издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Перегруженный центр, неразвитые окраины

Каким Иркутск увидели участники Байкальского градостроительного университета

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Сделать центр Иркутска неудобным для автомобилистов, но при этом доступным, а отдалённые районы более привлекательными для жителей предлагают участники Международного Байкальского зимнего градостроительного университета. Побывав на финальной презентации проектов молодых архитекторов и урбанистов, «Сибирский энергетик» узнал, каким мог бы стать областной центр.

В Иркутске существует дисбаланс между перегруженными многофункциональными общественными пространствами центра и неразвитыми, малопривлекательными публичными зонами в отдалённых районах города, заметили все участники зимнего градостроительного университета, который завершил свою работу в минувшую пятницу. Каждая из пяти интернациональных команд, в которые вошли молодые специалисты в области градостроительства, экологии, экономики и транспортных систем, разрабатывала проект развития исторического центра и одной из площадок за его пределами. 

Так, одна из команд обратила внимание на то, что большинство общественных пространств и зелёных зон в Иркутске ограничены или разделены дорогами и магистралями. Это делает их менее доступными, безопасными и привлекательными для горожан. Например, прогуливаясь по набережной Ангары на бульваре Гагарина, пешеход останавливается у моста через реку, здесь существует некий пространственный «разрыв» – благоустроенная прогулочная часть Нижней набережной берёт начало лишь от Вечного огня. Неплохо было бы соединить эти участки набережной, считают молодые специалисты, и продолжить прогулочную зону до реки Ушаковки. Обнаружив заброшенное промышленное здание, участники Зимнего университета предложили преобразовать его в открытое пространство для выставок, художественных мастерских и творческих кружков. 

Команда, работавшая над проектом развития Боково и Иркутска II, отметила дисбаланс частного и общественного интересов, существующий в городе. «Пространства формируются архитектурными «границами». Например, одноэтажные дома рядом с высокими офисами, деревянными постройками прошлых веков или современной застройкой последних нескольких лет. Вы можете увидеть традиционные орнаменты рядом со стеклом и бетоном современных фасадов. Другие «границы», которые широко распространены по всему городу, – это ограждения строительных площадок, ограды между разными функциональными зонами улицы. Все эти разные элементы приводят общественные места к хаосу, вместо того чтобы объединить их», – говорится в презентации одной из команд.

В спальных районах пустуют дворы построенных ещё в советское время многоквартирных домов. Преодолеть разобщённость городского пространства можно, по мнению молодых специалистов, если вовлечь людей в жизнь сообщества, например в озеленение собственного двора. Пока у местных жителей мало навыков для совместной работы и обсуждения проблем, интегрирующую роль мог бы играть муниципалитет. Его задача – найти места, с которых надо начать работу, предоставить инструменты и материалы. Примером успешного применения этого принципа участники назвали публичный сад в Монреале, в котором работают на общественных началах уже 10 тысяч человек.

«Городские кочевники» предложили перенести избыточные функции из центра города в районы, оставив главную – культурную

Лучшим в этом году экспертное жюри выбрало проект команды «Городские кочевники», которая предложила трёхуровневую концепцию городского пространства. На физическом уровне это транспорт, пешеходные маршруты и зелёные зоны, в буквальном смысле соединяющие части города. Уличная мебель и малые архитектурные формы создают визуальную систему связи, помогают в создании городской идентичности. Третий уровень – виртуальная сеть, которая позволяет объединяться жителям разных районов, узнавать о событиях и городских мероприятиях, участвовать в них и делиться впечатлениями. 

Сегодня, по мнению «кочевников», существует дисбаланс между интенсивно застроенным, многофункциональным центром и слаборазвитыми районами. Городская транспортная система только поддерживает этот дисбаланс. Участники предложили создать в каждом из районов универсальное общественное пространство. «Мы верим, что такие пространства объединят город, – говорил представитель команды, защищая проект. – Сегодня вы вряд ли отпустите ребёнка в Ново-Ленино, а завтра, возможно, вся семья отправится туда в кино». 

Падь Долгую, район между Университетским и Первомайским, «кочевники» представили как пилотный проект альтернативы историческому центру. Связи этого микрорайона с другими частями города нарушены: падь отрезана от «соседей» магистральной дорогой и железнодорожными путями. Команда предложила построить пешеходный мост над этими транспортными артериями, а также эстраду, которую можно было бы использовать и зимой и летом для разных районных мероприятий – соревнований, ярмарок, концертов и так далее. 

Из центра города, где сегодня преобладает коммерческая функция, необходимо по возможности перенести в другие районы большинство магазинов и китайский рынок и вернуть историческому пространству основное, культурное значение. Кроме того, чтобы разгрузить центр, «кочевники» предлагают уменьшить автомобильную проходимость центральных улиц. «Раньше по Карла Маркса проходила городская стена, теперь мы видим на ней стену из припаркованных машин», – говорят участники команды. Уменьшить число машин, но сохранить доступность центра можно, создав систему перехватывающих парковок, пересадочных станций и новых маршрутов городского транспорта. Городу может быть полезно новое транспортное кольцо, которое свяжет отдалённые районы таким образом, чтобы снизить транзитные поездки через центр, считают «кочевники». Они придумали даже «рекламные» события для новых общественных пространств, например иркутский марафон, маршрут которого пройдёт через разные части города, или иркутский кинофестиваль с демонстрацией фильмов во всех кинотеатрах. 

«Ребята попытались разрешить острые вопросы транспортной политики, – цитирует сайт Зимнего университета заместителя директора архитектурной ассоциации «Les Ateliers» Леа Морфуаза. – Может быть удачным предложение сделать такие центральные части города, как улица Карла Маркса, пешеходными или частично пешеходными зонами». Идеи вовлечения горожан в жизнь сообщества и полицентричности, которые предложили несколько команд, также были отмечены экспертами. 

Изображение предоставлено Международным Байкальским зимним градостроительным университетом

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры