издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Эксперт не станет рисковать репутацией»

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Негосударственная экспертиза проектной документации в прошлом году начала активно завоёвывать рынок. После того как появилась возможность выбора экспертной организации, многие заказчики предпочли услуги негосударственных компаний. Количество проектов, которые получили их заключения, возросло на порядок. Почему всё больше объектов будут проходить негосударственную экспертизу и скажется ли это на сроках и качестве строительства, рассказал генеральный директор одной из крупнейших в регионе негосударственных экспертных организаций ЗАО «ПРИНЦЭПС» Сергей Никитин.

– Право выбирать между государственной и  негосударственной экспертизой строительных проектов появилось в апреле прошлого года. Как за это время изменился рынок данных услуг?

– Институт негосударственной экспертизы проектной документации задумывался с 2005 года. Первое постановление, которое пре-дусматривало его создание, вышло в 2008-м. Правда, тогда в  Градостроительном кодексе ещё было прописано, что объекты, отвечающие определённым условиям, всё-таки подлежат обязательной  государственной экспертизе. С 1 апреля 2012 года уточнение «государственной» ушло из закона. Теперь отдел выдачи разрешительной документации может положить в основание заключение не только госэкспертизы, но и негосударственной экспертизы. Касается это, впрочем, только объектов, которые строятся на собственные средства заказчиков. Бюджетные стройки по-прежнему подлежат государственной экспертизе.

– Насколько развита практика негосударственной экспертизы в регионе? 

– По состоянию на середину декабря 2012 года  в Иркутской области аккредитованы всего две организации по проведению негосударственной экспертизы. Одна из них – «ПРИНЦЭПС» («Прибайкальский исследовательский научный центр экспертиз и проектирования в строительстве»). Остальные игроки рынка, работавшие ранее, не смогли подтвердить возможность проведения экспертизы, поскольку не имели нужных специалистов. Эксперты ведь должны быть аттестованы в Минрегионе РФ. Наши сотрудники уже прошли эту процедуру.  Сейчас в штате работают шесть экспертов, остальные привлекаются под конкретные проекты. Но, думаю, из-за роста заказов в этом году мы увеличим численность сотрудников. 

– Кто из заказчиков обращается в организации по проведению негосударственной экспертизы?

– За короткое время с начала образования фирмы, а это 2010 год, квалификация наших экспертов позволила работать с такими крупными заказчиками, как Минздравсоцразвития  РФ, Федеральная налоговая служба. В частности, рассматривали документацию одного из крупнейших реабилитационных центров в Москве. Работали плотно с судебным департаментом Иркутской области, для которого проводили полноценную экспертизу проектной документации. С апреля поток клиентов вырос на порядок. Теперь к нам обращаются практически все частные заказчики. Проверяем очень много проектов жилья, производственных объектов. По количеству больше нежилых строений,  а по площади лидирует жильё. 

По области у нас очень широкая география – практически все крупные населённые пункты. Работаем с «Иркутскэнерго», Иркутскгипродорнии, Байкальским банком Сбербанка РФ (например, переформатирование офисов проходит экспертизу у нас). Среди строительных компаний – «ВостСибСтрой», УКС города Иркутска, «Стройконсалт», «Сибавиастрой», ЗАО «Стройкомплекс», ОАО «Ангарское управление строительства». Из знаковых объектов, которые прошли экспертизу в «ПРИНЦЭПС», можно назвать «Театральный квартал» на улице Коммунаров в Иркутске, а также торговый центр «Абсолют» на улице Грибоедова. Разумеется, объекты, получившие наши заключения, ещё только будут строиться. С проектами в других регионах мы тоже успели поработать: сотрудничали с заказчиками из  Бурятии, Якутии.  В Татарстане  проводили экспертизу жилого комплекса. Имена клиентов, их проекты, география нашего присутствия – всё говорит о том, что у негосударственной экспертизы есть неоспоримые преимущества. 

– О каких преимуществах речь? 

– Мы очень гибко работаем, по результату сокращая сроки и расходы на экспертизу проекта. Ведь раньше процедура в государственном агентстве могла сильно превышать нормативный срок в 60 дней. У нас график работы утверждается и строго соблюдается. Например, на согласование одного документа отводим пять рабочих дней – и движемся такими темпами. Кроме того, стоимость негосударственной экспертизы ниже государственной. Разницу назвать сложно, поскольку она зависит от заказчика, объёмов, качества проекта. Ещё один плюс – негосударственные  эксперты, в отличие от государственных, могут консультировать проектировщиков. Они предложат реальное решение возникших затруднительных ситуаций. Госслужащие такой возможности лишены по закону и могут лишь давать по проекту заключения и делать замечания.

– Как часто эксперты возвращают проекты на доработку? 

– Ни одна работа не обходится без замечаний. Нет проекта, который бы сразу прошёл экспертизу и получил положительное заключение. Иногда это просто технические ошибки, иногда – намеренное желание обойти требования закона. Многие замечания появляются потому, что у клиента недостаточно квалифицированные проектировщики. 

– Стоит ли опасаться, что негосударственные экспертные организации будут менее требовательны к проектам? 

– Раньше высказывались  мнения, будто негосударственная экспертиза – это менее качественный анализ проекта. Мы своей работой всегда пытались доказать обратное. Например, когда выиграли тендер на проведение экспертизы реабилитационного центра в Москве, успешно справились, а Минздравсоцразвития даже выразило благодарность за грамотную работу, показывало её в качестве образца другим. Однако некоторые заказчики всё же неоднократно пытались повлиять на нас и заставить подписать проект, который не соответствует нормам. Они были уверены, что за деньги мы сделаем любое заключение. Но мы на такие сделки с совестью никогда не пойдём. Эксперт не станет рисковать репутацией и нести уголовную ответственность за недостоверность подписанного им заключения. К тому же разрешение на строительство, основанное на некачественном заключении, всегда можно оспорить. Заказчики должны это понимать, прежде чем покупать документы, залезать в кредиты и продавать дольщикам квартиры.  Тем не менее через сито аккредитации удаётся просочиться  карманным фирмам, фирмам-однодневкам, которые выдают подобные заключения. Что бросает тень на институт негосударственных экспертиз в целом. В этом, конечно, сохраняется опасность отмены обязательной экспертизы. 

– Как тогда отличить качественную экспертную организацию? 

– Строительное сообщество узко и специфично. Профессионалы в Иркутске знают друг друга, их можно по пальцам пересчитать. Основа экспертной организации – высококвалифицированные эксперты. У нас штатные эксперты имеют большой опыт экспертной деятельности, пройдя школу госэкспертизы, поработав также в надзорных и контрольных организациях. Они известны, им доверяют. Некоторые имена как бренд, гарантия качества. Поэтому к нам приходят те заказчики, которые хотят быть уверенными в качественном проектном продукте. 

Кроме того, показательным являются сроки работы экспертизы. Если фирма создана и успешно функционировала на рынке до 01.04.2012 года, это говорит о том, что она пришла всерьёз и надолго, профессионализм её сотрудников востребован рынком, востребован заказчиками капитального строительства. А если фирма была создана после 01.04.2012 или до, но не функционировала, то потенциальным заказчикам стоит задуматься о целях создания подобной фирмы и профессионализме.

– Для людей, не имеющих отношения к строительной отрасли, принципиально ли, кто проверял проект? 

– Безусловно. Мы стремимся, чтобы на качество экспертных услуг обращали внимание и покупатели жилья. Это должно стать одним из определяющих критериев при выборе квартиры. Всё-таки ошибки проектирования могут дорого стоить владельцам, особенно при чрезвычайных ситуациях. Кроме того, при негосударственной экспертизе, как правило, сокращаются сроки подготовки документов, а значит, строительства и ввода жилья. 

– Продолжит ли расти объём заказов у негосударственных экспертов, в частности в «ПРИНЦЭПС»?

– Свой пул заказчиков мы уже сформировали. В следующем году ожидаем, что наши крупные клиенты, в частности «Иркутскэнерго» и Сбербанк, увеличат объём проектов. В этом году они по большей части пробовали, выбирали экспертов. Совместное сотрудничество устроило все заинтересованные организации, поэтому в 2013 году ожидаем, что объёмы работ будут  больше.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры