издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Цель оправдывается

Минэкономразвития защищает перед депутатами систему целеполагания Иркутской области

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Региональное минэкономразвития решило покончить с беспорядком в стратегическом планировании и разработало систему целеполагания, которая, как предполагают в ведомстве, скоординирует работу органов власти на всех уровнях: от губернатора до учреждений, оказывающих услуги населению. Иркутская область станет первой в России, кому предстоит испытать на себе новую систему государственного менеджмента, пока же министерство экономического развития презентует её в Законодательном Собрании региона и надеется на понимание со стороны депутатского корпуса.

«Мы пилоты» 

Разработкой системы целеполагания минэкономразвития Иркутской области занялось с приходом нового руководителя Руслана Кима. Подобную схему работы органов государственной власти в регионе уже пытались применить в 2007-2008 годах, но тогда дело не пошло. «По большому счёту, мы не изобрели ничего нового, но пока ни один из регионов не работает по такой системе. Мы «пилоты», – заявила начальник управления стратегического развития, макроэкономического анализа и прогноза минэкономразвития региона Оксана Тетерина на обсуждении проекта в Законодательном Собрании Приангарья в минувший вторник. 

«Фишкой» целеполагания, поясняет чиновница, должна стать максимальная синхронизация действий органов исполнительной власти: «Правительство Иркутской области делает попытку связать ответственность, результат и ресурсы на всех уровнях управления, начиная от губернатора и заканчивая учреждением, которое оказывает услуги населению». Специально для этого разработаны Правила построения системы целеполагания и планирования деятельности органов государственной власти Иркутской области. Второе её название так и звучит: «Система управления регионом, ориентированная на результат».

В 74-страничных правилах описывается, из каких ступеней состоит достижение главной цели правительства – повышение качества и уровня жизни населения Иркутской области. В первую очередь, считают разработчики проекта, необходимо поставить правильные стратегические задачи, затем сформировать стратегию социально-экономического развития региона, определить тактические задачи, а потом, исходя из них, составить перечень долгосрочных целевых программ, ответственность за выполнение которых станут нести конкретные администраторы. Конечной цепью в системе целеполагания являются конкретные мероприятия целевых программ, выполнение которых обязано дать измеримый результат. 

«Тренд отсутствия взаимосвязи» 

Система стратегического планирования Иркутской области предполагает, что к 2020 году регион войдёт в топ-5 субъектов по уровню и качеству жизни в России. Для достижения этого результата в Приангарье в разное время было принято много программных документов, в частности Концепция социально-экономического развития, а также одноимённые программы, последняя из которых заканчивает действие в 2015 году и на смену которой уже разрабатывают новую. Однако, признают в минэкономразвития Иркутской области, качество реализации поставленных задач оставляет желать лучшего. 

Ведомство не устраивает беспорядок в документах планирования. «Не все стратегические цели, обозначенные в Концепции социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года, имеют привязку к действующей программе социально-экономического развития региона. Такой же тренд отсутствия взаимосвязи мы наблюдаем между поставленными целями и целевыми программами», – признаёт Оксана Тетерина. Например, задача по комплексной переработке природных ресурсов, обозначенная в концепции, не находит отражения ни в одной целевой программе, а некоторые из документов, требующих определённого финансирования, предполагают достижение неизмеримых результатов. 

«Сумбурность в целевых программах, которую мы имеем, не может привести к выполнению стратегических целей, – констатирует Оксана Тетерина. – Мы проделали большую работу: провели экспертизу всех программ и стратегических документов и пришли к выводу, что у нас цели исполнительных органов государственной власти не увязаны со стратегическими целями и задачами, а в Концепции социально-экономического развития есть задачи, которые не расшифровываются в целевых программах. Соответственно, мы заведомо ставим себе невыполнимые цели». 

В 2012 году в Иркутской области действовало 119 различных целевых программ, из них 21 федеральная из 55 разработанных, а также по 49 областных и столько же ведомственных.

Амбициозная задача 

Среди мероприятий целевых программ, удостоверились в министерстве, есть дублирующиеся, избыточные или вообще неконкретные, размытым результатом которых должен стать «существенный вклад в социально-экономическое развитие Иркутской области». В марте министерство приступит к инвентаризации действующих программ и попытается избавиться от нестыковок. Кроме того, расходы областного бюджета планируется полностью перевести на программные рельсы, а также разработать новую программу социально-экономического развития сроком до 2018 года. 

«Мы поставили перед собой амбициозную задачу: в июне в первом чтении рассмотреть проект закона о программе социально-экономического развития. С учётом системы целеполагания мы также намерены формировать бюджет Иркутской области на 2014–2016 годы и уже в следующем году сможем посмотреть на результат работы по той системе, которую выстроим», – предполагает Оксана Тетерина. Однако оптимизм чиновников разделяют не все. Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС Юрий Фалейчик предположил, что делать выводы об эффективности системы целеполагания ещё рано. 

«Предложенная система увязывает работу правительства, начиная от стратегического планирования до текущей деятельности, подгоняя под общие цели и задачи с индикаторами показателей. Конечно, это требует безумной синхронизации. По моим субъективным ощущениям, правительство пока не готово к работе такого плана», – считает депутат. Однако в региональном правительстве со всей серьёзностью относятся к новой системе и планируют начать её внедрение незамедлительно. На ближайшей сессии Законодательного Собрания заместитель председателя облправительства Алексей Зезуля представит новшество всему депутатскому корпусу, ещё не успевшему вникнуть в тонкости системы. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры