издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Не за участием, а за победой!»

С 5 по 8 июня в посёлке Листвянка проходила II Международная олимпиада по байкаловедению «Защитим Байкал». Юные исследователи из разных регионов Сибири, а также из Южной Кореи и Китая собрались вместе, чтобы проверить свои знания, поделиться идеями и поближе познакомиться с природой легендарного озера.

Как и в прошлом году, за организацию мероприятия взялись министерство образования и министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, а также Байкальский музей ИНЦ СО РАН. Сначала олимпиада проводилась в три этапа: школьный, муниципальный и областной. Но позже школьники из иностранных государств проявили интерес к конкурсу. Поэтому заключительный этап перерос в международный. В нём приняли участие 123 человека, учащиеся 6–8 классов. К сожалению, старшеклассники задействованы не были.

– В Иркутской области созданы два учебника по байкаловедению, которые рассчитаны на изучение в 5–7 классах, – рассказала консультант отдела дополнительного образования и куратор олимпиады Маргарита  Круглова. – Поскольку пятиклашки ещё маленькие, мы решили пригласить к участию восьмой класс. Так эти ребята могут подвести итог накопленным знаниям.

Командного первенства в этом году тоже не было: по положению о проведении всероссийских олимпиад конкурсанты боролись лишь за личную победу. Но общему командному духу такой порядок не помешал – домой ребята уехали, получив не только призы, но и новых друзей.

Байкаловедение — предмет, интересующий не только жителей региона, но и зарубежных школьников

Финальный тур олимпиады состоял из двух частей: теоретической и практической. На этапе теории школьникам нужно было ответить на тестовые вопросы по истории, географии, биологии и этнологии Байкала, а также написать творческое эссе о «диком» туризме на озере. Многие ребята положительно относятся к этому явлению, но считают, что необходимо установить доступный денежный сбор с туристов для поддержания чистоты и порядка на Байкале.  Практический этап заключался в презентации исследовательских работ. «Большинство докладов были посвящены социально-экологическим проблемам, – говорит Маргарита Круглова. – Но нельзя не отметить уникальные работы по описанию природных памятников озера. Могу выделить проекты Даши Парамоновой из Тулуна и Эвелины Оржанниковой из Вихоревки».

Проект Дарьи называется «Динамическая модель пищевой цепи озера Байкал». Девочка создала макет Байкала, с помощью которого можно наглядно объяснить школьникам, кто и для кого из обитателей озера является пищей. А Эвелина в своей исследовательской работе постаралась выяснить, какую на самом деле роль кедр играет в жизни человека. Вместе с руководителем Мариной Владимировной Васьковской она устроила для учеников и учителей социологический опрос, чтобы определить уровень их знаний  о сибирской сосне. Результаты не впечатлили Эвелину, и она решила провести исследование о полезных свойствах кедра.

Олимпийцы провели субботник и высадили более 1000 саженцев

«Асептика кедровой рощи очень велика, в ней даже можно проводить открытую полостную операцию, и никакие санитарные нормы не будут нарушены, – утверждает девочка. – Кедр благоприятно влияет на наше здоровье, увеличивает срок жизни, возвращает силы. Он может помочь не одному человеку, а всей нации!»

В городе, где живёт Эвелина, сибирской сосны почти не осталось. Талантливая семиклассница, её руководитель и друзья начали возрождение чудо-дерева в Вихоревке с посадки кедра в школьном дендрарии. На этом юная защитница сибирской сосны останавливаться не намерена. «Во всех школах нашего города проходит летняя практика, и детей можно приобщить к посадке семян кедра», – вдохновенно рассуждает Эвелина.

 Не каждого участника олимпиады интересуют такие глобальные вопросы, как здоровье нации. Некоторые натуралисты обратились к решению проблем насущных. Восьмиклассник Антон Асламов исследовал почвы Прибайкалья. Его целью было узнать, где семя будет лучше расти: в природных почвах или покупных. Исследовательскую работу «Влияние природных почв и покупных почвогрунтов на рост семян» ему помогал проводить педагог биолого-почвенного факультета ИГУ Алексей Приставка. По словам Антона, без поддержки этого учёного они с научным руководителем не справились бы.

Опыты проводились так: семена фасоли, гороха и ржи высаживались в два вида почв. Затем Антон наблюдал за всходом и развитием растений. «В природной почве сельскохозяйственные культуры всходят чуть-чуть быстрее, чем в покупной. В среднем на это нужна неделька, – делится Антон, – а ускорить процесс можно, поместив семя в воду. Тогда оно пустит корни уже через три дня». Мальчик отмечает, что эгоистично использовать все плодородные почвы региона в аграрных целях – нужно оставлять благоприятные условия и для естественной природы. Поэтому покупные субстраты – разумный вариант для посадки.

 Антон получил самый высокий общий балл среди всех участников олимпиады – 72,8. В теоретической части он тоже стал первым. В чём же залог его успеха? Сначала мальчик заявлял: «Всё просто! Главное – идти не за участием, а за победой!» А потом рассказал, что у него есть маленький секрет. «Ответы у меня получались ну очень большие, – пошутил Антон. – Мне кажется, что чем больше ответ, тем больше шансов, что его не дочитают до конца, а сразу поставят плюсик. Я искренне верю в эту теорию, и она мне помогает». Вместе с победой к восьмикласснику пришло повышенное внимание противоположного пола. Антон рассказал, что, когда стали известны результаты, многие девчонки захотели продолжить общаться с ним после конкурса.

Среди иностранных школьников итоги подводились отдельно. Организаторам приятно, что, хотя эти ребята живут далеко от Байкала, они хорошо знакомы с его флорой и фауной. Зато подростков из населённых пунктов, находящихся в непосредственной близости от великого озера, в списках призёров нет. Исключение составляет лишь Листвянка – шестиклассница из местной школы Полина Царёва достойно проявила себя в теоретической части конкурса. 

Международная олимпиада по байкаловедению – не просто состязание в знаниях, это целый мир, попадая в который не хочется возвращаться обратно. Ребята побывали на экскурсиях в музее «Тальцы», на территории Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС, в нерпинарии, в музее археологии Центра развития дополнительного образования детей Иркутской области. Школьникам-олимпийцам также удалось побывать на камне Черского, подниматься на который нужно по канатной дороге.

Чтобы внести практический вклад в сохранение чистоты и красоты жемчужины Сибири, школьники провели субботники в лагере «Эколог» и высадили более 1000 саженцев цветов на территории детской туристической базы.  В день подведения итогов для конкурсантов был устроен праздничный концерт, который завершился игровой программой. Организаторы отмечают, что все эти дети относятся к заботе об окружающей среде со взрослой ответственностью. За время олимпиады ребята успели подружиться и стать крепким, сплочённым коллективом. Все остались довольны конкурсом. Только восьмиклассники с грустью вздыхали: «Жаль, что в следующем году нам из-за возрастных ограничений не принять участие в соревнованиях». Увы, их нечем обнадёжить: организаторы не планируют менять формат олимпиады.

Фото предоставлены участниками олимпиады

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры