издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Шлейф от Фукусимы

  • По материалам: СМИ

Глобальные последствия аварии на Фукусиме могут угрожать нашим усилиям по недопущению изменений климата, написала британская «New Scientist« (опубликовано Inosmi) в материале, который был приурочен двухлетней годовщине аварии на атомной станции Фукусима-1. Трагедия произошла 11 марта 2011 года. Тогда весь мир наблюдал за тем, как техники пытались устранить последствия перегрева реактора на востоке Японии. Появились опасения относительно того, что ужасные последствия этой аварии могут затронуть даже западное побережье США.

От атомной энергетики

Фукусима встала в один ряд с другими крупными авариями на атомных станциях, включая Чернобыль и Три Майл Айленд. Что касается последствий этой аварии для атомной и «чистой» энергетики, то их ещё предстоит оценить.

Для Германии авария на Фукусиме стала последней каплей, констатировало издание. В течение десяти лет все атомные станции в стране будут закрыты. В Великобритании и США негативное настроение общественности в сочетании с неприятием идеи строительства атомных электростанций частным сектором без финансовой страховки со стороны государства делает возрождение атомной энергетики маловероятным. Кроме того, в обеих странах по-прежнему сильно мрачное наследие военных и гражданских усилий в ядерной сфере. Даже легендарный энтузиазм французов в отношении развития атомной энергетики при президенте Франсуа Олланде сошёл на нет. 

Хотя в целом потенциал атомной энергетики по всему миру продолжает набирать силу, однако уже не теми темпами, что были до Фукусимы, пишет «New Scientist«. Согласно опубликованному на этой неделе докладу международного агентства по атомной энергии, в 2012 году было начато строительство семи новых атомных электростанций. Поэтому атомная энергетика вовсе не ушла в прошлое. Однако темпы строительства атомных станций едва ли сопоставимы с темпами возведения угольных и газовых станций, которых ежегодно вводится в эксплуатацию по нескольку сотен. 

В этом-то и проблема. Несмотря на хорошую динамику развития энергетики на возобновляемых источниках, на крупных энергетических объектах по-прежнему используется сжигание топлива, будь то уран или каменный уголь. Кажется, что мир боится атомной энергетики больше, чем изменений климата. Скорее всего, это ошибка, считает «New Scientist«.

Эту тему в этой же тональности подхватил портал «Searchnews». В конце 2012 года происходило строительство 68 реакторов в 14 странах, из них 44 в Азии, приводит данные ресурс. Кроме того, во всём мире на разных стадиях находится строительство ещё порядка 110 реакторов, около половины из них приходятся на Китай и Индию. В последующие 10-15 лет эти две страны хотят увеличить долю ядерной энергетики в производстве электроэнергии на четыре и девять процентов соответственно.

К атомной энергетике

Китай особенно активно развивает мощности по производству электроэнергии из возобновляемых источников и стремится прежде всего уменьшить зависимость страны от вредного для здоровья и климата сжигания угля. Как пояснил Чжу Чживей из Института ядерных технологий при Пекинском университете Цинхуа, производство атомной энергии имеет для китайского правительства «стратегическое значение». Без ядерной энергетики, по мнению китайских политиков и учёных, не удастся достичь уменьшения выбросов углекислого газа в атмосферу, подчеркнул Чживей. При сохранении нынешних темпов строительства к 2020 году мощность ядерной энергетики Китая достигнет 60-70 гигаватт, что равно сегодняшним атомным мощностям Франции. Тогда как развитие гидроэнергетики сейчас наталкивается на природные и политические ограничения, такие как, в частности, потенциальные конфликты с соседними странами.

Соседка Китая Индия также делает ставку на развитие ядерной энергетики. С 2010 года ведутся переговоры страны с Францией о строительстве концерном Areva шести современных ядерных реакторов с водой под давлением типа EPR на западе страны в штате Махараштра. Реактор EPR рядом с моделью AP1000 американского производителя Westinghouse, который сейчас строят в Китае, считается образцовым с точки зрения безопасности – по крайней мере, так считают инженеры. 

Но несмотря на это, большая часть индийского населения обеспокоена. Сопротивление вызывает не только строительство по российским технологиям АЭС Куданкулам в штате Тамил-Наду, но и проект АЭС Джайтапур в Махараштре, отметила Каруна Райна из индийского отделения Greenpeace. По её словам, индийские крестьяне отклонили предложение правительства о закупке земли под строительство АЭС даже после повышения цен. «Причиной стало то, что они чётко выступают против строительства атомной станции в этом регионе», – убеждена Райна.

По мнению индийского эксперта по вопросам безопасности Удая Бхаскара, стране необходимо преодолеть внутриполитическое сопротивление в этом вопросе. Индии необходимо «сбалансированное увеличение доли ядерной энергетики», ведь страна нуждается в электроэнергии «из всех доступных источников», отметил эксперт. 

Даже в Японии повреждения трёх реакторов комплекса Фукусима пока не привели к длительному отказу от ядерной энергетики. Новое правительство премьер-министра Абэ Синдзо из «атомной» либерально-демократической партии Японии отменило объявленный предыдущим правительством курс на отказ от использования АЭС. Сейчас в Японии работают только два из 50 реа-кторов. Что произойдёт с остальными 48 – вопрос открытый. Планы строительства новых реакторов пока так же не сняты с повестки дня. Осуществляемый Японией импорт горючих полезных ископаемых тем временем привёл к невиданному торговому дефициту. Это стало аргументом в пользу возвращения к ядерной энергетике. 

Однако даже если внутри страны не будет спроса на японские атомные технологии, его хватает и за её пределами. Вьетнам планирует до 2020 года ввести в эксплуатацию свой первый ядерный реактор. К 2030 году это число должно увеличиться минимум до девяти. Россия и Япония уже подписали контракты на строительство первых реакторов. Полугосударственное Японское агентство по атомной энергии уже более десяти лет участвует в подготовке вьетнамских специалистов.

Правительство Индонезии также делает ставку на мирный атом, чтобы удовлетворить растущую потребность страны в электроэнергии. К 2015 году должны заработать четыре АЭС мощностью один гигаватт каждая. Представитель Национального агентства по атомной энергии Индонезии (BATAN) Ферхат Азиз отвергает критику относительно недостаточно высоких стандартов безопасности. Большинство стран также начинали свои атомные программы ещё до того, как на 100 процентов владели технологией, аргументирует Азиз. «Я уверен, что индонезийские учёные имеют достаточно знаний и опыта», – говорит он.

Индонезия так же постепенно открывает свои ресурсы геотермальной энергии, которые, по оценке немецкого банка KfW, имеют мощность 27 гигаватт. По данным банка, первые проекты по строительству геотермических электростанций в индонезийских провинциях Ачех и Сулавеси находятся в подготовительной фазе. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры