издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Танцы минус

Почему ночные клубы меняют профессию

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

С одним из старожилов ночной жизни Иркутска – клубом «Стратосфера» – тусовка попрощалась в конце марта. Освободившиеся помещения область готовится продать, собственники второго этажа пока в раздумьях, что делать с оставшимися площадями. Одновременно в Интернете стали гулять объявления о продаже других крупных заведений города – «Панорамы» и «Акулы». Владельцы называют это фэйком и утверждают, что ночные клубы по-прежнему популярны. Их коллеги в «Стратосфере», наоборот, уверены: «Танцы – уже не то». А в «Фортуне» нашли новый формат развлекательного заведения.

«Гудбай, «Страта!»

По телефону «Стратосферы» угрюмые охранники отвечают, что клуб больше не работает. Последние вечеринки здесь прошли в конце марта. Провожали два дня подряд: сначала под бодрое «Гудбай, «Страта!», затем под грустное «Гудбай навсегда». Никогда не позиционировавшая себя скандальной, «Стратосфера» запомнилась городу в том числе историей с экс-губернатором Тишаниным, которому не приглянулась акция клуба «Для девушек, которые выпили на входе 100 граммов, вход свободный». По рассказам, он примчался в «Страту» со съёмочной группой, обвинял сотрудников клуба в «разрушении общества» и вопрошал: «Где нравственность?» Губернаторский гнев было легко объяснить: помещение, в котором располагался клуб, оставалось в областной собственности. 

С тех пор столь громких скандалов с клубом не приключалось. Его стали окружать многочисленные конкуренты, окончательно изменилась целевая аудитория. А в прошлом году правительство региона вспомнило, что ещё в1999 году отдало в аренду ООО «Трио и К» площади «Страты» (тогда кинотеатра «Гигант») за бесценок: 15 рублей за квадрат. Получалось всего 479 тыс. рублей в год. Справедливости ради отметим, что льготную ставку предприниматели получили не просто так, а за то, что на свои 

3 млн. долларов реконструировали и надстроили «Гигант». Минимущество Иркутской области, впрочем, этот аргумент не приняло и поставило первый этаж «Страто-сферы» (2581 кв. м) в прогнозный план приватизации на 2013 год с ориентировочной стоимостью 116 млн. рублей. Торги ещё не объявлены, но клуб закрыт, и это расценивается не иначе, как предпродажная подготовка.

«15 лет – это ж с ума можно сойти»

Чуть позже совладелец остальных площадей «Страты» – ООО «Трио и К» – стал подыскивать потенциальных покупателей для своей половины (второй этаж) и нового арендатора для части здания (первый этаж). За 2500 кв. м в центре собственники запросили 300 млн. рублей – втрое дороже, чем хочет за свою долю Иркутская область. Объект продавался с оборудованием. «Возможна также продажа без оборудования, для организации торгово-развлекательного центра», – говорилось в объявлении.

«Продажа нашей доли не связана с отъездом. Я и мои партнёры по «Стратосфере» просто устали от этого бизнеса. 15 лет – это ж с ума можно сойти! – рассказал «Конкуренту» Игорь Островский. – Я вообще давно занимаюсь другим делом. Думаю, заведению нужно менять профиль. Танцы – уже не то». Не то чтобы иркутяне перестали ходить на дискотеки, говорит предприниматель, но целевая аудитория смешалась и деформировалась. Теперь чаще всего она представляет собой то, что взрослые клубные управляющие снисходительно называют «шпаной».

Островский полагает, что многие его коллеги в Иркутске тоже не хотят больше заниматься этим бизнесом. «Дело даже не в прибыли, она не снизилась. Но стало очевидно, что нужно меняться, что-то придумывать. Нужен креативный подход, поскольку с точки зрения управления это очень сложный сегмент», – считает он. Следовательно, и продать такой объект как готовый бизнес в городе крайне непросто. «Выйти» из «Стратосферы» «Трио и К» планировала до конца 2012 года, однако, по словам Островского, доля по-прежнему в собственности у прежних владельцев, которые уже подумывают оставить площади себе и переоборудовать под «что-то другое». Сейчас Островский и партнёры остаются в поиске нового формата или потенциальных покупателей для объекта.

«Акула» на плаву

Одновременно со «Стратосферой» на продажу якобы был выставлен развлекательный комплекс «Акула» (ночной клуб, боулинг, ресторан, бистро). Объявление появилось в Сети 6 ноября прошлого года. За 2931 кв. м было запрошено 350 млн. рублей, хотя «торг возможен». Вместе с этим в сообщении предлагалось право аренды на участок в 2248 кв. м. Все параметры двухэтажного здания с цоколем были подробно расписаны. «Вместе со зданием продаётся имущество и оборудование, находящееся в здании на момент продажи (боулинг, пиццерия, музыкальная и световая аппаратура)», – говорилось в объявлении. Один из собеседников «Конкурента» подтверждал, что комплекс продаётся, причём ещё с апреля прошлого года. Однако управляющий НК «Акула» Павел Сорокин назвал предложение фэйком и заявил, что никто не обращался к нему по этому поводу: ни владельцы, ни потенциальные покупатели. «Информация по поводу продажи клуба ошибочна. Не совсем понятно, как объявление попало в Сеть. Мы не продавали и не продаём клуб. Собственники остаются прежними. В планах у нас продолжать работать в сфере развлечений в формате ночного клуба, боулинга и кафе», – сказал «Конкуренту» Сорокин. 

Причин менять формат, а тем более уходить от этого вида бизнеса управляющий не видит. Посещаемость стабильная, прибыль есть, аудитория широкая. Кардинально перестраивать работу «Акулы» не планируется. «На протяжении всей нашей истории проводились многочисленные изменения, в том числе слогана, – говорит Сорокин. – Начинали с «территории развлечений», затем перешли на «самый скандальный», после вернулись к «главному развлекательному». Вместе с этим меняется наполнение наших вечеринок». Единственное, что признаёт управляющий, – в Иркутске за последнее время в сфере развлечений конкуренция выросла за счёт открытия «небольших хороших заведений, позиционирующих себя как клубы-рестораны, бары-клубы». Они принимают всего до 100–150 человек («Акула» рассчитана на тысячу). Это «Барракуда», «Барсук», «Индокитай», «Бар Акабама». «Они тоже предлагают хорошее обслуживание, программы, так что мы почувствовали определённый прессинг с их стороны. Естественно, какую-то часть людей они привлекли к себе, – рассказывает Сорокин. – Конкуренция есть, но мы делаем всё возможное, чтобы посещаемость была на уровне. Чувствуем себя уверенно».

Клуб искусств 

От танцев в больших клубах стали уставать не только посетители, но и владельцы

«Акула» оказалась не одинока: вскоре в Сети появилось объявление о продаже культурно-развлекательного комплекса «Панорама». Если верить предложению, цена составила 305,21 млн. рублей за 4620 

кв. м (клуб «Панорама», банкет-холл «Седьмое небо», кафе «Шоколад», офисные и вспомогательные помещения). Указанный в объявлении риэлтор Дмитрий Иваник в разговоре с корреспондентом «Конкурента» факт выставления объекта не отрицал, но причины продажи уточнить отказался. «Если вы хотите купить, то ко мне. Если вам интересно, почему продаётся, я вам не отвечу. Это коммерческая тайна», – сказал он. Арт-директор клуба «Панорама» Андрей Артюшин вовсе опровергает информацию о возможной сделке. «О продаже у меня нет данных. Мало ли кто мог разместить объявление в Интернете», – заявил он. По словам представителя клуба, «бизнес очень рентабельный». «Кто сказал, что ночные клубы стали менее популярными? Откуда у вас такая информация – не понимаю», – возмутился он и добавил, что клуб продолжает успешно работать и ориентироваться на «хорошую красивую молодёжь».

Предложение сменить собственника «Панорамы» тем временем пришло с неожиданной стороны – от мэрии города. Там якобы уже разработан проект по превращению ночного клуба в Дворец искусств для детей, молодёжи и взрослых. Об этом по телевидению сообщил депутат гордумы Михаил Корнев, традиционно ратующий за нравственный облик города и попирающий в том числе однополую любовь. По его разумению, строить новый ДК в Иркутске в четыре раза дороже, чем выкупить «Панораму». О намерениях города владельцам клуба, впрочем, оказалось ничего не известно. «В администрацию ночного клуба пока не поступало предложения от мэрии Иркутска о покупке здания», – цитируют коммерческого директора заведения Ксению Геевскую.

Имиджа ради

Единственным крупным ночным клубом, который заочно ещё никто не пытался продать, остаётся «Мегаполис». Его директор Александр Богданов называет бизнес «вполне рентабельным» и говорит, что прибыль «устраивает собственников». «Клуб работает каждый день, никаких тенденций к уменьшению количества гостей мы не заметили», – уверяет директор. Формат, по его словам, давно определён и кардинально меняться пока не будет. А то, что владельцы отказываются от бизнеса, зависит именно от них, считает Богданов. «Некоторые люди не готовы вкладывать деньги в перспективные долгосрочные проекты, хотя, на мой взгляд, окупаемость у подобных заведений достаточно высока», – полагает он. Однако, по мнению руководителя консалтинговой компании «Бизнес-Эксперт» Олега Змановских, далеко не всё зависит от желания владельцев. Есть и объективные факторы, в том числе состояние рынка. Змановских отмечает, что если раньше в практике продажи готовых бизнесов вообще не сталкивался с ночными клубами, то недавно получил такое предложение. Сейчас его фирма ведёт переговоры с продавцами одного ночного клуба стоимостью около 40–60 млн. рублей. Для заведений наподобие «Стратосферы» найти покупателя будет сложно: иркутский рынок с большим трудом «проглотит» такой объект.

Тенденцию спада интереса к ночным клубам отмечает и руководитель предприятия «Фортуна» Нина Чекотова: «Свою основную функцию ночные клубы выполнили много лет назад, когда формат дискотек в Домах культуры перестал быть доступным для населения». Эта миссия, по мнению Чекотовой, заключалась в том, чтобы дать молодёжи альтернативу ночным приключениям на улице. Однако собственникам вновь открывающихся клубов, по мнению эксперта, следовало учесть, что востребованность данного вида заведений рано или поздно будет снижаться. 

«Ситуация с возникшей потребностью в закрытии ночных клубов, которую мы наблюдаем сейчас, меня нисколько не удивляет и даже радует. У нынешних студентов другие интересы. Они в большей степени, чем представители поколения девяностых, сосредоточены на карьере, на здоровье. Это правильно, что всё больше молодых людей считают время, проведённое в ночном клубе, потраченным впустую», – отмечает директор «Фортуны». 

Новый формат

Потребность в трансформации собственного заведения во что-то иное компания ощутила одной из первых в Иркутске – пять лет назад. «Был начат новый проект, но по определённым причинам, в том числе финансовым, его пришлось остановить на полтора-два года, – говорит Чекотова. – Сейчас работы возобновились. Уже выполнена часть работ внутри здания».

Для бывшего клуба выбран формат концертного зала, который соединится с развлекательным комплексом «Нескучный сад». Всё вместе – семь тысяч квадратных метров. «Кроме хорошей кухни, там должно быть увлекательное действо. Вот такая задача у нас поставлена», – пояснила Чекотова. Выбор формата концертного зала она объясняет тем, что в Иркутске нет хорошей площадки, которая бы соответствовала райдерам артистов мировой величины. Помещение также планируется использовать для проведения крупных корпоративных мероприятий, праздников. Ориентироваться новая «Фортуна» намерена в основном на взрослую публику, хотя «каждый найдёт там уголок по душе». Ожидается, что реализация проекта завершится в течение одного-полутора лет. Объём инвестиций пока не уточняется: многое будет зависеть от внутренней отделки и концертного оборудования.

В подготовке текста принимала участие Алина Кулыгина

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры