве. «Да хоть три тысячи», – сказал Алексей Петров. Интересно, почему детям безопасно находиться среди толпы бурно ругающихся жителей какого-нибудь ТСЖ, но чрезвычайно опасно среди митингующих по общественным вопросам? Юристы ответа не дают.  

Общественникам не ясно, что такое «ремонтно-восстановительные работы» и с какого времени их можно считать начавшимися. В такой ситуации, полагают они, не избежать властных злоупотреблений. А то соберутся митингующие подать заявку на площадку, а власти заявят, что как раз в этот день данное место будут «красить, белить, укладывать асфальт». Один из участников вспомнил случай с давно ушедшим губернатором Иркутской области. Расторопный глава региона за ночь до официально оформленного митинга КПРФ приказал разобрать дорогу у стадиона «Труд». И сорвал митинг на вполне законных основаниях. А поскольку Иркутск, к примеру, в перманентном ремонте, запретить митинг можно в любом месте. «Полностью предотвратить риск злоупотреблений нельзя, на это есть судебная защита», – заметил Алексей Петров. И пояснил, что как юрист он ничего в законе против этого прописать не может. Общественники только хмыкнули. 

Тимофей Кириченко заметил, что закону хорошо бы ограничить произвол отдельных «особо умных» организаций, которые бронируют все площадки города на декаду вперёд (напомним, так поступил РСМ после выборов президента 4 марта, дабы за-блокировать для оппозиционеров возможность митингов на крупных площадках Иркутска). «Это очень хороший пример того, что называется «злоупотребление правом»,  – согласился Алексей Петров. Однако заявил, что «удовлетворительного решения этого вопроса» опять же не существует. 

Максима Воронцова, организовавшего в Иркутске десятки митингов, возмутила норма о «санитарии». «Одному сержанту достаточно аптечки, другому – недостаточно, – поделился он опытом. – Ему, не знаю, костюм химзащитный нужен или димедрола не хватает какого-нибудь в аптечке». Ничего не ясно Максиму и по поводу пожарной безопасности: «Что, мне огнетушитель или мешок с песком с собой таскать?» Алексей Петров заметил, что «СанПинов существует неимоверное количество», а вот в законе всё это прописать нельзя.  И тут снова: извините, товарищи общественники, изучайте федеральное законодательство, чтобы не попасться. Омбудсмен Валерий Лукин резонно заметил: если специально отведённые места предназначены только для одного вида публичных мероприятий – собраний, отчего в законе нет прямого указания, что и все замечательные нормы и запреты, в том числе о санитарии, только для этих мест и этого вида сборищ? Получается, у чиновников есть повод распространить все требования и на митинги и на шествия и запретить их. Лукин откопал в законе ещё одну интересную фразу: митингующие не должны мешать «объектам жизнеобеспечения». «А где их в Иркутске нет?» – осведомился омбудсмен. Теперь, получается, митинги только на околице можно проводить. Он предложил это широкое понятие исключить, как и специальные санитарные и пожарные нормы. Лукин считает нормальным ориентироваться на федеральный список, который содержит только четыре вида «запрещённых» мест, добавить в закон ещё культовые сооружения. И не устраивать из детских площадок и остановок «запретных зон». 

– А конкретно кто определит места? – задали наконец главный вопрос из зала. 

– Уполномоченный орган исполнительной власти. 

– Когда?

– До 31 декабря 2012 года. 

– Но эти места ведь не обсуждаются.

– Обсуждать можно всё.

Тем не менее ясно, что общественников на составление списка мест не пригласят. Или пригласят, когда он уже будет готов. Исключены из этой работы и муниципалитеты, которым в законе не было делегировано право на представление списка мест. «Серый дом» развязал себе руки в этом вопросе на 100%.  

«Хоровод какой-то на пять километров»

«Цифра 150 человек – условная», – решил предупредить очередную волну возмущения общественности Алексей Петров, когда речь зашла о пресловутой пятой статье закона, регламентирующей «предельную численность лиц, участвующих в собрании в специально отведённом месте».  Юрист пояснил, что, называя именно этот порядок цифр, авторы решили: пусть будет не меньше 150 («оптимальное среднее количество»), а уж далее цифра может обсуждаться в сторону увеличения. «Максимальная планка лиц, участвующих в таких собраниях, не определена», – заверил Петров. «Вы почему 150-то ставите? Поставьте хотя бы 500 элементарно!» – закричал Тимофей Шишов и заметил, что норма, к примеру, для сквера Кирова занижена в четыре раза. «Да та же «Единая Россия» будет проводить, подаст заявку на 500, я лично пойду в прокуратуру и напишу, что 150 максимум, чтобы единороссам жизнь мёдом не казалась и они смотрели, за что они в Заксобрании голосуют», – распалился Шишов.  «Минимальная – сто, меньше нельзя, больше можно!» – почти в отчаянии попытался объяснить норму закона Алексей Петров ещё раз. Никто из общественников опять не поверил. 

Комическая ситуация вышла и с одиночными пикетчиками. Их предложено расставить в законе в 50 метрах друг от друга. Авторы закона опасаются, что пикетчики могут обойти требования закона и, собравшись вместе, организовать не отдельные пикеты, а публичное мероприятие. А на него уже требуется специальное разрешение. Собираться можно в количестве не более 100 «голов». Действительно, куда больше, когда и сотню расставить с условием «50 метров между» – это уже что-то невообразимое получится. «Хоровод какой-то на пять километров», – засмеялся один из оппозиционеров. Почему законодатели так рьяно пытаются защитить город от произвола пикетчиков, а вот прописать в законе норму, запрещающую «бронирование» мест одной организацией, или запрет разбирать дорогу накануне митинга уже не могут, осталось неясным. 

Валерий Лукин призвал всех не тратить эмоции, а готовить реальные поправки. Вот часть поправок его рабочей группы: количество 150 заменить на 500 человек, норму о сотне пикетирующих исключить, а расстояние между пикетчиками сократить до 10 метров (в этот момент зал зааплодировал Лукину). Омбудсмен предложил, чтобы областные власти составляли список мест только с учётом предложений муниципалитетов и мнения общественных объединений. Лукин категорически настаивает на том, что закон должен вступить в силу не ранее опубликования «Серым домом» списка специально отведённых мест, потому что чиновники могут организовать «правовой вакуум», долго-долго не принимая подзаконный акт. 

Алексей Петров ещё раз напомнил, что в Конституционном суде РФ сейчас на рассмотрении запрос группы депутатов Госдумы, требующих проверки на соответствие Конституции ряда положений аналогичного федерального закона. Иркутские юристы были включены в экспертное исследование, проводимое КС РФ. «С моей точки зрения, у этого запроса есть реальная перспектива, – сказал Алексей Петров. – И можно ожидать, что часть положений федерального закона будут признаны судом незаконными». В частности, по специально отведённым местам. Не исключено, что региональный закон сильно поменяется уже в 2013 году. Тем не менее законопроект будет вынесен на сессию 28 ноября во втором чтении, до этого времени глава комитета по госстроительству ЗС Борис Алексеев лично пообещал, что примет от общественников любые поправки. Учтут ли их депутаты – это уже другой вопрос. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры